╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2
льно-исторические х р ктеристики. В ряде случ ев в
литер туре выск зыв ются резко критические оценки т кого пути
- он критикуется з иде лизм, субъективизм, психологиз цию и
т. д. Есть ли основ ния для т ких оценок? Д , есть.
Индивиду льное бытие человек противоречиво: человек, в
с мом деле, не может смотреть н мир ин че, чем "сквозь приз-
му" своего бытия, созн ния, зн ния, и в то же время способен -
в чем Х йдеггер нр в - "вопрош ть" о бытии к к т ковом. Не без
основ ний усм трив я в т ком противоречии источник др м тизм
человеческой жизни, феноменология и экзистенци лизм, особенно
н н ч льных эт п х их р звития, по существу, упуск ли из виду
другое, не менее, если не более в жное обстоятельство. Отдель-
ные индивиды, не говоря уже о поколениях людей, о человечестве
в целом, исходят, конечно, из своего "местоположения" и из
своего "времени", когд "устр ив ются" в мире. Но они не сде-
л ли бы ни одного жизненно верного, эффективного ш г , если бы
повседневно, ежеч сно не выясняли, к ковы объективные свойств
(в том числе простр нственные и временные) мир с мого но се-
бе, его вещей и процессов. Поэтому из того ф кт , что человек
видит мир не ин че, чем своими гл з ми, постиг ет его не ин -
че, чем собственной мыслью, вовсе не вытек ет иде лизм, к к
ошибочно пол г ют экзистенци льные философы. Люди н уч ются
сопост влять себя с миром, видеть свое бытие к к ч сть и про-
должение бытия мир . Они умеют судить о мире, осв ив ть его не
только по мерке своего вид , своего созн ния и действия, но и
по мерке с мих вещей. Ин че они не смогли бы выжить в этом ми-
ре и тем более не смогли бы "вопрош ть" о бытии к к т ковом.
Не случ йно М. Х йдеггер в своих более поздних р бот х, пыт -
ясь преодолеть субъективизм и психологизм р нней позиции, н
первый пл н выдвиг ет бытие к к т ковое.
И все же нельзя согл ситься с тем, что онтологии XX век ,
подобные феноменологическим, экзистенци листским, з служив ют
лишь нег тивных оценок. Связыв ние учения о бытии с человечес-
ким действием, построение учения о бытии человек , о сфер х
бытия, о соци льном бытии - путь, по которому поил и м рк-
систск я философия. Он т кже отлич ется от кл ссических в ри-
нтов онтологии. Но при этом, в отличие от экзистенци льной
философии, м рксизм р звив ет некоторые тенденции кл ссической
онтологии - прежде всего идею о том, что человек, при всей не-
отделимости мыслей, действий, чувств индивид от его собствен-
ного бытия, способен не только "вопрош ть" о бытии к к т ко-
вом, но и д в ть н свои вопросы ответы, доступные проверке
с мыми р зными способ ми. А потому человек и в повседневном
действии, и в н уке, и в философии н к плив ет объективные
зн ния о мире и с мом себе. Он всегд т к или ин че строит (с
р зной мерой созн тельности, глубины, р зр бот нности) "объек-
тивные онтологии", помог ющие ему позн в ть мир и овл дев ть
им. В ч стности, человеческое бытие-в-мире обл д ет с мостоя-
тельными объективными структур ми, нез висимыми от индивидов
и, по кр йней мере отч сти, постепенно ул влив емыми человеком
и человечеством.
Философы XX век (вслед з К нтом) спр ведливо подчерки-
в ли оп сность отождествления человеческих предст влений о ре-
льности с с мим миром - оп сность непосредственной "онтологи-
з ции" человеческих состояний и зн ний. Особенно в жной был
борьб феноменологов и экзистенци листов против т кой "н тур -
лиз ции", биологиз ции человек , когд его изучение естествен-
ными н ук ми, сколь бы ни было оно ценным, выд в лось з "пос-
леднее слово" изучения человеческ я сущности, тем более з
сущность человек к к т ковую. Философы XX век - особенно Э.
Гуссерль (1859-1938) в р боте "Кризис европейских н ук и
тр нсцендент льн я феноменология" спр ведливо увязыв ли тен-
денцию "н тур лиз ции" человек в н ук х, в философии с соци-
льно оп сными м нипуляторскими попытк ми обр щ ться с людьми
примерно т к же, к к обр щ ются с вещ ми. Один из в жнейших
кцентов т кой "новой онтологии", к к, впрочем, и других гум -
нистически ориентиров нных философских течений XX век ,- идея
об уник льности, неповторимости человек .
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2
|
|