╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о вз имосвязи м тем тики и философии впервые был з д н
довольно д вно. Аристотель, Бэкон, Леон рдо д Винчи - многие вели-
кие умы человечеств з ним лись этим вопросом и достиг ли выд ющихся
результ тов. Это не удивительно: ведь основу вз имодействия филосо-
фии с к кой-либо из н ук сост вляет потребность использов ния пп -
р т философии для проведения исследов ний в д нной обл сти; м тем -
тик же, несомненно, более всего среди точных н ук подд ется фило-
софскому н лизу (в силу своей бстр ктности). Н ряду с этим прог-
рессирующ я м тем тиз ция н уки ок зыв ет ктивное воздействие н
философское мышление.
Совместный путь м тем тики и философии н ч лся в Древней Гре-
ции около VI век до н.э. Не стесненное р мк ми деспотизм , гречес-
кое общество той поры было подобно пит тельному р створу, н котором
выросло многое, что дошло до н с в сильно измененном временем виде,
одн ко сохр нив основную, з ложенную грек ми идею: те тр, поэзия,
др м тургия, м тем тик , философия. В этой р боте я попыт лся прос-
ледить з процессом формиров ния, р звития и вз имного влияния м те-
м тики и философии Древней Греции, т кже привести р зличные точки
зрения н движущие силы и результ ты этого процесс .
Известно, что греческ я цивилиз ция н н ч льном эт пе своего
р звития отт лкив лось от цивилиз ции древнего Восток . К ково же
было м тем тическое н следство, полученное грек ми?
Из дошедших до н с м тем тических документов можно з ключить,
что в Древнем Египте были сильно отр сли м тем тики, связ нные с ре-
шением экономических з д ч. П пирус Р йнд (ок. 2000 г. до н.э.) н -
чин лся с обещ ния н учить "совершенному и основ тельному исследов -
нию всех вещей, поним нию их сущностей, позн нию всех т йн". Ф кти-
чески изл г ется искусство вычисления с целыми числ ми и дробями, в
которое посвящ лись госуд рственные чиновники для того, чтобы уметь
реш ть широкий круг пр ктических з д ч, т ких, к к р спределение з -
р ботной пл ты между известным числом р бочих, вычисление количеств
зерн для приготовления т кого-то количеств хлеб , вычисление по-
верхностей и объемов и т.д. Д льше ур внений первой степени и прос-
тейших кв др тных ур внений египтяне, по-видимому, не пошли. Все со-
держ ние известной н м египетской м тем тики убедительно свидетель-
ствует, что м тем тические зн ния египтян предн зн ч лись для удов-
летворения конкретных потребностей м тери льного производств и не
могли сколько-нибудь серьезно быть связ нными с философией.
М тем тик В вилон , к к и египетск я, был вызв н к жизни
потребностями производственной деятельности, поскольку реш лись з -
д чи, связ нные с нужд ми орошения, строительств , хозяйственного
учет , отношениями собственности, исчислением времени. Сохр нившиеся
документы пок зыв ют, что, основыв ясь н 60-ричной системе счисле-
ния, в вилоняне могли выполнять четыре рифметических действия, име-
лись т блицы кв др тных корней, кубов и кубических корней, сумм
кв др тов и кубов, степеней д нного числ , были известны пр вил
суммиров ния прогрессий. З меч тельные результ ты были получены в
обл сти числовой лгебры. Хотя в вилоняне и не зн ли лгебр ической
символики, но решение з д ч проводилось по пл ну, з д чи сводились к
единому "норм льному" виду и з тем реш лись по общим пр вил м, при-
чем истолков ние преобр зов ний "ур внения" не связыв лось с конк-
ретной природой исходных д нных. Встреч лись з д чи, сводящиеся к
решению ур внений третьей степени и особых видов ур внений четвер-
той, пятой и шестой степени.
Если же ср внив ть м тем тические н уки Египт и В вилон по
способу мышления, то нетрудно будет уст новить их общность по т ким
х р ктеристик м, к к вторит рность, некритичность, следов ние з
тр дицией, кр йне медленн я эволюция зн ний. Эти же черты обн ружи-
в ются и в философии, мифологии, религии Восток . К к пис л по этому
поводу Э.Кольм н, "в этом месте, где воля деспот счит л сь з коном,
не было мест для мышления, доискив ющегося до причин и обоснов ний
явлений, ни тем более для свободного обсуждения".
