╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5
отведшего философии к к
т ковой столь в жную роль. Ведь философия для Цицерон -
"водительниц душ, изыск тельниц добродетелей, гонительниц
пороков". ( Tusc. V, II ) Он "породил город , соединил в
обществ р ссеянных по земле людей. . . , открыл з коны,
ст л н ст вницей порядк и нр вственности. " ( Ibid. V, II
(5) )
Философия "обещ ет привести того, кто повинуется ее
з кон м, к т кому совершенству, что он всегд буден вооружен
против судьбы, всегд будет иметь в себе все оплоты для
жизни честной и бл женной и всегд , ст ло быть, обл д ть
бл женством". ( Tusc. V (19) )
Ит к, философия убедил н с, при помощи Цицерон в том,
что смерть не стр шн , что можно противостоять боли и
стр д ниям, укрепил веру в с модовлеющую добродетель.
Цицерон в "Тускул нских бесед х предст ет перед н ми живым
человеком - бесстр стным мудрецом, чужд ющимся беспокойной
м ссы и с л сковой улыбкой д ющим н ст вления к р зумной
жизни. Он н учил своих современников и многие последующие
эпохи любить и ценить философию. Бог тство мыслей и
популярность изложения "Тускул нских бесед" и других
философских сочинений Цицерон , сдел ли их в Европе любимым
предметом чтения в школе и вне ее. Цицерон был одним из тех
древних, который н учил н с мыслить (к к з метил в свое
время Вольтер). Цицерон приобщил к философии не один только
Рим, но весь обр зов нный и стремящийся к обр зов нию З п д.
Вообще, в истории культуры немного можно н йти т ких
моментов, которые по своему зн чению могли бы ср вниться с
пребыв нием Цицерон в его Тускул нском поместье в кр ткую
эпоху единовл стия Цез ря. Цицерон пост вил перед собой
чисто просветительскую з д чу: просл вить философию,
пок з ть ее в жность предст вить ее в полной мере своим
согр жд н м. Можно ск з ть с полной уверенностью, что
Цицерон выполнил эту з д чу. Он действительно доступным и
приятным языком изложил основные положения философских школ
и н пр влений, созд л л тинскую философско-н учную
терминологию и привил римлян м вкус и интерес к философии.
Путем отбор , по его мнению "н илучшего" он сумел
предст вить им к ртину греческой философии в целом. В жн я
роль Цицерон з ключ ется еще в перед чи огромного идейного
н следств последующим поколениям. Его философские труды
явились живым и щедрым источником, пит вшим целые эпохи.
К жд я эпох вносил свой вкл д в предст вление о Цицероне.
Поэтому не предст вляется возможным подвести к кой-то единый
итог, сдел ть к кой-то определенный и оконч тельный вывод.
К жд я эпох выделял к кую-то одну х р ктерную черту
личности и деятельности Цицерон , котор я по тем или иным
причин м был н иболее созвучной умон строениям д нной
эпохи.
Для ближ йших потомков Цицерон выступ л гл вным обр зом
к к выд ющийся стилист.
В период ст новления христи нств особое звуч ние
приобрет ют философские произведения Цицерон . Именно его
философское н следие явилось к к бы посредствующим звеном
между двумя великими эпох ми: нтичной, или языческой и
христи нской.
Что к с ется эпохи Возрождения, то он н ч л сь именно
с возрождения римской нтичности, оно в свою очередь
н ч лось с Цицерон . Эпох Ренесс нс являл сь прежде всего
к к возрождение Цицерон , после него и уже бл год ря ему -
ост льной кл ссической древности. Для многих деятелей этой
эпохи - Цицерон - пис тель, мыслитель, ор тор -
непревзойденный обр зец, иде л, достойный восхищения и
подр ж ния.
Т к н зыв емое Второе Возрождение нтичности было
связ но с Великой Фр нцузской Революцией, которое было в
первую очередь возрождением именно римской древности.
Цицерон выступ ет в эту эпоху прежде всего к к великий
ор тор и не менее великий республик нец.
Можно привести еще множество т ких примеров. Вкл д
Цицерон в сокровищницу мировой культуры неисчерп ем хотя бы
потому, что современн я европейск я цивилиз ция - прям я
н следниц римской нтичности. И в цепи, связыв ющей н
протяжении более двух тысячелетий две цивилиз ции, одним из
нем лов жных звеньев является с м Цицерон - его личность,
его деятельность, его н следие. И этот особый х р ктер
посмертной сл вы Цицерон сумел предуг д ть один из его
современников - Г й Юлий Цез рь, который ск з л про него
т к: "Его триумф и л вры достойнее триумф и л вров
полководц , ибо р сширивший пределы римского дух
предпочтителен тому, кто р сширил пределы римского
господств ".
Н этом я реш юсь з кончить и в к честве последнего
предложения хочу привести еще одно выск зыв ние о Цицероне,
сдел нное Вольтером - зн менитым деятелем эпохи Просвещения,
которого ч сто ср внив ют с Цицероном. Он пис л: " Теперь не
з будем, что это - тот с мый римлянин, который первый ввел
философию в Рим, что его "Тускул нские беседы" и его книг
"О природе богов" - дв с мых прекр сных сочинения, которые
когд либо н пис л мудрость, поскольку он -
мудрость человеческ я. "
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5
|
|