Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Великий мыслитель XIX-ХХ вв. Жорж Сорель

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Реферат по истории

Ученика 11“А”

средней школы №234

Ёлкина Ильи

тема:

Французский мыслитель и философ

Жорж Сорель

Санкт-Петербург

1998 г.

Содержание:

1. Вступление _________________________________________ 3

2. Краткая биография __________________________________ 3

3. Марксизм в восприятии Сореля ________________________ 3

4. Идеолог революционного синдикализма _________________ 6

5. Последние годы жизни и наследие Сореля ________________9

6. Заключение ___________________________________________11

7. Библиография ________________________________________ 12

Вступление.

Жорж Сорель - мыслитель высшей степени оригинальный и многозначный. Он слишком свободен в интерпретациях крупных интеллектуальных феноменов, его оценки неожиданны.

Книги, статьи Сореля - явление значительное не только для истории социа-лизма, но и вообще для духовной атмосферы Западной Европы начала ХХ в. Ис-следованию его творчества посвящены десятки книг на разных языках мира, тогда как в России о нем известно очень мало, переведено было еще в дореволюцион-ное время всего несколько его работ. Этими изданиями и ограничивается воз-можности российского читателя познакомиться с идеями этого серьезного фран-цузского мыслителя, чьи идеи позволяют объяснить действия советского прави-тельства в 30-е года нашего столетия, которые, казалось не подчиняются никаким законам логики.

Краткая биография,

Сорель родился в 1847 году в Шербурге в обеспеченной буржуазной семье, его двоюродным братом был историк А. Сорель. Он закончил колледж в Шербур-ге, затем получил политехническое образование в Париже и, став инженером, проработал в дорожном ведомстве 25 лет. Все эти годы он провел в провинции, получив за службу крест Почетного Легиона, а в 1829 году , не дослужив до пен-сии, в возрасте 45 лет вышел в отставку и занялся литературной деятельностью. Жил на ренту представляя оригинальный тип “революционного рантье”.

Сорель горячо любил свою жену Марию Давид, и после ее смерти в 1897 г., Сорель до конца дней сохранял верность ее памяти. Детей у них не было, он по-селился тогда вместе со своими племянниками в предместье Парижа, в Булоне-на-Сене, здесь и умер в 1922 году в “горестной заброшенности”.

Сорель находился в вечном интеллектуальном поиске и часто менял свои теоретические и политические позиции: в 1889 г. Он консервативный либерал, в 1893 г. - демократический социалист, после издания в 1906 г. “Размышлений о насилии” - признанный теоретик революционного синдикализма, а в 1911 г. - на-ционалист, в 1914 г. - социалист-интернационалист, после Октябрьской револю-ции в России - поклонник В. И. Ленина. И между тем Сорель отнюдь не эклектик: его поиски развивались внутри определенной философской и моральной доми-нанты. На каждом этапе он бросался в драку со страстью и неистовством, о его темпераменте свидетельствует большое литературное наследие: хотя он начал писать после 40 лет, но, будучи необычайно плодовитым автором, успел создать более десятка книг; его рецензии и статьи были опубликованы не менее чем в 40 изданиях в разных европейских странах.

Марксизм в восприятии Сореля.

Публиковаться Сорель начал в журналах уже в 80-е годы. В 1889 г. вышли его первые книги — “Вклад в мирское изучение Библии” и “Процесс Сократа”. Они интересны тем, что в них уже проявились некоторые психологические и интеллек-туальные константы его творчества. Так, Сорель тяготел к идеализации раннего христианства с его убеждением в неизбывности зла, идеалом мученичества; его привлекал религиозный энтузиазм, тот сплав веры и легенды, который характерен для периодов религиозной экзальтации. Позже Сорель стремился воспроизвести в социализме тот же синтез веры и легенды, мифа, но пришел он к этому через длительную эволюцию, включавшую самые разные метаморфозы. Первой же в их ряду было его обращение к марксизму.

Это произошло уже после его отставки в 1892 г. Сорель тогда увлекся фи-лософией Маркса и сблизился с французскими марксистами.

Главный теоретический вопрос, который тогда занимал Сореля, относился к возможности создания теории научного социализма. Маркс его привлек именно тем, что он “поместил социальную науку на единственно соответствующую ей почву”. Хотя Сорель и сохранял некоторые сомнения в возможности синтеза со-циализма и науки, он был готов в то время скорее соглашаться с Марксом и сле-довать за ним. Однако “чистым” марксистом он и тогда не был. В “Старой и новой метафизике” временами сильно ощущается влияние А. Бергсона, не говоря уже об оригинальной философской ориентации самого Сореля, мешавшей ему быть простым последователем кого бы то ни было.

