╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2
уки. И призн ть неп-
р вду Н уки есть по Флоренскому "ск з ть "д " Жизни и Време-
ни, то есть оживить мысль. Автор утвержд ет, что философия -
не язык, др м , поскольку он пользуется и основ н н ди-
лектическом методе, ди лектике.
Ди лектику Флоренский тр ктует к к метод позн ния, ос-
нов нный н удивлении и уходящий в глубокую древность. Ди-
лектик в позн нии соответствует обр тной перспективе в жи-
вописи.
Апостол Фом - символическ я фигур философии, и этим
подчеркив ется глубинн я связь между философией и христи-
нством. Р спятый и Воскресший Христос р зрыв ет з мкнутость
мир , мир ок зыв ется н полнен Животворящим Святым Духом и
прониз н Божественными Энергиями. Н ук не объемлет этой
Истины, поскольку пропит н ядом Возрождения. Док зыв я во
второй ч сти книги, что Человек есть сумм Мир , сокр щенный
конспект его, Мир - проекция и р скрытие человек , Фло-
ренский ук зыв ет, что это положение можно было бы выводить
из д нных современой н уки. Но при этом он отмеч ет, что по-
ложения н уки слишком относительны, чтобы ст ть фунд ментом
философской нтропологии. Гор здо прочнее - основные инв ри-
нты поэзии, особенно незыблемы символы религии. Они явля-
ются "осью истории" и особенно устойчивы при н тиске време-
ни.
Все же н ук очень сильн , и сильн , согл сно Фло-
ренскому, своей ТЕРМИНОЛОГИЕЙ. Термин помог ет н пр вить н-
тиномичность язык н пр вить в созид тельное русло, и т к
философия и н ук ст новятся двумя рук ми одного орг низм
язык , от которого требуется "н ибольш я н пряженность сло-
весной нтиномичности". Термин, по Флоренскому, являет ту
гр ницу, которой с моопределяется и с моосозн ется мышле-
ние.
В з ключительной ст тье к первой ч сти "Итоги" втор по-
к зыв ет кризис н уки и всего возрожденческого мироощущения.
Для последнего х р ктерны иллюзионизм и нигилизм в противо-
вес живому ре лизму. Иллюзионизм отриц ет человеческое дос-
тоинство и приводит к р сколу и р счлененности личности,
культуры и н уки.
Флоренский уподобляет то, что счит ется сокровищем сов-
ременной цивилиз ции - н уку - погибшм систем м древности:
системе м гического миропоним ния, схол стике и др., и
предск зыв ет возрожденческой н уке гибель и з бвение, что
человечество освободится от ее пут. С этим выводом, я дум ю,
м ло кто из ученых может сейч с согл ситься, хотя кризис н -
уки несомненен, и н ук сейч с н ходится, н мой взгляд, в
поиск х нового смысл .
Литер тур :
1. Флоренский П. А. У водор зделов мысли. - Приложение к
журн лу "Вопросы философии", т. 2., - М., Изд тельство
"Пр вд ", 1990.
2. Свящ. П вел Флоренский. У водор зделов мысли. - Символ,
N 28, П риж, 1992, с. 125-216.
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2
|
|