╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

└эухы

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


Бытие человек и бытие мир .

______________________________________________________________

Р звернутую концепцию этого род впервые созд ли немецкие

экзистенци листы. В 1927 году вышл книг М. Х йдеггер "Бытие

и время", где был р зр бот н первый проект экзистенци листско-

го учения о бытии (онтологии). В целом ряде р бот 20-30-х го-

дов К. Ясперс предложил свой в ри нт онтологии. Впоследствии,

опир ясь н р зр ботки немецких мыслителей, "К. П. С ртр соз-

д л обновленное поним ние бытия (особенно) в книге "Бытие и

ничто"). Еще р ньше новые, некл ссические в ри нты онтологии,

повлиявшие н экзистенци листов, р зр б тыв л Э. Гуссерль

(1856-1938) - основ тель феноменологического н пр вления, н

протяжении всего столетия сохр няющего большое влияние в фило-

софии. Феноменологическую школу прошли видные философы XX век

- один из основ телей религиозной (к толической) нтропологии

М. Шелер (1874-1928) созд тель "критической онтологии" Н.

Г ртм н (1882-1950) М. Мерло-Понти (1908-1961). Феноменология

ок з л большое влияние н многие другие философские н пр вле-

ния - экзистенци лизм, герменевтику и т. д.

Почему же особое вним ние философов р збир емых н пр вле-

ний привлекло учение о бытии? И к к это увяз ть с поворотом к

человеку? Ведь в философии XX век , в отличие от тр диционной

онтологии, не мир, не природ , человек ст новился проблемной

точкой отсчет . Философы XX век ст ли решительно пересм три-

в ть внутрифилософские приоритеты прошлого. Они возр ж ли тем

предст вителям кл ссической онтологии, которые отт лкив лись

от с мостоятельного бытия мир и от него двиг лись к поним нию

человек , пост вленного в з висимость от мир . В т ких случ -

ях, говорили они, философия и превр щ л сь в "философию ве-

щей", человек ч ще всего т кже р ссм трив лся к к вещь. Не

менее к тегорическими были возр жения против тех н пр влений

кл ссической философии, где н первый пл н выдвиг лись логик ,

гносеология, теория идей: господство "философии идей", утверж-

д ли сторонники "новой онтологии", превр щ ет человек в свое-

го род позн в тельную м шину.

В противовес кл ссическому онтологизму и гносеологизму

предст вители н лизируемых н пр влений XX век счит ли необ-

ходимым действительно сдел ть человек центром философии. Ведь

с м человек есть, существует, является бытием, притом бытием

особым. Философы-кл ссики р ссм трив ли "бытие" к к предельно

широкое (человеческое) понятие о мире и в то же время счит ли

бытие совершенно нез висимым от человек . Исключением было

учение К нт . В нем философы XX век особенно высоко оценили

ту идею, согл сно которой мир мы видим исключительно сквозь

призму человеческого созн ния. Вещи мир , с м мир существуют в

себе, совершенно нез висимо от созн ния, но "в себе" они н м,

людям, не явлены. Поскольку же мир, вещи и процессы мир явля-

ются людям, постольку результ ты его осозн ния уже неотделимы

от человек . К этим тезис м К нт , зн чительно усилив я их

субъективистский крен, присоединяются не только феноменологи,

экзистенци листы, персон листы, но и предст вители многих дру-

гих н пр влений. Одн ко в отличие от кл ссиков, и д же от К н-

т , центром " нтропологической философии" XX век является не

учение о р зуме, не гносеология и логик , онтология. Центром

же "новой онтологии" ст новится не некое изолиров нное созн -

ние человек , созн ние, точнее, духовное (созн ние и бессоз-

н тельное), взятое в нер зрывном единстве с человеческим быти-

ем. Этот новый смысл и вкл дыв ется в тр диционное понятие Da-

sein (н личное бытие, здесь - бытие), которое ст новится б зо-

вой к тегорией экзистенци листской онтологии.

Ит к, путь феноменолог , экзистенци лист , персон лист -

не путь от Sein, бытия вообще, не от мир к к бытия к бытию

человек , к к это было в кл ссической онтологии. Избир ется

обр тный путь - от человеческого Dasein к миру, к к он видится

человеку и "выстр ив ется" вокруг него. Т кой подход предст в-

ляется философ м XX век предпочтительным не только с ре лис-

тической точки зрения (ведь по-другому, говорят они, человек и

не осв ив ет мир), но и с точки зрения гум нистическ я: в

центр ст вится человек, его ктивность, возможности свободы,

открыв емые с мим его бытием.

