╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

└эрышч ёюўшэхэш  ╓шЎхЁюэр "╥єёъєырэёъшх ┴хёхф√"

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →  
1 2 3 4 5 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


отведшего философии к к

т ковой столь в жную роль. Ведь философия для Цицерон -

"водительниц душ, изыск тельниц добродетелей, гонительниц

пороков". ( Tusc. V, II ) Он "породил город , соединил в

обществ р ссеянных по земле людей. . . , открыл з коны,

ст л н ст вницей порядк и нр вственности. " ( Ibid. V, II

(5) )

Философия "обещ ет привести того, кто повинуется ее

з кон м, к т кому совершенству, что он всегд буден вооружен

против судьбы, всегд будет иметь в себе все оплоты для

жизни честной и бл женной и всегд , ст ло быть, обл д ть

бл женством". ( Tusc. V (19) )

Ит к, философия убедил н с, при помощи Цицерон в том,

что смерть не стр шн , что можно противостоять боли и

стр д ниям, укрепил веру в с модовлеющую добродетель.

Цицерон в "Тускул нских бесед х предст ет перед н ми живым

человеком - бесстр стным мудрецом, чужд ющимся беспокойной

м ссы и с л сковой улыбкой д ющим н ст вления к р зумной

жизни. Он н учил своих современников и многие последующие

эпохи любить и ценить философию. Бог тство мыслей и

популярность изложения "Тускул нских бесед" и других

философских сочинений Цицерон , сдел ли их в Европе любимым

предметом чтения в школе и вне ее. Цицерон был одним из тех

древних, который н учил н с мыслить (к к з метил в свое

время Вольтер). Цицерон приобщил к философии не один только

Рим, но весь обр зов нный и стремящийся к обр зов нию З п д.

Вообще, в истории культуры немного можно н йти т ких

моментов, которые по своему зн чению могли бы ср вниться с

пребыв нием Цицерон в его Тускул нском поместье в кр ткую

эпоху единовл стия Цез ря. Цицерон пост вил перед собой

чисто просветительскую з д чу: просл вить философию,

пок з ть ее в жность предст вить ее в полной мере своим

согр жд н м. Можно ск з ть с полной уверенностью, что

Цицерон выполнил эту з д чу. Он действительно доступным и

приятным языком изложил основные положения философских школ

и н пр влений, созд л л тинскую философско-н учную

терминологию и привил римлян м вкус и интерес к философии.

Путем отбор , по его мнению "н илучшего" он сумел

предст вить им к ртину греческой философии в целом. В жн я

роль Цицерон з ключ ется еще в перед чи огромного идейного

н следств последующим поколениям. Его философские труды

явились живым и щедрым источником, пит вшим целые эпохи.

К жд я эпох вносил свой вкл д в предст вление о Цицероне.

Поэтому не предст вляется возможным подвести к кой-то единый

итог, сдел ть к кой-то определенный и оконч тельный вывод.

К жд я эпох выделял к кую-то одну х р ктерную черту

личности и деятельности Цицерон , котор я по тем или иным

причин м был н иболее созвучной умон строениям д нной

эпохи.

Для ближ йших потомков Цицерон выступ л гл вным обр зом

к к выд ющийся стилист.

В период ст новления христи нств особое звуч ние

приобрет ют философские произведения Цицерон . Именно его

философское н следие явилось к к бы посредствующим звеном

между двумя великими эпох ми: нтичной, или языческой и

христи нской.

Что к с ется эпохи Возрождения, то он н ч л сь именно

с возрождения римской нтичности, оно в свою очередь

н ч лось с Цицерон . Эпох Ренесс нс являл сь прежде всего

к к возрождение Цицерон , после него и уже бл год ря ему -

ост льной кл ссической древности. Для многих деятелей этой

эпохи - Цицерон - пис тель, мыслитель, ор тор -

непревзойденный обр зец, иде л, достойный восхищения и

подр ж ния.

Т к н зыв емое Второе Возрождение нтичности было

связ но с Великой Фр нцузской Революцией, которое было в

первую очередь возрождением именно римской древности.

Цицерон выступ ет в эту эпоху прежде всего к к великий

ор тор и не менее великий республик нец.

Можно привести еще множество т ких примеров. Вкл д

Цицерон в сокровищницу мировой культуры неисчерп ем хотя бы

потому, что современн я европейск я цивилиз ция - прям я

н следниц римской нтичности. И в цепи, связыв ющей н

протяжении более двух тысячелетий две цивилиз ции, одним из

нем лов жных звеньев является с м Цицерон - его личность,

его деятельность, его н следие. И этот особый х р ктер

посмертной сл вы Цицерон сумел предуг д ть один из его

современников - Г й Юлий Цез рь, который ск з л про него

т к: "Его триумф и л вры достойнее триумф и л вров

полководц , ибо р сширивший пределы римского дух

предпочтителен тому, кто р сширил пределы римского

господств ".

Н этом я реш юсь з кончить и в к честве последнего

предложения хочу привести еще одно выск зыв ние о Цицероне,

сдел нное Вольтером - зн менитым деятелем эпохи Просвещения,

которого ч сто ср внив ют с Цицероном. Он пис л: " Теперь не

з будем, что это - тот с мый римлянин, который первый ввел

философию в Рим, что его "Тускул нские беседы" и его книг

"О природе богов" - дв с мых прекр сных сочинения, которые

когд либо н пис л мудрость, поскольку он -

мудрость человеческ я. "


←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →  
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»