Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Министерство РФ по связи и информатизации

Сиб ГУТИ.

Кафедра отечественной истории

Реферат на тему:

Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма.

Выполнил: студентка группы Э-91

Будченко Е. А.

Проверил: Ежов В. С.

Новосибирск, 2001.

План.

ПЛАН. 1

«ВВЕДЕНИЕ. 2

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕЯ И РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО.» 2

«ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И ЕЕ ХАРАКТЕР. 5

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО». 5

«РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ И НИГИЛИЗМ». 7

«РУССКОЕ НАРОДНИЧЕСТВО И АНАРХИЗМ». 10

«КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ И МАРКСИЗМ РУССКИЙ». 13

«РУССКИЙ КОММУНИЗМ И РЕВОЛЮЦИЯ». 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 22

«Введение.

Русская религиозная идея и русское государство.»

Во введении к своему труду «Истоки и смысл русского коммунизма» Бердя-ев говорит о том, что русский коммунизм трудно понять по причине его двойного характера. С одной стороны он - явление мировое и интернациональное, с другой стороны — явление русское и национальное. И далее объясняет причины, пред-посылки этой двойственности.

Бердяев пишет, что историческая судьба русского народа была «несчаст-ной и страдальческой»•. Почему? Причина в катастрофическом темпе развития, через прерывность и изменение типа цивилизации. B русской истории нельзя най-ти органического единства. Бердяев пишет о пяти разных Россиях в истории: Рос-сия киевская; Россия татарского периода; Россия московская; Россия петровская, императорская; и новая советская Россия.

Слишком большие пространства приходилось завоёвывать и осваивать рус-скому народу. Можно сказать, что русский народ стал жертвой необъятности сво-ей земли, своей природной стихийности. Русские историки объясняют деспотиче-ский характер русского государства этой необходимостью освоения огромной, не-объятной русской равнины. B каком-то смысле это правильно и для советского коммунистического государства, где интересы народа приносились в жертву мощи и организованности советского государства.

Русский народ по своей душевной структуре - народ восточный, а Россия — христианский Bосток. В то же время Россия в течение двух столетий подвергалась сильному влиянию Запада и в культурной сфере впитывала в себя все западные идеи. Противоречивость русской души определялась борьбой восточного и запад-ного. Душа русского народа формировалась православной церковью, получила религиозное оформление. И эта религиозная форма сохранилась до русских ни-гилистов и коммунистов. Но в душе русского народа остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли. У русских «природа», сти-хийная сила, сильнее чем у западных людей. То есть получается опять таки столкновение двух элементов — первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православная, полученная из Византии, устремлен-ность к потустороннему миру.

Религиозная энергия русской души в те времена обладала способностью переключаться на цели, которые не являются религиозными, например, к соци-альным целям. Бердяев считает, что в силу религиозного, догматического склада своей души русские всегда «ортодоксы или еретики, апокалиптики или нигили-сты»•. В русском народе в своё время пробудилось сознание, что московское царство - единственное православное царство в мире, а Москва - Третий Рим. Принадлежность к русскому царству определялась исповеданием истинной, пра-вославной веры. Совершенно также и принадлежность к советской России, к рус-скому коммунистическому «царству» определялось исповеданием коммунистиче-ской веры.

В своей работе Бердяев часто опирается на исторические данные и выводит из событий истории причины возникновения у нас коммунизма. Здесь он пишет следующее. При Иване Грозном вселенское сознание было настолько ослабле-но в русской церкви, что на греческую церковь, от которой русский народ получил православие, перестали смотреть как на истинно православную церковь, в ней начали видеть отхождения от истинной веры. Православная вера - русская вера, не русская вера — не православная вера. Вследствие всего этого в ХVII веке произошло одно из самых важных событий русской истории — религиозный рас-кол старообрядчества. Вопрос состоял в том, является ли русское царство истин-но православным царством, то есть, исполняет ли русский народ свое мессиан-ское призвание. B народе возникло подозрение, что произошла измена истинной веры, государственной властью и высшей церковной иерархией овладел анти-христ. Раскол стал характерным для русской жизни явлением. Так и русская рево-люционная интеллигенция ХIХ века стала раскольничьей и думала, что вла-стью владеет злая сила. И в русском народе и в русской интеллигенции будет искание царства, основанного на правде.

