Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Возможность этического учения в философии Нового Времени

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Санкт-Петербургский Государственный Университет

кафедра истории философии

научный руководитель

проф.Сергеев К.А.

диломная работа

тема: возможность этического учения в фило-софии Нового времени.

студента 5-го курса

философского факультета

кафедры истории философии

Решетина К.Н.

Санкт-Петербург

2000

I

ВВЕДЕНИЕ

Вскрыв метафизический смысл истины как достоверности, можно гово-рить о том, как функционирует познание: руководимое таким режимом истины и чем может являться та наука, которая способна обеспечить субъекта истин-ным познанием. Если удается остановиться на субъекте, как на типе человече-ского существа, то есть результат трансцедентального выхода к изначальному источнику знания, то такой наукой может оказаться метафизика. С другой сто-роны, чем является субъект ? Субъект может иметь дело только с законом, пра-вилом. Субъект то, что имееет врожденные идеи, которые есть суть законы, и в этом смысле познавать – значит реализовать эти законы, быть подчиненным им. Субъект, таки образом, есть субъект Закона. Как субъект есть результат вы-хватывания человеческого существа из случайного в необходимость, так субъ-ект и является существом характеризуемым законом. Субъект изначально мыс-лится как нечто, обладающее правилом, предписанием, законом. Что означает иметь ясную идею геометрического тела – это значит иметь законы его по-строения. Таким образом, познание есть укорененность в законе. В этом случа-ет понятно почему именно Этика должна занять место в той науке, которая могла иметь дело с познанием кк реализацией Закона. Действительно, когда человек обнаруживает себя субъектом через метод трансцедентального сомне-ния он нуждается в своем теле, которое ему непосредственнным образом дано, но которое требует еще научного осмысления, он нуждаетс в окружающем его мире, который непосредственно воспринимается, но также требует научного осмысления. Субъект в этом смысле есть ни что иное, как Закон, который реа-лизуется в научном осмыслении своего тела и мира вокруг. Как только субъект ясно обнаруживает себя через удаление своего тела и укружающего мира, ста-новится очевичным, что тело и мир могут существовать как осмысленное су-щее, они должны сущестоввать никак иначе чем по законам, что собственно и есть субъект. Иными словами восстановление телда и мира есть реализация За-кона, реализация субъекта. Здесь открывается возможность для дисциплинар-ного подхода к познанию. Знание может реализовываться только через ряд дисциплин: физика, медицина, оптика, юриспруденция и т.д. Всеобщей же нау-кой должна стать та, которая занималась бы изначальными. Метафизическимит основаниями познания, первой причиной. Теперь нужно опять обратиться и первоначальному смыслу субъекта. Декарт, проводя опыт метафизической ре-дукции обнаруживает ясной идею Бога. Именно эта идея Бога есть допуск к дальнейшим процедурам. Идея Бога – единственное, что обеспечивает истину познания. Без нее никакое познание невозможно. Бог справедлив и это есть ос-нование для познания. Если Бог несправедлив, то нет ничего, что не могло бы существовать. Если нет идеи Бога, то нет ничего, в чем нельзя было бы усом-ниться. Таким образом, идея Бога, идея наисправедливейшего существа обес-печивает субъект основаниями к познанию. Наукой же исследующей первую причину должна являться Этика, т.е. наука о Боге, о справедливости. Итак, нау-ка исследующая Бога исследует справедливость, Закон – такой наукой может быть Этика. Нужно сразу же уточнить. Что субъект обнаруживает Бога опять же через закон, через который он реализуется, т.е. субъекту дана врожденная идея Бога, как закон, кк справедливость. Из этого следует. Что познавать пер-вопричину. Т.е. Бога, субъект может через реализацию того закона, через кото-рый Бог дается субъекту в качестве врожденной идеи. Субъект познает Бога ко-гда реализует закон, когда вершит справедливость. Таково главная наука изу-чающая первопричину, т.е. Бога и это есть наука о справедливости, т.е. Этика.

