╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2
Бытие человек и бытие мир .
______________________________________________________________
Р звернутую концепцию этого род впервые созд ли немецкие
экзистенци листы. В 1927 году вышл книг М. Х йдеггер "Бытие
и время", где был р зр бот н первый проект экзистенци листско-
го учения о бытии (онтологии). В целом ряде р бот 20-30-х го-
дов К. Ясперс предложил свой в ри нт онтологии. Впоследствии,
опир ясь н р зр ботки немецких мыслителей, "К. П. С ртр соз-
д л обновленное поним ние бытия (особенно) в книге "Бытие и
ничто"). Еще р ньше новые, некл ссические в ри нты онтологии,
повлиявшие н экзистенци листов, р зр б тыв л Э. Гуссерль
(1856-1938) - основ тель феноменологического н пр вления, н
протяжении всего столетия сохр няющего большое влияние в фило-
софии. Феноменологическую школу прошли видные философы XX век
- один из основ телей религиозной (к толической) нтропологии
М. Шелер (1874-1928) созд тель "критической онтологии" Н.
Г ртм н (1882-1950) М. Мерло-Понти (1908-1961). Феноменология
ок з л большое влияние н многие другие философские н пр вле-
ния - экзистенци лизм, герменевтику и т. д.
Почему же особое вним ние философов р збир емых н пр вле-
ний привлекло учение о бытии? И к к это увяз ть с поворотом к
человеку? Ведь в философии XX век , в отличие от тр диционной
онтологии, не мир, не природ , человек ст новился проблемной
точкой отсчет . Философы XX век ст ли решительно пересм три-
в ть внутрифилософские приоритеты прошлого. Они возр ж ли тем
предст вителям кл ссической онтологии, которые отт лкив лись
от с мостоятельного бытия мир и от него двиг лись к поним нию
человек , пост вленного в з висимость от мир . В т ких случ -
ях, говорили они, философия и превр щ л сь в "философию ве-
щей", человек ч ще всего т кже р ссм трив лся к к вещь. Не
менее к тегорическими были возр жения против тех н пр влений
кл ссической философии, где н первый пл н выдвиг лись логик ,
гносеология, теория идей: господство "философии идей", утверж-
д ли сторонники "новой онтологии", превр щ ет человек в свое-
го род позн в тельную м шину.
В противовес кл ссическому онтологизму и гносеологизму
предст вители н лизируемых н пр влений XX век счит ли необ-
ходимым действительно сдел ть человек центром философии. Ведь
с м человек есть, существует, является бытием, притом бытием
особым. Философы-кл ссики р ссм трив ли "бытие" к к предельно
широкое (человеческое) понятие о мире и в то же время счит ли
бытие совершенно нез висимым от человек . Исключением было
учение К нт . В нем философы XX век особенно высоко оценили
ту идею, согл сно которой мир мы видим исключительно сквозь
призму человеческого созн ния. Вещи мир , с м мир существуют в
себе, совершенно нез висимо от созн ния, но "в себе" они н м,
людям, не явлены. Поскольку же мир, вещи и процессы мир явля-
ются людям, постольку результ ты его осозн ния уже неотделимы
от человек . К этим тезис м К нт , зн чительно усилив я их
субъективистский крен, присоединяются не только феноменологи,
экзистенци листы, персон листы, но и предст вители многих дру-
гих н пр влений. Одн ко в отличие от кл ссиков, и д же от К н-
т , центром " нтропологической философии" XX век является не
учение о р зуме, не гносеология и логик , онтология. Центром
же "новой онтологии" ст новится не некое изолиров нное созн -
ние человек , созн ние, точнее, духовное (созн ние и бессоз-
н тельное), взятое в нер зрывном единстве с человеческим быти-
ем. Этот новый смысл и вкл дыв ется в тр диционное понятие Da-
sein (н личное бытие, здесь - бытие), которое ст новится б зо-
вой к тегорией экзистенци листской онтологии.
Ит к, путь феноменолог , экзистенци лист , персон лист -
не путь от Sein, бытия вообще, не от мир к к бытия к бытию
человек , к к это было в кл ссической онтологии. Избир ется
обр тный путь - от человеческого Dasein к миру, к к он видится
человеку и "выстр ив ется" вокруг него. Т кой подход предст в-
ляется философ м XX век предпочтительным не только с ре лис-
тической точки зрения (ведь по-другому, говорят они, человек и
не осв ив ет мир), но и с точки зрения гум нистическ я: в
центр ст вится человек, его ктивность, возможности свободы,
открыв емые с мим его бытием.
