Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Биология и глобальные проблемы современности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

Тема: «БИОЛОГИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ»

Захаров Евгений Валентинович

младший научный сотрудник,

соискатель Биолого-почвенного института ДВО РАН

03.00.08 зоология

Научный руководитель: Крюков Алексей Петрович

кандидат биологических наук

Владивосток

1997

ПЛАН

Введение............................................................................................................ 3

1. Углубление противоречий экологического кризиса....................................6

2. Резервные возможности человека...............................................................10

3. Самосовершенствование среди экологических альтернатив.....................14

Заключение.......................................................................................................22

Литература........................................................................................................23

ВВЕДЕНИЕ

Ныне, на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими проблемами современности, угрожающими самому существова-нию цивилизации и даже самой жизни на планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов ХХ столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем со-временной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Глобальные проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей со-временной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети ХХ века. Для правильного понимания происхождения, сущности и воз-можности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы выступают как специфическое порождение именно современной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития в ус-ловиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.

Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда технологическое могущество человечества неизмеримо превзошло дос-тигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление яв-но отстало от политической деятельности, а побудительные мотивы деятельно-сти преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

Историческое своеобразие и социальная уникальность глобальной си-туации, сложившейся на рубеже двух тысячелетий, властно требует от челове-чества нового политического мышления, высокой моральной ответственности и беспрецедентных практических действий как во внутренней политике от-дельных стран, так и в международных отношениях, как во взаимодействии общества с природой, так и во взаимоотношениях между самими людьми. Со-временная глобальная ситуация сплела все противоречия нашей эпохи в еди-ный, нерасторжимый «тугой узел», развязать который в состоянии лишь соци-альное и духовное обновление человеческого общества, новое мышление в со-единении с новой практической деятельностью.

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически не-возможно. Так, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы.

Глобальные проблемы цивилизации требуют для своего разрешения самой широкой коалиции всех социальных сил и общественных движений, за-интересованных в социальном прогрессе, и одновременно создают объектив-ные условия и субъективные предпосылки для их сотрудничества. Диалектика социального прогресса в современную эпоху проявляется в том, что борьба за решение социальных проблем не отдаляет, приближает социальное обновление общества.

Рост научной и технической мощи человечества, обострение глобаль-ных проблем - будь то экологический, энергетический, продовольственный кризис, усилившаяся угроза существования человеческой цивилизации осве-щена во многих работах [1, 2, 9, 11, 12, 13, 16].

Проявляя преступную беспечность, человек, воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Ухудшение состояния окру-жающей среды влияет на здоровье людей в каждом обществе, несмотря на то, что причины и следствия могут быть весьма различными.

Философия и литература почувствовали неблагополучие раньше, чем наука. Это и естественно: научное познание требует многолетних кропотливых наблюдений, строгого отбора и анализа фактов, разработки методов, не говоря уже о приборах и инструментах науки. Уже поэтому наука медлительнее ин-туитивного, художественного постижения мира. Руссо, Кант, Гете, а затем и Лев Толстой глубоко и проникновенно показали нравственную сторону (точнее - безнравственную) потребительского отношения к природе.

С нарастанием и усложнением последствий человеческой деятельности экологическая проблема усугубилась, приобрела невиданную остроту. Идеи, ранее высказывавшиеся лишь отдельными провидцами и не находившие от-клика в сердцах их современников, становятся сегодня важнейшей частью эти-ки, философии, педагогики и разделяются миллионами людей.

В данной работе мы ставим перед собой цель наметить некоторые воз-можности осуществления самосовершенствования с точки зрения развития природных, в том числе резервных возможностей человека. Эта тема, несмотря на безусловную актуальность в плане познания и самопознания природы чело-века, является крайне мало разработанной. Акцентирование внимания на физи-ческом самосовершенствовании в этой работе обусловлено современными ус-ловиями углубления про¬тиворечий экологического кризиса, в результате кото-рого страдает прежде всего организм человека. Кроме того суть и конкретные пути других видов самосовершенствования, в частности, нравственного, доста-точно подробно и основательно представлены в философской, художественной и публицистической отечественной и зарубежной ли¬тературе.

УГЛУБЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Выявляемые сферы возможного приложения человеком собственных усилий по саморазвитию в современных экологических условиях опре¬делены особенностями эволюционного подхода. Эволюционный подход позволяет от-влечься в теории от антропогенной обусловленности происходящего и рас-сматривать современное биосферное состояние не только как кризис, - кризисом оно представляется только чело¬веку, - но и как природную эволюционную ситуацию. Это тем более оправдано, что позитивные меры, принимаемые сегодня человечеством по предотвращению роста загрязнения окружающей среды, как будет показано, столь незначительны, что процесс современных биосферных изменений, по существу, предоставлен стихии естественного хода событий.

Какова судьба отдельного человека в такой ситуации? Какой вклад в общее дело преодоления кризисной ситуации может внести он и что в его си-лах сделать для собственного спасения?

Методологической основой исследований вопроса об изменениях при-роды человека в естественнонаучном аспекте является эволюцион¬ный подход. Дарвиновская теория, несмотря на все возрастающий по¬ток возражений против отдельных ее звеньев, сохраняет свой мето¬дологический потенциал во многих отношениях, и, в частности, ос¬тается незаменимой в вопросах, касающихся че-ловеческой природы и её начал. Если не сформулированы научно-обоснованные опровержения, в силу которых та или иная общая биологическая закономерность или общий принцип не распространяются на биологический вид, то исследователь вправе сделать допущение, что закономерности, общие для всех других биологических видов, действуют и в отношении рассматри-ваемого вида.

Основополагающий принцип изменчивости биологических видов по-стоянно обращает естественнонаучную и философскую мысль к проблеме судьбы человечества, ставит вопрос о возможных изменениях природы человека и их признаках, условиях возникновения, характере и значении таких изменений.

Возможность изменения человеческой природы естествоиспытателями в принципе не отрицается. И. И. Мечников, например, был убежден, что человек представляет собой динамически развивающуюся систему, что у него одни ор-ганы прогрессируют от поколений к поколению, другие, регрессируют, а тре-тьи, рудиментарные, постепенно отмирают . При этом даже малейшие измене-ния связываются с промежутками времени, гораздо большими в сравнении со временем жизни одного поколения. Подобные изменения оказываются на-столько малозаметными внешне, что всего несколько десятилетий назад нахо-дились ученые, полагавшие, что биологическая эволюция вида полностью за-вершилась, и человек по своему физическому и психическому облику на века останется таким же, как сегодня. Изменения антропологического плана были отданы на откуп

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»