Сорель высоко ценил Маркса за то, что тот придал философский статус феномену производства. По его мнению, Маркс для своего времени — столь же великий метафизик, как Аристотель для своего, что связано с осознанием Мар-ксом огромного значения производства в человеческой жизни. Если Аристотель характеризовал человека как “социальное животное”, то Маркс писал, что человек — это “социальный трудящийся”.

Мысль Сореля марксистского периода концентрировалась в форме триады “про-изводство — наука — социальность”, все составные части которой, по его мне-нию, взаимопроникали друг в друга. Дело не сводилось для Сореля к тому, чтобы показать, что производство и наука социальны, существуют в обществе и ему принадлежат: это не требует доказательств. Главный соблазн и трудность заклю-чались для него в идее о том, что социальное является сферой науки. В этом во-просе Сорель апеллировал, с одной стороны, к Марксу, с другой — к Бергсону. У Маркса его привлекало то, как он конструировал социальную науку, в частности, политическую экономию. У Бергсона Сорель обращал внимание на различение двух “я”: индивидуального “я” — сферы эмоций, изменчивых, текучих впечатле-ний, и социального “я”, которое включено в социум, ориентировано на разум и са-мо может стать объектом научного рассмотрения, тогда как индивидуальность ис-ключает научность. Следует заметить, что триединство производства, науки, со-циальности для Сореля не только методологический принцип подхода к истории, это одновременно идеал: социализм мыслился им как полное торжество назван-ного триединства в обществе.

Однако и в этот “сциентистский” (научный) период виден постоянный инте-рес Сореля к роли эмоций в обществе. В “Разрушении античного мира” он уделил много внимания языческим верованиям римлян, признавая, что хотя они и были фикцией, тем не менее держали римское общество; последнее же рухнуло, когда критика со стороны христиан разрушила силу языческих верований. Тут уже вина увлеченность Сореля мыслью, почерпнутой им, по-видимому, у одного из фран-цузских историков религии, что вера и мифы, не находящиеся в соответствии с реальностью, создают энтузиазм, необходимый для крупных общественных пре-образований. Это те константы сорелевского мышления, которые грозили взо-рвать весь его сциентизм марксистского периода.

Во второй половине 90-х годов углубились расхождения Сореля с француз-скими марксистами. Критическому отношению Сореля к марксизму и Марксу со-действовало и то обстоятельство, что в те годы вышли в свет две нашумевшие работы, посвященные ревизии марксизма, - книга итальянского анархиста С. Мерлино “За и против социализма” (1897 г.) и работа Э. Бернштейна “Проблемы и задачи социал-демократии” (1899 г.). Сорель подхватил многие темы ревизиони-стов и в срочном порядке опубликовал несколько статей в ревизионистских орга-нах.

Сам Сорель в согласии с Бернштейном склонен был видеть перспективы социализма на путях прогресса капитализма и демократии, принял даже, хотя и временно, реформистскую стратегию социализма. Но вскоре он подверг острой критике и Бернштейна за то, что тот не заметил подлинно оригинального в мар-ксизме — его антиэтатистских положений, идеи самоосвобождения пролета¬риата. Критикуя Бернштейна и ревизионистов, Сорель вместе с тем не только внима-тельно вникал в их аргументы, но и много перенимал у них. Это относилось преж-де всего к ревизионистской критике идеи Маркса о приоритете экономики в обще-ственном развитии.

Вслед за Бернштейном и итальянским анархистом С. Мерлино Сорель от-ка¬зывался видеть в экономике главную детерминанту истории и выдвигал на пер-вое место мораль и идеологию. Правда, среди защищавшихся им моральных ценностей Главной у него всегда оставался труд, а производитель, человек тру-да, оказывался высшим типом человека. Однако возникновение, развитие, со-хранение цивилизации труда не явились, по его мнению, результатом объектив-ного прогресса производства, как это представлялось Марксу; в их основе, по мнению Сореля, лежали соответствующие моральные и волевые усилия.

Ревизионисты отвергали и экономический детерминизм, и претензии Маркса на создание научной политической

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»