Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Гоббс

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Гоббс

Содержание работы:

Введение. 3

1. Почему возникает государство? 3

1.1. Естественное состояние и естественные законы. 3

1.2. Общественный договор. 7

2. Государство: сущность, механизм, функции. 8

2.1. Права и обязанности суверена. 8

2.2. Государственные служащие. 12

2.3. Гражданские законы. 13

3. Что разрушает государство. 15

3.1. Что разрушает государство? 15

3.2. Монархия — лучшая форма правления. 18

Заключение. 20

Список литературы: 22

Введение.

Сегодня Россия стоит на перепутье между дорогой на де-мократизацию общества и государства или обратным путем к тоталитарной системе управления. Куда пойдет наша страна? Боюсь, сейчас на этот вопрос точно ответить ни-кто не сможет. И поэтому нужно как всегда обратиться к историческому опыту и философским теориям, выдвинутым великими философами, которые рассматривали идеальное государство и право каждый в своем представлении. Мно-гие из этих ученых определили дальнейшее развитие мно-гих стран на долгие годы, но всё-таки большинство из них выдвигали утопичные идеи. И даже сейчас в эпоху на-учно-технического прогресса существуют страны, в кото-рых даже самые утопичные идеи стараются воплотить в жизнь.

Россия, несмотря на то, что она уже пережила семьдесят лет тоталитаризма, может в конце XX века снова вернуть-ся к этому строю. И поэтому очень важно рассмотреть ос-новы идеального тоталитарного государства в трудах фи-лософов и, в частности, Томаса Гоббса. Его идеи являют-ся образцом представления о тоталитарном государстве, его законах, государственных служащих, правах и обязан-ностях суверена и гражданина. Но надо отдать должное, что Томас Гоббс использовал в своих работах идею обще-ственного договора.

1. Почему возникает государство?

1.1. Естественное состояние и естественные законы.

Итак, первый вопрос, который логично было бы рассмот-реть, можно сформулировать следующим образом — Как воз-никает государство? Каковы причины его возникновения?

Томас Гоббс отвечает на данный вопрос следующим обра-зом. В силу своих естественных качеств, каждый человек стремится к максимальному удовлетворению своих потреб-ностей. В отсутствии государства нет никаких правил, которые ограничивали бы индивида, и каждый человек без ограничения имеет право на все, что неизбежно влечет такое состояние, которое Гоббс называет «война всех против всех». Ведь, если каждый человек имеет право на все, а изобилие вокруг нас ограничено, то права одного человека неизбежно столкнутся с такими же правами дру-гого. Возникают насилие и притеснение одних другими — это, и есть «война всех против всех». Каждый стремится уничтожить другого, чтобы очистить место для себя. В этом состоянии homo homini lupus est — человек человеку волк. В этом состоянии преобладают:

• эгоизм;

• жажда власти и наживы;

• вражда по отношению друг к другу.

Гоббс готов сколько угодно спорить с теми, кто утвер-ждает, что люди —существа общественные и изначально мо-гут жить в мире друг с другом, как, например, муравьи и пчелы, прекрасно обходящиеся без государства. Дело в том, что:

• Люди беспрерывно соперничают между собой, добиваясь чинов и почета, следовательно, возникает зависть и ненависть;

• У животных (муравьев, пчел) общее благо совпадает с благом каждого индивидуума. Человеку же, самоуслажде-ние которого состоит в сравнении себя с другими, мо-жет приходиться по вкусу лишь то, что возвышает его над остальными;

• Не обладая разумом, эти существа не видят и не дума-ют, об ошибках в управлении их общими делами, а среди людей имеются многие, которые считают себя более муд-рыми и стремятся реформировать общественный строй, внося тем самым в государство расстройство и граждан-скую войну;

• И, наконец, согласие этих существ обусловлено приро-дой, а людей — соглашением. Следовательно, чтобы сде-лать это соглашение постоянным и длительным, необхо-дима общая власть, держащая людей в страхе и направ-ляющая их к общему благу.

В такой ситуации человек рискует потерять главное благо — собственную жизнь. Само существование человечества оказывается под угрозой.