Бердяев пишет, что «второй удар был нанесен реформой Петра Велико-го»•. Реформа Петра была совершенно неизбежной: Россия не могла дальше существовать замкнутым царством, при отсталости военной, морской, экономиче-ской, при отсутствии просвещения и техники цивилизации. Россия должна была преодолеть свою изоляцию и приобщиться к круговороту мировой жизни. Рефор-ма Петра была неизбежна, но он совершил ее путем страшного насилия над на-родной душой и народными верованиями. Он хотел уничтожить старую москов-скую Россию, вырвать с корнем те чувства, которые лежали в основе ее жизни. Можно было бы сделать сравнение между Петром и Лениным, между переворо-том петровским и переворотом большевистским. Та же грубость, насилие, на-вязаность сверху народу известных принципов.

Западное просвещение ХVIII века в верхних слоях русского общества было чуждо русскому народу. Нигде не было такой пропасти между верхним и нижним слоем, как в петровской, императорской России, и ни одна страна не жила одно-временно в столь разных столетиях, от ХIV до ХIХ века.

Основное столкновение было между идеей империи, могущественного госу-дарства, и религиозно-мессианской идеей царства, которое уходило в слой на-родный, а потом в трансформированном виде в слой интеллигенции. Большая часть русского народа — крестьянство, жило в крепостном праве. По своим поня-тиям о собственности русские крестьяне всегда считали неправдой, что дворяне владеют огромными землями. Земля Божья и все люди, обрабатывающие землю, могут ею пользоваться. Для культурных же классов, для интеллигенции народ ос-тавался как бы тайной, которую нужно разгадать. Интеллигенция верила, что в молчаливом, в бессловесном еще народе скрыта великая правда о жизни и насту-пит день, когда народ скажет свое слово.

K ХIХ веку Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство, закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей народной культурой, осно-ванной на вере. С господствующим дворянским классом, ленивым и малокультур-ным, нередко потерявшим религиозную веру и национальный образ. С царем на-верху, в отношении к которому сохранилась религиозная вера. С сильной бюро-кратией и очень тонким и хрупким культурным слоем.

K ХIХ веку империя была очень нездоровой и в духовном и в социальном отношении. Как уже говорилось выше, для русских характерно совмещение и со-четание полярно противоположных начал. Россию и русский народ можно харак-теризовать только противоречиями. Русский народ одинаково можно характеризо-вать, «как народ госyдарственно-деспотический и анархически-свободолюбивый, как народ склонный к национализму и национальному самомне-нию, и народ универсального духа, более всех способный к всечеловечности, жестокий и необычайно человечный, склонный причинять страдания и до бо-лезненности сострадательный»•. B ХIХ веке конфликт принял новые формы — столкнулась Русь, ищущая социальной правды, царства правды с империей, ис-кавшей силы.

«Образование русской интеллигенции и ее характер.

славянофильство и западничество».

Здесь Бердяев даёт объяснение русской интеллигенции. Чтобы понять ис-точники русского коммунизма и понять характер русской революции, необходимо знать, что представляет собой то своеобразное явление, которое в России обо-значалось словом «интеллигенция». Бердяев пишет, что русская интеллигенция не то же самое, что западная, то есть люди интеллектуального труда и творчест-ва, прежде всего ученые, писатели, художники, профессора, педагоги. Совершен-но другое образование представляет собой русская интеллигенция, к которой могли принадлежать люди, не занимающиеся интеллектуальным трудом и вообще не особенно интеллектуальные. Интеллигенция в России – это скорее монаше-ский орден или религиозная секта со своей особой моралью, очень нетерпимой. Интеллигенция была идеологической, а не профессиональной и экономической группой. Она образовалась из разных социальных классов, сначала из более культурной части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мел-ких чиновников, из мещан и, после освобождения, из крестьян - это и есть разно-чинная интеллигенция.

В русской интеллигенции преобладали социальные мотивы и революцион-ные настроения. Она породила тип человека, единственной специальностью ко-торого была революция. Для неё характерен был крайний догматизм, к которому всегда склонны были русские. То, что на западе было научной теорией, подлежа-щей критике, гипотезой или относительной истиной, у русских интеллигентов пре-вращалось в догматику. У русской

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»