Первоосновой экзистенци листской онтологии ( одновремен-
но феноменологии, ибо и в ней вним ние сосредоточив ется н
прояснении, вернее, "с мопрояснении" феноменов, проявлений
созн ния) является, но Х йдеггеру, Dasein толкуемое к к особое
человеческое бытие. Его особенности и преимуществ , р зъясняет
Х йдеггер, состоят в том, что оно - единственное бытие, кото-
рое способно "вопрош ть" о с мом себе и бытии вообще, к к-то
"уст н влив ть себя" ("уст н влив ться") по отношению к бытию.
Вот почему т кое бытие-экзистенция и есть, но Х йдеггеру, фун-
д мент, н котором должн строиться всяк я онтология. Т кое
поним ние специфики человеческого бытия не лишено основ ний.
Ни одно из известных н м живых существ, кроме человек , неспо-
собно помыслить, з д ться вопросом о бытии, к к т ковом,- об
универсуме и его целостности, о своем месте в мире. Здесь мы,
кст ти, видим определенное р зличие в поним нии "экзистенции"
Х йдеггером и С ртром. С ртр, употребляя это понятие, дел ет
кцент н индивиду льном выборе, ответственности, поиск х
собственного "Я", хотя, конечно, ст вит в связь с экзистенцией
и мир в целом. У Х йдеггер кцент все же перенесен н бытие,-
для "вопрош ющего" человек бытие р скрыв ется, "светится" че-
рез все, что люди позн ют и дел ют. Н до только излечиться от
оп снейшей болезни, пор зившей современное человечество,-
"з бвения бытия". Стр д ющие ею люди, эксплу тируя бог тств
природы, "з быв ют" о ее целостном, нез висимом бытии; видя в
других людях всего лишь средств , люди "з быв ют" о высоком
предн зн чении человеческого бытия.
Ит к, первый ш г экзистенци листской онтологии - конст -
т ция "изн ч льности" человеческого бытия к к бытия-вопрош -
ния, бытия-уст новления, к к бытия, которое "есть я с м". Сле-
дующий онтологический ш г, который экзистенци листы пригл ш ют
сдел ть своего чит теля и который, вообще говоря, естественно
вытек ет из логики их р змышления, состоит в том, что вводится
понятие и тем бытия-в-мире. Ведь суть человеческого бытия
действительно состоит в том, что это бытие-в-мире, связ нное с
бытием мир .
Бытие-в-мире, с одной стороны, р скрыв ется через неотъ-
емлемое от человек "деление" - и это н помин ет немецкую
кл ссическую философию, в ч стности понятие "дело - действие"
у Фихте. Бытие-в-мире "светится", но Х йдеггеру, через "дел -
ние", "дел ние" р скрыв ется через "з боту". (Конечно, не
следует пут ть з боту к к к тегорию философии с конкретными
"тягот ми", "печ лью", "жизненными з бот ми", в философии эк-
зистенци лизм речь идет об общей, "мет физической" з боте,
обеспокоенности миром, с мим бытием.) Ит к, Dasein способно не
только вопрош ть о бытии, но и з ботиться о себе к к бытии,
з ботиться о бытии к к т ковом. И эти моменты, действительно
х р ктеризуют бытие человек в мире и очень в жны, особенно
сегодня, когд именно з бот человек и человечеств о бытии,
о сохр нении бытия пл неты, цивилиз ции, о сохр нении природ-
ной среды должн противостоять вырв вшимся из-под контроля
деструктивным тенденциям человеческой жизни.
И экзистенци листы, и феноменологи призн ют, что мир су-
ществует вне и нез висимо от человек . Одн ко философия, сог-
л сно экзистенци лист м, только тогд вст ет и ты путь жизнен-
ного ре лизм , и н путь гум низм , когд шв ст вит в центр
н лиз человек , н чин ет с его бытия. Мир, к к т ковой, для
человек существует постольку, поскольку он, идя от своего бы-
тия, прид ст миру зн чение и смысл, вз имодействует с миром.
Все к тегории бытия, которые прежней философией были "обесче-
ловечены ", современн я философия должн "очеловечить", з яв-
ляют экзистенци льные философы. В их онтологии, т ким обр зом,
перелист ются х р ктеристики бытия, действия, созн ния, эмо-
ций, соци льно-исторические
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2
|
|