Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Гуманистическая антропология Эриха Фромма

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ

на тему:

«Гуманистическая

антропология

Эриха Фромма»

Выполнен соискателем кафедры фармакологии

Кант Е.В.

Самара — 2002 г.

План

I. Введение. Преемственность и значение философии Э.Фромма в масштабах ми-ровой философской мысли.

II. Краткая биография философа.

III. Неофрейдизм как новое слово в психоанализе.

IV. Философская концепция Э.Фромма: основные позиции, критика и переосмыс-ление источников, открытия.

1). Э.Фромм - реформатор психоанализа;

2). Социалистическая концепция Э.Фромма;

3). Индивид в определенной ситуации как исходный пункт философского раз мышления Э.Фромма;

4). Концепция разрушительного в человеке, феномен исторической дегума-низации;

5). Человек как реализация продуктивного начала и мерило истории.

V. «Радикальный гуманизм» Э.Фромма и его значение для современников.

Эрих Фромм (19001980)

Главная жизненная задача

человека — дать жизнь

самому себе, стать тем,

чем он потенциально является.

Самый значимый плод

его деятельности — это

собственная личность.

Эрих Фромм

I. Введение

Эрих Фромм (Fromm) (1900-1980) немецко-американский философ, психо-лог и социолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. Пытался соеди-нить Фрейда с Марксом и экзистенциализмом. С абстрактно-гуманистических по-зиций критиковал капитализм, выдвигал утопический проект создания "здорового общества" на основе психоаналитической "социальной и индивидуальной тера-пии".

Так скупо лаконична энциклопедическая статья в описании жизни и фило-софии человека, который заслуженно занял свое место среди виднейших мысли-телей XX столетия. Его коллегами и, отчасти, единомышленниками в философ-ском приятии (неприятии ?) мира можно смело считать Достоевского, когда речь идет о Личности, Толстого и раннего Маркса во взгляде на проблему гуманного общества, Фрейда, Юнга и Сартра в тонком, почти мистическом рационализме подхода к природе сознания и творческой жизни человека. Идеи его, нашедшие воплощение во множестве произведений, использовал в ходе своего развития не только психоанализ, но и другие философские течения, в том числе экзистенциа-лизм, персонализм, герменевтика, социобиология. Значителен его вклад в разви-тие современной этики и политической философии. Философская мысль Э.Фромма стала импульсом к развитию гуманистического мышления нашего ве-ка.

Целью этой обзорной работы была попытка глубже проникнуть в духовный мир философа, в суть его взгляда на проблему Человека, показать актуальность и недостаточную степень востребованности его трудов для обитателей современно-го рационального и жестокого мира. В некоторой мере она является и данью ува-жения благодарного почитателя.

II. Краткая биография философа

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне, в еврей-ской семье. Прадед и дед его предки были раввинами, отец занимался торговлей, мать происходила из семьи эммигрантов из России. Фромм получил прекрасное образование в гимназии, а затем в лучших университетах Германии. Он окончил Гейдельбергский университет, в 1922 году получил степень доктора философии. После этого увлекся психоанализом, получил психоаналитическое образование в Мюнхенском университете, а затем – в Берлинском Институте психоанализа (1923-1924). После чего несколько лет был практикующим психоаналитиком, не оставляя занятий наукой.

. В случае Фромма как раз интересно и показательно то, что он не медик. Большинство психоаналитиков имеет медицинское образование (то есть в основе своей естественнонаучное), а у Фромма образование гуманитарное (в Гейдельбер-ге он изучал, помимо философии, еще и психологию и социологию). Возможно, именно это явилось причиной создания Фроммом столь яркого и своеобразного варианта фрейдо-марксизма, создания им не частной психотерапевтической док-трины, а социальной философии и более того – политизированной социальной философии. Было бы у него медицинское образование, подозреваю, Фромма эле-ментарно бы снесло в увлечение чистой клиникой, то есть он занимался бы ис-ключительно лечением пациентов.

