╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

└эухы

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →  
1 2 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


льно-исторические х р ктеристики. В ряде случ ев в

литер туре выск зыв ются резко критические оценки т кого пути

- он критикуется з иде лизм, субъективизм, психологиз цию и

т. д. Есть ли основ ния для т ких оценок? Д , есть.

Индивиду льное бытие человек противоречиво: человек, в

с мом деле, не может смотреть н мир ин че, чем "сквозь приз-

му" своего бытия, созн ния, зн ния, и в то же время способен -

в чем Х йдеггер нр в - "вопрош ть" о бытии к к т ковом. Не без

основ ний усм трив я в т ком противоречии источник др м тизм

человеческой жизни, феноменология и экзистенци лизм, особенно

н н ч льных эт п х их р звития, по существу, упуск ли из виду

другое, не менее, если не более в жное обстоятельство. Отдель-

ные индивиды, не говоря уже о поколениях людей, о человечестве

в целом, исходят, конечно, из своего "местоположения" и из

своего "времени", когд "устр ив ются" в мире. Но они не сде-

л ли бы ни одного жизненно верного, эффективного ш г , если бы

повседневно, ежеч сно не выясняли, к ковы объективные свойств

(в том числе простр нственные и временные) мир с мого но се-

бе, его вещей и процессов. Поэтому из того ф кт , что человек

видит мир не ин че, чем своими гл з ми, постиг ет его не ин -

че, чем собственной мыслью, вовсе не вытек ет иде лизм, к к

ошибочно пол г ют экзистенци льные философы. Люди н уч ются

сопост влять себя с миром, видеть свое бытие к к ч сть и про-

должение бытия мир . Они умеют судить о мире, осв ив ть его не

только по мерке своего вид , своего созн ния и действия, но и

по мерке с мих вещей. Ин че они не смогли бы выжить в этом ми-

ре и тем более не смогли бы "вопрош ть" о бытии к к т ковом.

Не случ йно М. Х йдеггер в своих более поздних р бот х, пыт -

ясь преодолеть субъективизм и психологизм р нней позиции, н

первый пл н выдвиг ет бытие к к т ковое.

И все же нельзя согл ситься с тем, что онтологии XX век ,

подобные феноменологическим, экзистенци листским, з служив ют

лишь нег тивных оценок. Связыв ние учения о бытии с человечес-

ким действием, построение учения о бытии человек , о сфер х

бытия, о соци льном бытии - путь, по которому поил и м рк-

систск я философия. Он т кже отлич ется от кл ссических в ри-

нтов онтологии. Но при этом, в отличие от экзистенци льной

философии, м рксизм р звив ет некоторые тенденции кл ссической

онтологии - прежде всего идею о том, что человек, при всей не-

отделимости мыслей, действий, чувств индивид от его собствен-

ного бытия, способен не только "вопрош ть" о бытии к к т ко-

вом, но и д в ть н свои вопросы ответы, доступные проверке

с мыми р зными способ ми. А потому человек и в повседневном

действии, и в н уке, и в философии н к плив ет объективные

зн ния о мире и с мом себе. Он всегд т к или ин че строит (с

р зной мерой созн тельности, глубины, р зр бот нности) "объек-

тивные онтологии", помог ющие ему позн в ть мир и овл дев ть

им. В ч стности, человеческое бытие-в-мире обл д ет с мостоя-

тельными объективными структур ми, нез висимыми от индивидов

и, по кр йней мере отч сти, постепенно ул влив емыми человеком

и человечеством.

Философы XX век (вслед з К нтом) спр ведливо подчерки-

в ли оп сность отождествления человеческих предст влений о ре-

льности с с мим миром - оп сность непосредственной "онтологи-

з ции" человеческих состояний и зн ний. Особенно в жной был

борьб феноменологов и экзистенци листов против т кой "н тур -

лиз ции", биологиз ции человек , когд его изучение естествен-

ными н ук ми, сколь бы ни было оно ценным, выд в лось з "пос-

леднее слово" изучения человеческ я сущности, тем более з

сущность человек к к т ковую. Философы XX век - особенно Э.

Гуссерль (1859-1938) в р боте "Кризис европейских н ук и

тр нсцендент льн я феноменология" спр ведливо увязыв ли тен-

денцию "н тур лиз ции" человек в н ук х, в философии с соци-

льно оп сными м нипуляторскими попытк ми обр щ ться с людьми

примерно т к же, к к обр щ ются с вещ ми. Один из в жнейших

кцентов т кой "новой онтологии", к к, впрочем, и других гум -

нистически ориентиров нных философских течений XX век ,- идея

об уник льности, неповторимости человек .


←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →  
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»