Первоосновой экзистенци листской онтологии ( одновремен-

но феноменологии, ибо и в ней вним ние сосредоточив ется н

прояснении, вернее, "с мопрояснении" феноменов, проявлений

созн ния) является, но Х йдеггеру, Dasein толкуемое к к особое

человеческое бытие. Его особенности и преимуществ , р зъясняет

Х йдеггер, состоят в том, что оно - единственное бытие, кото-

рое способно "вопрош ть" о с мом себе и бытии вообще, к к-то

"уст н влив ть себя" ("уст н влив ться") по отношению к бытию.

Вот почему т кое бытие-экзистенция и есть, но Х йдеггеру, фун-

д мент, н котором должн строиться всяк я онтология. Т кое

поним ние специфики человеческого бытия не лишено основ ний.

Ни одно из известных н м живых существ, кроме человек , неспо-

собно помыслить, з д ться вопросом о бытии, к к т ковом,- об

универсуме и его целостности, о своем месте в мире. Здесь мы,

кст ти, видим определенное р зличие в поним нии "экзистенции"

Х йдеггером и С ртром. С ртр, употребляя это понятие, дел ет

кцент н индивиду льном выборе, ответственности, поиск х

собственного "Я", хотя, конечно, ст вит в связь с экзистенцией

и мир в целом. У Х йдеггер кцент все же перенесен н бытие,-

для "вопрош ющего" человек бытие р скрыв ется, "светится" че-

рез все, что люди позн ют и дел ют. Н до только излечиться от

оп снейшей болезни, пор зившей современное человечество,-

"з бвения бытия". Стр д ющие ею люди, эксплу тируя бог тств

природы, "з быв ют" о ее целостном, нез висимом бытии; видя в

других людях всего лишь средств , люди "з быв ют" о высоком

предн зн чении человеческого бытия.

Ит к, первый ш г экзистенци листской онтологии - конст -

т ция "изн ч льности" человеческого бытия к к бытия-вопрош -

ния, бытия-уст новления, к к бытия, которое "есть я с м". Сле-

дующий онтологический ш г, который экзистенци листы пригл ш ют

сдел ть своего чит теля и который, вообще говоря, естественно

вытек ет из логики их р змышления, состоит в том, что вводится

понятие и тем бытия-в-мире. Ведь суть человеческого бытия

действительно состоит в том, что это бытие-в-мире, связ нное с

бытием мир .

Бытие-в-мире, с одной стороны, р скрыв ется через неотъ-

емлемое от человек "деление" - и это н помин ет немецкую

кл ссическую философию, в ч стности понятие "дело - действие"

у Фихте. Бытие-в-мире "светится", но Х йдеггеру, через "дел -

ние", "дел ние" р скрыв ется через "з боту". (Конечно, не

следует пут ть з боту к к к тегорию философии с конкретными

"тягот ми", "печ лью", "жизненными з бот ми", в философии эк-

зистенци лизм речь идет об общей, "мет физической" з боте,

обеспокоенности миром, с мим бытием.) Ит к, Dasein способно не

только вопрош ть о бытии, но и з ботиться о себе к к бытии,

з ботиться о бытии к к т ковом. И эти моменты, действительно

х р ктеризуют бытие человек в мире и очень в жны, особенно

сегодня, когд именно з бот человек и человечеств о бытии,

о сохр нении бытия пл неты, цивилиз ции, о сохр нении природ-

ной среды должн противостоять вырв вшимся из-под контроля

деструктивным тенденциям человеческой жизни.

И экзистенци листы, и феноменологи призн ют, что мир су-

ществует вне и нез висимо от человек . Одн ко философия, сог-

л сно экзистенци лист м, только тогд вст ет и ты путь жизнен-

ного ре лизм , и н путь гум низм , когд шв ст вит в центр

н лиз человек , н чин ет с его бытия. Мир, к к т ковой, для

человек существует постольку, поскольку он, идя от своего бы-

тия, прид ст миру зн чение и смысл, вз имодействует с миром.

Все к тегории бытия, которые прежней философией были "обесче-

ловечены ", современн я философия должн "очеловечить", з яв-

ляют экзистенци льные философы. В их онтологии, т ким обр зом,

перелист ются х р ктеристики бытия, действия, созн ния, эмо-

ций, соци льно-исторические

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»