К концу 20-х у него медленно, но верно стало нарастать недоверие к теории Фрёйда (видимо, как раз сказывалось хорошее гуманитарное образование). Кон-чилось это тем, что Фромм в 1929 году пришёл во Франкфуртский институт соци-альных исследований (известный как Франкфуртская школа). Франкфуртская школа оказала на взгляды Фромма огромное воздействие. Все увлечение Фромма Марксом исходит из периода работы во Франкфуртской школе. Фромм руководил в институте отделом социальной психологии, которым был проведен социологи-ческий анализ неосознанных мотивов поведения в малых и больших группах в среде немецких рабочих и интеллигенции. Накануне прихода к власти фашистов, эти исследования выявили готовность германского общества подчиниться дикта-торскому режиму, по поводу которого у представителей франкфуртской школы не было ни иллюзий, ни симпатий.

Во Франкфуртской школе он непосредственно работал до 1932 года, в 1933 году, после прихода фашистов к власти, Фромм, как и все «франкфуртцы», эмиг-рировал, приехал в США и работал в различных учреждениях уже как психоана-литик, или профессор психиатрии, или преподаватель психоанализа…институт психиатрии им. У.Уайта, Колумбийский и Йельский университет.

Известность к Фромму пришла достаточно рано (во всяком случае, для че-ловека, недавно приехавшего в США) – в 1941 году, когда он написал книгу «Бег-ство от свободы».

В Америке Фромм вел большую преподавательскую работу. С 1946 г. зани-мался научной деятельностью во вновь созданном Вашингтонском институте психологии, психиатрии и психоанализа. В 1947 г. вышла в свет книга Фромма "Человек для себя". В 1949 г., когда франкфуртцы возвращались на родину, Фромма с ними не было. Он остался в Америке. С 1951 по 1969 г. он жил в Мек-сике, где, освоив испанский язык, занимался преподавательской и научной дея-тельностью, возглавив Институт психоанализа при Национальном университете в Мехико.

В 1961 году Фромм выпустил свою знаменитую книгу «Концепция человека у Маркса». Появление книги было связано с тем, что Фромм незадолго до того вступил в Социалистическую партию США. Руководство партии предложенную Фроммом программу отвергло, после чего Фромм из партии вышел…

С 1969 и до своего ухода из жизни в 1980 году Фромм с женой живут в Швейцарии. Он выступает с лекциями, участвует в общественной жизни, пишет книги. В самом солидном возрасте, вовсе не ощущая себя старым, Эрих Фромм сохраняет ясность ума и живость восприятия, что является явным признаком пол-ноценной творческой жизни.

III. Неофрейдизм как новое слово в психоанализе

Неофрейдизм, который Э.Фромм представляет наряду с К.Хорни, Х.С. Салливаном и др., является одним из интересных направлений современной аме-риканской философии и психологии, возникшим в конце 30х гг. в процессе со-единения психоанализа с американскими социологическими и этнографическими теориями. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межлично-стные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспо-собление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др. ). Неофрейдизм редуцирует психоанализ, отклоняя уче-ние З.Фрейда о либидо и сублимации, видя в бессознательном связующее звено между социальными и психическими структурами. Отличительной чертой неоф-рейдизма является "социологизация" психологии и, наоборот, психологизация са-мих социальных явлений.

В центре внимания лично Э.Фромма противоречивость человеческого су-ществования, взятая не в качестве субъективно-личностной деятельности, а как онтологический факт. Философ различает следующие дихотомии: патриархаль-ный и матриархальный принципы организации жизни людей, авторитарное и гу-манистическое сознание, эксплуататорский и рецептивный (послушный) типы ха-рактера, обладание и бытие как два способа жизнедеятельности индивида, экзи-стенциальное и историческое существование человека, негативная "свобода от" и позитивная "свобода для" в процессе развития личности. Он исходит из того, что личностные и онтологические основания человеческого существования, с одной стороны, как бы дополняют друг друга, создавая одновременно уникальность и всеобщность человеческого бытия, а с другой противоречат друг другу в силу то-го, что уникальность

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»