Ан лиз древнегреческой м тем тики и философии следует н ч ть с
милетской м тем тической школы, з ложившей основы м тем тики к к до-
к з тельной н уки.
Милетск я школ
Милетск я школ - одн из первых древнегреческих м тем тических
школ, ок з вш я существенное влияние н р звитие философских предс-
т влений того времени. Он существов л в Ионии в конце V - IV вв.
до н.э.; основными деятелями ее являлись Ф лес (ок. 624-547 гг. до
н.э.), Ан ксим ндр (ок. 610-546 гг. до н.э.) и Ан ксимен (ок.
585-525 гг. до н.э.). Р ссмотрим н примере милетской школы основные
отличия греческой н уки от догреческой и про н лизируем их.
Если сопост вить исходные м тем тические зн ния греков с дости-
жениями египтян и в вилонян, то вряд ли можно сомнев ться в том, что
т кие элемент рные положения, к к р венство углов у основ ния р вно-
бедренного треугольник , открытие которого приписыв ют Ф лесу Ми-
летскому, не были известны древней м тем тике. Тем не менее, гречес-
к я м тем тик уже в исходном своем пункте имел к чественное отли-
чие от своих предшественников.
Ее своеобр зие з ключ ется прежде всего в попытке систем тичес-
ки использов ть идею док з тельств . Ф лес стремится док з ть то,
что эмпирически было получено и без должного обоснов ния использов -
лось в египетской и в вилонской м тем тике. Возможно, в период н и-
более интенсивного р звития духовной жизни В вилон и Египт , в пе-
риод формиров ния основ их зн ний изложение тех или иных м тем ти-
ческих положений сопровожд лось обоснов нием в той или иной форме.
Одн ко, к к пишет В н дер В рден, "во времен Ф лес египетск я и
в вилонск я м тем тик д вно уже были мертвыми зн ниями. Можно было
пок з ть Ф лесу, к к н до вычислять, но уже неизвестен был ход р с-
суждений, леж щих в основе этих пр вил".
Греки вводят процесс обоснов ния к к необходимый компонент м -
тем тической действительности, док з тельность действительно являет-
ся отличительной чертой их м тем тики. Техникой док з тельств р н-
ней греческой м тем тики к к в геометрии, т к и в рифметике перво-
н ч льно являл сь прост я попытк прид ния н глядности. Конкретными
р зновидностями т кого док з тельств в рифметике было док з тель-
ство при помощи к мешков, в геометрии - путем н ложения. Но с м ф кт
н личия док з тельств говорит о том, что м тем тические зн ния
восприним ются не догм тически, в процессе р змышления. Это, в
свою очередь, обн ружив ет критический скл д ум , уверенность (может
быть, не всегд осозн нную), что р змышлением можно уст новить пр -
вильность или ложность р ссм трив емого положения, уверенность в си-
ле человеческого р зум .
Греки в течении одного-двух столетия сумели овл деть м тем ти-
ческим н следием предшественников, н копленного в течении тысячеле-
тий, что свидетельствует об интенсивности, дин мизме их м тем тичес-
кого позн ния. К чественное отличие исследов ний Ф лес и его после-
дов телей от догреческой м тем тики проявляется не столько в конк-
ретном содерж нии исследов нной з висимости, сколько в новом способе
м тем тического мышления. Исходный м тери л греки взяли у предшест-
венников, но способ усвоения и использов ния этого м тери л был но-
вый. Отличительными особенностями их м тем тического позн ния явля-
ются р цион лизм, критицизм, дин мизм.
Эти же черты х р ктерны и для философских исследов ний милетс-
кой школы. Философск я концепция и совокупность м тем тических поло-
жений формируется посредством однородного по своим общим х р ктерис-
тик м мыслительного процесс , к чественно отличного от мышления
предшествующей эпохи. К к же сформиров лся этот новый способ воспри-
ятия действительности? Откуд берет свое н ч ло стремление к н учно-
му зн нию?
Ряд исследов телей объявляет отмеченные выше х р ктеристики
мыслительного процесс "врожденными особенностями греческого дух ".
Одн ко эт ссылк ничего не объясняет, т к к к непонятно, почему тот
же "греческий дух" по прошествии эпохи
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7
|
|