Такое подробное описание естественного состояния дается Гоббсом лишь для того, чтобы убедить людей в необходи-мости установления и безусловного подчинения государст-венной власти. Так как существование человека всегда связано с какими-либо неудобствами, но даже самые боль-шие притеснения, которые может принести государственная власть, есть ничто в сравнении с тем хаосом, который царит в естественном состоянии.

Человек инстинктивно стремится к предотвращению посто-янной борьбы, чтобы сохранить жизнь. Инструментом осу-ществления этих стремлений является разум. Возникают естественные законы, то есть найденные умом общие пра-вила, согласно которым человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни и что лишает его средств к её сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилуч-шим средством для сохранения жизни. Гоббс выделял не-сколько таких законов:

Общее правило разума — всякий человек должен добиваться мира, если он может его достигнуть, если же он его дос-тигнуть не может, то он имеет право использовать любые средства, дающие преимущества на войне.

1-я часть — Первый естественный закон — следует искать мира и следовать ему — это естественный способ прекра-щения войны.

2-я часть — естественное право — право защищать себя всеми возможными средствами. Этим самым Гоббс говорит, как достигнуть мира.

Второй естественный закон — в случае согласия на то других людей, человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты. И довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы от других людей по отношению к себе.

Иными словами, quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris — чего не хочешь для себя, не делай другим.

Естественный закон — справедливость, а именно — люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Справедли-вость и зарождается лишь здесь на этой основе. Но самих этих законов еще недостаточно для построения общества, нужна власть, которая заставит их соблюдать, иначе они лишь слова, которые не в силах гарантировать безопас-ность человека, и он защищает её сам — война всех про-тив всех.

1.2. Общественный договор.

Вот Гоббс и подошел к созданию государства. Итак, необ-ходима общая власть, держащая людей в страхе и направ-лена к общему благу. Такая власть может быть установле-на лишь одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все Воли граждан в единую волю. Без этого воли различных людей противоположны. Они не помогают, а мешают друг другу и сводят свои силы к нулю перед врагом, а без такого — ведут войну за свои частные интересы. Это явно не спо-собствует сохранению жизни каждого отдельного человека.

Итак, такое сосредоточение власти — больше, чем согла-сие или единодушие — это реальное единство, воплощенное в одном лице посредствам соглашения, заключенного каж-дым человеком с каждым другим, таким образом, как если бы каждый сказал другому: «Я уполномочиваю этого чело-века или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же обра-зом передать ему свое право и санкционируешь все его действия».

Множество людей, объединенных таким образом, — это и есть государство. Государство — это есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средст-ва всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.

Носитель этого лица — суверен — он обладает верховной властью. Остальные люди — это подданные суверена.

2. Государство: сущность, механизм, функции.

2.1. Права и обязанности суверена.

Государство установлено, когда множество людей догова-ривается и заключает соглашение каждый с каждым о том, что в целях водворения мира среди них и защиты от других, каждый из них будет признавать как свои собст-венные действия и суждения того человека или собрания людей, которому большинство дает право представлять всех. Из этого вытекают все права и обязанности того или тех, на кого соглашением нарда перенесена верховная власть и подданных:

1. Подданные не могут изменять форму правления;

2. Верховная власть не может быть утеряна;

3. Никто не может, не нарушая справедливости, протесто-вать против установления суверена;

4. Подданные не могут осуждать действия суверена. Тот, кто уполномочен другим, не может совершать неправомер-ного акта по отношению к тому, кем он уполномочен;

5. Любой суверен ненаказуем подданными. Каждый поддан-ный ответственен за действия своего суверена, следова-тельно, наказывая суверена, он наказывает другого за действия, совершенные им самим;

6. Суверен судья в вопросах о том, что необходимо для мира и защиты своих подданных. Право на цель дает право на средства для достижения поставленной цели. Также он судья в отношении того, каким доктринам следует учить подданных;

7. Право предписывать подданным правила, с помощью ко-торых каждый хорошо знает, что именно является его соб-ственностью, что уже никто другой не может, не нарушив справедливости, отнять её у него. Эти правила о собст-венности, о добре и зле, закономерном и незакономерном

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»