╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3
─хьюъЁшЄ Демокрит - годы жизни - ок. 460-370 гг. до н.э. Родом из Абдер,
счит вшихся в Греции не только глухой интеллекту льной провинцией, но д же
просто городом глупцов. Но н риц тельное " бдерит" - прост к, простофиля,
глупец - ст ло собственным именем одного из велич йших мыслителей... По
пред нию, Д. "был учеником к ких-то м гов и х лдеев, которых ц рь Ксеркс
предост вил его отцу в к честве учителей, когд у него гостил... у них-то
он ещё в детстве перенял н уку о бог х и звезд х. Потом он перешел к
Левкиппу. Существуют сведения, что он совершил путешествие в Египет, Персию
и д же Эфиопию и Индию. Вернувшись из путешествия, он вел скромный и
уединенный обр з жизни, з ним ясь н укой и ценя её т к высоко, что, к к
говорят, "ск з л, что он предпочел бы одно приличное объяснение с ну
персидского ц ря". З вистники обвинили его в том, что он вопреки бдерским
з кон м, р стр тил дост вшееся ему н следство; в ответ он "прочит л н роду
свой "Большой Мирострой", лучшее из всех его сочинений, и получил з него в
н гр ду пятьсот т л нтов; м ло того, в честь его воздвигли медные ст туи,
когд он умер, то погребли его н госуд рственный счет, - жил он более
ст лет".
Многочисленные свидетельств и легенды говорят о Д. к к о "смеющем-
ся философе", "н столько несерьезным к з лось ему все, что дел лось
всерьез". Р сск зы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости
философ , о его н блюд тельности, обширных позн ниях. Диоген Л эрций
приводит список, состоящий из более чем 60 произведений Д., гл вное место
среди которых з ним ют "Великий ди космос", "М лый ди космос", "О логике,
или Мерило". От сочинений Абдерит сохр нились лишь фр гменты, перемеш нные
с фр гмент ми и переск з ми Левкипп в почти нер зличимое целое. Видимо,
нем лую роль сыгр ли в пл чевной судьбе произведений философ мировоззрен-
ческие споры: "Аристоксен в своих "Исторических з писк х" сообщ ет, что
Пл тон хотел сжечь все сочинения Д., к кие только мог собр ть, но
пиф горейцы Амикл и Клиний помеш ли ему, ук з в, что это бесполезно: книги
его уже у многих н рук х". Но, к к говорится, где один, т м и много
(жел ющих)...
Д., н ряду с Левкиппом, счит ется одним из основ телей древнегре-
ческого томизм . Н первый взгляд учение томизм предельно просто. Н ч л
всего сущего - это неделимые ч стицы- томы и пустот . Ничто не возник ет из
несуществующего и не уничтож ется в несуществующее, но возникновение вещей
есть соединение томов, уничтожение - р сп дение н ч сти, в пределе - н
томы. Все возник ет н некотором основ нии и по необходимости; причин
возникновения - вихрь, который и именуется необходимостью. Ощущ ем мы
потому, что в н с поп д ют "видики", отделяющиеся от вещей. Душ -
совокупность особых томов. Конечн я цель человек - душевное бл госостоя-
ние, при котором душ пребыв ет в спокойствии и р вновесии, не смущ ем я ни
стр хом, ни суеверием, ни к кой бы то ни было другой стр стью.
Т.о., все, что существует, - это томы и пустот . В бесконечной
пустоте-простр нстве движутся, сочет ясь между собою, бесконечное по числу
и форм м тельц ; последние отлич ются друг от друг формой, порядком,
поворотом. Возник ет вопрос - что з ст вляет н с утвержд ть, что есть
к кие-то неделимые тельц , что м терия не делим до бесконечности? Левкипп и
Д. были вним тельными слуш телями Зенон и от них не ускользнули ни сильные
ни сл бые стороны его р ссуждений, в ч стности, содерж ние порий против
множеств : если р зделить тело н бесконечное число ч стей, то или эти
ч сти не будут иметь величины - и тогд их сумм , т.е. исходное тело
обр тится в ничто, или они будут иметь величину - но тогд их сумм будет
бесконечно велик . