Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Бэкон

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Знание — сила. Ф. Бэкон

Ядром новоевропейского познания выступают экспери-мент и наблюдение, умение отличать ряд чувственных впе-чатлений от результатов целенаправленного эксперименталь-ного исследования природы. Именно единство эксперимента и математики в конечном счете привело к созданию И. Нью-тоном (1643—1727) первой научной картины мира, которую автор назвал «экспериментальной философией». У истоков такой философии стоял другой классик европейской науки эпохи Возрождения Галилео Галилей (1564—1642). Он одним из первых обратил внимание на необходимость использова-ния методов наблюдения и эксперимента для изучения при-роды. Галилей четко поставил вопрос о различении чувствен-ного наблюдения и целенаправленного опыта, эксперимента, а также видимости и реальности. Он отметил, что «там, где недостает чувственного наблюдения, его надо дополнить размышлением». Более того, если теоретические положения расходятся с показаниями органов чувств, то не следует, счи-тает Галилей, сразу же отказываться от того, что утверждает теория.

Так, положение «данные чувственного опыта следует предпочитать любому рассуждению, построенному умом» не принимается безоговорочно Галилеем. Он хотел бы выводить правила, более полезные и надежные, более осмотрительные и менее доверчивые к тому, «что на первый взгляд представ-ляют нам чувства, способные нас легко обмануть...». Поэтому Галилей считал, что следует «оставить видимость» и поста-раться посредством рассуждений или подтвердить реальность предположения, или «разоблачить его обманчивость».

Таким образом, в начале XVII века европейская мысль была готова к систематической философии, опирающейся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и важности це-ленаправленного экспериментально-опытного изучения мира — с другой.

Первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии, был Ф. Бэкон. Он завершил эпоху позднего Ренессанса и провозгласил вместе с Р. Декартом главные принципы, характерные для философии Нового времени. Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: «Знание — сила». В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных соци-альных изменений. Исходя из этого, он ставил «дом Соломо-на» — дом мудрости в его работе «Новая Атлантида» — в центр общественной жизни. При этом Ф. Бэкон призывал «всех людей к тому, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, что-бы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Для Бэкона природа выступает объектом науки, которая предоставляет средства человеку для упрочения его господства над силами природы.

Стремясь соединить «мысль и вещи», Ф. Бэкон сформули-ровал принципы новой философско-методологической уста-новки. «Новая логика» противостоит не только традиционной аристотелевской концепции мышления, его органону, но и средневековой схоластической методологии, отвергавшей значимость эмпирии, данные чувственно воспринимаемой ре-альности. По мнению К. Маркса, Ф. Бэкон является родона-чальником «английского материализма и всей современной экспериментирующей науки» и « у Бэкона, как первого сво-его творца, материализм таит еще в себе в наивной форме за-родыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку». Специ-ально не занимаясь естественными науками, Ф. Бэкон тем не менее внес важный вклад в изменение отношения к истине, которая связана с практикой человека: «Плоды и практиче-ские изобретения суть как бы поручители и свидетели истин-ности философии».

При этом для Ф. Бэкона то, что в действии, на практике «наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно». Исходя из этого, Бэкон различает плодоносные и светоносные опыты. Первые — те, что приносят непосредственный полезный ре-зультат, тогда как второй род опытов не дает непосредствен-ной практической пользы, но проливает свет на глубокие свя-зи, без знания которых малозначимы и плодоносные опыты. Поэтому Бэкон призывал не сводить научное знание только к пользе, поскольку наука полезна в принципе, и для всего че-ловечества, а не только для отдельного индивида. Соответст-венно и философию Бэкон разделяет на практическую и тео-ретическую. Теоретическая философия призвана выявить причины природных процессов, тогда как практическая фило-софия направлена на создание тех орудий, которые не суще-ствовали в природе.

Именно за непрактичность Ф. Бэкон критиковал грече-скую философскую мысль в целом, делая исключение только для Демокрита. Греческой философии, считал он, «недостает, пожалуй, не слов, а дел». Спекулятивность раздражала эми-рически ориентированного английского философа, ибо пред-шествующая философия и выделившиеся из нее науки «едва ли совершили хоть одно дело или опыт, который принес че-ловечеству реальную пользу». Из-за логики Аристотеля и ес-тественной теологии Платона, по его мнению, нет истинной, настоящей, а главное, практически полезной философии. Наука, согласно Бэкону, образует своеобразную пирамиду, основание которой составляют история человека и история природы. Затем ближе к основанию расположена физика, дальше всего от основания и ближе к вершине находится ме-тафизика. Что же касается самой верхней точки пирамиды, то Бэкон сомневается в возможности проникновения человече-ского познания в эту тайну. Для характеристики высшего за-кона Ф. Бэкон пользуется фразой из «Екклизиаста»: «Творе-ние, которое от начала до конца есть дело рук Бога».

