Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Гумилев и его теория пассионарности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ДОКЛАД

Студентки IV курса

Факультет Управления

Баниной Татьяны

Содержание

1. Биография……………………………………………………….……………..

2. Теория пассионарности……………………………………………………….

3. Этногенез и биосфера Земли…………………………………………………

1. Биография

1 октября 1912 года в семье двух русских поэтов - Н.С Гумилева и А.А Ахматовой родился сын, будущий великий ученый и мыслитель современности - Лев Николаевич Гумилев.

Л.Гумилев (1912-1992) - создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях, крупнейший эксперт по кочевым народам юга России, Средней Азии и древней истории Руси. Получили известность его работы по истории тюркских, монгольских, славянских и других народов Евразии. Научные труды ученого - "Открытие Хазарии", "От Руси до России", "Древняя Русь и Великая степь" - выходили массовыми тиражами.

Лев Николаевич Гумилев предложил и отстаивал точку зрения на то, что "Монголы и Русь - это только начало Древней Руси и Великой степи". Все его работы показывают неразрывность исторического развития и географических условий формирования этносов.

Исследования Гумилева по проблемам древних народов имеют прямое отношение к современным национальным проблемам. Ученый говорил о влиянии Востока на Россию в противовес традиционной точке зрения о решающем европейском влиянии. Его труды позволили узнать многое об истории татар и Казанского ханства, а также других этносов, проживающих на территории многонациональной России.

В 1962 году он защищает докторскую диссертацию по теме "Древние тюрки". В 1960 году Гумилев начинает читать лекции на историческом факультете университета. Вскоре его приглашают на постоянную работу в Институт географии при географическом факультете, где ученый проработал до конца жизни. В 60-е годы увидели свет первые монографии Гумилева - "Хунну" (1960), "Открытие Хазарии" (1966),"Древние Тюрки" (1967), "Поиски вымышленного царства" (1970).

В 1974 году Лев Николаевич защитил вторую докторскую диссертацию по теме "Этногенез и биосфера Земли", уже по географии. Однако несмотря на единодушное решение Ученого совета работа была депонирована. Только в 1989 году работа она была опубликована в виде отдельной монографии "Этногенез и биосфера Земли".

В 1977-1988 годы вышли в свет 2 книги и опубликовано 14 статей.

Делом всей жизни Льва Николаевича Гумилева была теория этногенеза. Он проследил взлеты и падения крупных этносов и дал понятие слову "этногенез".

Лев Гумилев умер в 1992 году. Память о нем становится все тише.

2. Пассионарность: за и против. Был ли пассионарен сам Л.Н.?

Если б мы с Китаем не граничили

Не учились у Орды величию,

Если бы турецкие обычаи

Не перенимали никогда,

А напротив, с вьюгой и медведями

Англичанам были бы соседями,

В римское вникали правоведение

Долгие предолгие года -

Все равно бы мы бежали к Разину

С Пугачевым вместе безобразили

И царя при первой же оказии

Грохнули в истории кювет.

Вячеслав Казакевич

О том, какой взрыв критики произвело гумилевское определение "симбиоз" применительно к Древней Руси и Орде мы уже писали. Но еще больших недоумении, а чаще проклятий и издевательств вызвала пассионарность - открытие, которым больше всего гордился Л.Н. В одном из последних интервью он даже говорил, что евразийцы, с которыми он в основном согласен, "главного в теории этногенеза - понятия пассионарности... не знали".

Это парадокс: "пассионарность" - термин, который стремительно вошел в нашу жизнь, в самый широкий обиход, который интуитивно все понимают и принимают (а значит, не оспаривают), в то же время отвергаются некоторыми видными специалистами. Так, академик Ю. В. Бромлей писал: "Нельзя не отметить несостоятельность попытки Л. Н. Гумилева представить в качестве движущей силы этнической истории... пассионарность.

Аполлон Кузьмин писал, что Л.Н. совершил "множество удивительных открытий", например, придумал понятие "пассионарность" (слово латинское), которое распространяется как на отдельные личности, так и на целые народы.

Парадокс очень обидный для Л.Н., поскольку он работал над идеей пассионарности чуть ли не 60 лет.

Что же такое пассионарность! Отвечая на этот вопрос, Л. Н. писал: "Формирование нового этноса всегда связано с наличием у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни".

Но ведь не историки, а сама история дала определение - "люди длинной воли!". Г. Вернадский задолго до Л.Н. писал, что "в конце XII в. среди монгольских племен Восточной Евразии, как это неоднократно происходило в прежние века, вновь произошло страшное сосредоточение и напряжение народной энергии".