Итак, наука имеющая дело со всеобщим основанием знания имеет дело с идеей Бога, которая есть Закон, и этот закон дан субъекту познания как спра-ведливость Бога. Иначе, чем через закон Бог не открывается субъекту. Бог не-водим, он открыт только через свою сущность, т.е. он дан субъекту в качестве предписания. Значит познавать Бога означает реализовывать закон, быть спра-ведливым. Поступая справедливо субъект познает Бога. Такова задача Этики, как науке об основании познания – иметь дело с законом, с его реализацией как справедливостью. Справедливость есть предмет Этики. Справедливость как сущность Бога данная в законе. Итак, субъект имеет дело с Богом через идею Бога, данную как закон, т.е. субъект никак иначе, чем через закон не воспри-нимает Бога. Бог раскрывается только через справедливость. Как гласит третий догмат по Маймониду: Творец бестелесен, невидим и его не определяют ника-кие телесные свойства. Бог дан через свою сущность, т.е. через справедливость И одиннацатый догмат раскрывает справедливость как воздаяние добром со-блюдающим заповеди Его и кару преступающим заповеди Его. Заповеди же есть законы по которым справедливость вершится. Никак субъект не познает Бога, кроме как через закон, справедливость. Бог есть сам Закон по которому справедливость воплощается во всем сущем. Познание всякого сущего должно начинаться с презумпции справедливости, по которой это сущее есть. Сущее в этом смысле само есть субъект справедливо существующий в кругу всего су-щего. Все существует благодаря как следствие божетсвенной справедливости. Сущетсвовать истинно, значит сущетсвовать причастным справедливости обра-зом. Познавать сущее, значит усматривать это сущее как усмотренное в необ-ходимости, а всякое усмотрение здесь есть реализация справедливости как единственный способ познания первопричины т.е. Бога. Таким образом стано-вится понятной природа познания первопричины сущего. Первопричина есть Бог данный как Закон. Познавать первопричину – значит реализовывать закон. Здесь нужно вспомнить. Что именно новое время вернуло человеку его туло-вище, именно Декарт предпринял первым попытку восстановить человеческое существо как действующее, владеющее своим телом. Ведь средневековая схо-ластика рассматриввала тело как нечистые путы святой души, либо восприни-мала его как метафору, как средство для Imitatio Cristi. Напротив, Декарт и за-мышлял свой метод тотального сомнения для того, чтобы иметь возможность для восстановления человека как целостного существа с душой и телом. Таким образом, целостность человека раскрытая обнаружением субъекта как сущест-ва, которому дан закон, получила следующий характер – душа знакома с зако-ном, который должен выполняться телом. Субъект – это, собственно, новое на-звание души, но уже не той, которая страдает в своем теле, но которой открыто первоначало всего сущего, данное как закон. Наука, которая смотрить на чело-веческое существо таким целостным образом есть Этика. Этика есть наука, где есть место всему человеку: и как субъекту и как протяженному телу. Этика, таким образом, есть наукуа о сущем вообще.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Выяснить, каким образом Наука Нового Времени полагает себя на ан-тропоцентрических основаниях, значит показать каким образом человек стано-вится субъектом, то есть исследователем, всецело исходящим из себя. Как со-циальная ткань формирует такой режим истины, при котором основоположени-ем бытия является воля к истине, воля к выражению сознания через аналитиче-скую картину мира.

Если прояснять фундаментальную позицию Нового Времени исходя из феномена свободы, то вся предшествующая историческая ткань как нельзя глубже раскрывает историю как историю освобождения человека, историю чи-стки сознания. Действительно, христианство рассредоточивает сознание сред-невекового человека таким образом, что нет ничего иного кроме свободы, и всякое выхождение за рамки религии есть освобождение. Таким образом пони-маемая свобода есть необъяснимая часть религиозного сознания. Именно рели-гиозное сознание формируется как ограничение свободы. Свобода и религиоз-ность неразрывны и ограничивают друг друга. Как раз из этого становится по-нятным, как любая секуляризация есть освобождение.

Средневековый человек это странник, грешник по рождению на греш-ной земле. Выяснение начала всех вещей ставит нас в определенное отношение к сущему. Такая метафизическая позиция находится в скрытом виде и раскры-вается тогда, когда предстает взору другой метафизической позиции. Бытие средневекового есть Слово. Божественное слово первое, что есть. Само слово определяет, что происходит. Слово есть смысловой центр сущего, сущего как тварного. Творение не имеет сущности, кроме как в Слове. Бог создает свои творения через Слово, а божественное Слово не может иметь истории. Слово есть свидетельство Бога, оно дано как святое Писание и раскрывает божествен-ный план. Поскольку оно вне истории, оно носит культовый характер. Именно Слово выступает как узел всего разворота средневековой учености: Риторика Веры Августина, Грамматика Веры Ангельма, Логическое слово Аквината и Поэтическое Слово Данте.

Слово нужно знать и хранить, так как оно раскрывает верующему Боже-ственный план и участь тварного в нем. Только знание Слова обеспечивает спа-сение души верующего. В этом смысле сознание средневекового человека рас-крывается как воля к спасению. Слово носит служебный характер – оно гаран-тирует спасение и оно требует красноречия как вместилища исповедующегося. Исповедь же сама есть феномен, понимаемый в смысле бытия как слова, где слово творит все сущее. Сам по себе мир не имеет

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»