Основная заслуга Бэкона видится в том, что он отстаивал самоценность научного и философского метода, ослабив тра-диционно сильную связь между философией и теологией. Ф. Бэкон, певец нового подхода к природе, доказывал, что «ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы». При этом Знание и могущество человека совпадают, поскольку незнание причины затрудняет дейст-вие. Для бэконовской методологии характерны суждения, что природа побеждается только подчинением ей.

Истинное Знание, по Бэкону, достигается с помощью по-знания причин. Причины он делит, вслед за Аристотелем, на материальные, действующие, формальные и конечные. Физи-ка занимается исследованием материальных и действующих причин, наука же идет дальше и вскрывает глубинные фор-мальные причины. Конечными причинами занимается не нау-ка, а теология. Формальные причины познаются индуктивным методом, который опирается на анализ, расчленение, анато-мирование природы.

Для Бэкона, учившего, что истина дочь времени, а не ав-торитета, основная задача философии состоит в том, чтобы познать природу из самой природы, построить не искажен-ную субъективными привнесениями картину объекта. Стара-ясь предостеречь от возможных субъективных искажений действительности, Бэкон критикует схоластику, которая, со-средоточив внимание на изучении силлогизмов самих по се-бе, занимаясь чисто формальным выведением одних положе-ний из других, не дала миру ничего, кроме словесных препи-рательств.

Прежде чем строить новое здание философии, Бэкон про-водит «очистительную» работу, критически исследуя природу человеческого ума, формы доказательства и характер пред-шествующих философских концепций. С исследованием при-роды человеческого ума связана его критика идолов (призра-ков). Идолы представляют собой предрассудки, с которыми человек настолько сжился, что не замечает их существования. Для адекватного отражения мира Бэкон специально выделяет и критически анализирует четыре типа идолов — идолы рода, пещеры, рынка и театра. Первые два он считает «врожденны-ми», связанными с естественными свойствами разума, тогда как идолы рынка и театра приобретаются в ходе индивиду-ального развития. Идолы рода проистекают из природной ог-раниченности человеческого ума, несовершенства его орга-нов чувств. Человеческий разум похож

на неровное зеркало, которое, отражая вещи, «смешивает свою природу и природу вещей», что приводит к искажению самих вещей. Идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями каждого человека, который в силу специфики развития и воспитания видит мир как бы из своей пещеры. Третий род идолов - идолы рынка — возникает в результате взаимодействия людей, тех многочисленных связей, которые складываются между ними в процессе общения. Решающую роль в формировании идолов рынка играют устаревшие поня-тия, речь, неправильное использование слов. Наконец, идолы театра возникают из-за слепой веры в авторитеты, в частно-сти в абсолютную истинность устаревших философских сис-тем, которые своей искусственностью похожи на действия, разыгрываемые в театре. Такое поклонение приводит к пре-дубеждениям относительно действительности и мешает не-предвзятому восприятию реальности.

Достижение истинного знания предполагает преодоление этих идолов, что возможно только с помощью опыта и индук-ции.

Для того чтобы реально изучать природу, надо, согласно Бэкону, руководствоваться индуктивным методом и идти от частного к общему. Поскольку тонкостей у природы, как бы-ло отмечено, гораздо больше, чем тонкостей в рассуждениях, то познание не должно пытаться предвосхищать природу, ог-раничиваясь познанием скрытых причин и их объяснением. В процессе объяснения надо идти постепенно от частных фак-тов к более общим положениям, которые Бэкон называет средними аксиомами. Справедливо указывая на значимость средних аксиом в достижении истины, Бэкон отметил опасно-сти, которые' связаны с переходом от непосредственно на-блюдаемых фактов к обобщениям. Согласно Бэкону, «вся польза и практическая действенность заключается в средних аксиомах», которые необходимы для последующих обобще-ний («генеральных аксиом»). Таков механизм индукции, про-тивостоящей дедуктивно-силлогистическйм рассуждениям. У Бэкона она принимает различные формы и занимает решаю-щее место в структуре

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»