Наличие пассионарев "улавливали" и другие. Можно привести высказвание Гегеля о "интересе-страсти", когда "индивидуальность целиком отдается предмету... и ничто великое в мире не совершается без страсти". Еще ближе к нам, ближе к самому Л.Н. Арнольд Тойнби, утверждавший, что в период роста цивилизации "творческое меньшинство" (т. е. пассионарии по Л.Н.) все более берет контроль над своим окружением, и потом следуют времена неспокойствия.

Пассионарии - это конкистадоры, устремившиеся вслед за Колумбом за океан и погибавшие там. Пассионарии - это Жанна д'Арк, Кутузов и Суворов. А субпассионарии, у которых перевешивает "импульс инстинкта" - это почти все чеховские персонажи. "У них как будто все хорошо, а чего-то все-таки не хватает;

Как рассуждал Л.Н., пассионариями движут не корыстные чувства.

Пассионарии не приносят своих близких в жертву страстям, а жертвуют собой ради их спасения или ради идеи.

Согласно Гумилеву, можно быть рядовым членом общества и весьма пассионарным; например - Иван Сусанин. Нехотя, но Л. Н. признавал и Сталина пассионарием: "У того же Сталина в дефиците была совесть, любовь к окружающим. Он - типичное сочетание пассионарности с негативным, жизнеотрицающим выбором".

Можно подумать, что пассионарность - всегда некий генератор прогресса, но это не так. Как оговаривался сам автор: она не генератор, а скорее катализатор. "Она так ускоряет этнические процессы, - писал Л.Н., - что многие этносы сгорают от собственных деяний, не дожив до спасительного гомеостаза".

Л.Н. излагает, на мой взгляд, весьма спорные мысли по поводу динамики (фаз) пассионарности. По его мнению, "пусковой момент" этногенеза, - это внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев и субпассионариев. Фаза подъема сопровождается быстрым увеличением числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации; акматическая фаза характеризуется максимальным числом пассионариев; фаза надлома - это резкое уменьшение их числа и вытеснение их субпассионариями; инерционная фаза - медленное уменьшение числа пассионарных особей; фаза обскурации - почти полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком, либо не успевают погубить его до вторжения иноплеменников извне.

Эта конструкция подвергалась не только сомнениям, но и жесткой критике у нас. Может быть, потому, что никаких аналогов этой схеме ни у кого из "западных" не находили. Между тем интересные мысли приходят совсем независимо от этноса, к которому принадлежит автор. Вот что открылось для меня случайно, хотя я долго искал нечто подобное. В 1961 г. американская исследовательница Кэролл Квигли в статье "Эволюция цивилизаций" выделила семь стадий их развития: смешение (этносов, культур); созревание; экспансия; эпоха конфликтов; мировая империя; упадок; интервенция (чуждых сил) иноплеменников по Л.Н.

Конечно, я и раньше знал, что какие-то аналогии есть, что все это у Л.Н. не на пустом месте родилось. Знал, что теория пассионарности как-то связана с учением о "циркуляции элит" итальянского социолога Вильфреда Парето. Но как близки взгляды американки и Л.Н.: чем не гумилевские "подъем - вершина - упадок", согласно его схеме, названной "Кривая этногенеза". По абсциссе отложено время (1200-1500 лет), а на оси ординат - та самая загадочная движущая сила этногенеза - пассионарность. Вроде бы все довольно просто, но для этой "простоты" Л. Н. пришлось обобщить 40 "индивидуальных" кривых этногенеза, построенных для разных этносов. Как отмечал сам Л.Н., эта кривая хорошо известна математикам; она описывает и процесс сгорания костра, и взрыв порохового склада и увядание листа.

Первая кривая (XVIII в. до н. э.): Египтяне (Верхний Египет), столица в Фивах (1580 г. до н. э.), смена религий, культ Озириса. Прекращение строительства пирамид. Агрессия в Нубию и Азию. Гиксосы (Иордания, Северная Аравия). Хетты (Восточная Анатолия).

Вторая кривая (XI в. до н. э.): Чжоусцы (Северный Китай, Шэньси). Завоевание княжеством Чжоу древней империи Шэнь-Инь. Появление культа Неба. Расширение ареала до моря на востоке, р. Янцзы на юге, пустыни на севере. Скифы (Центральная Азия). Кушиты (Большая излучина Нила) и т.д.

Третья кривая (VII в. до н. э.): Римляне (Центральная Италия), расселение на Среднюю Италию, завоевание ее, образование республики (510 г. до н. э.). Самниты (Италия), этруски (Северо-Западная

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»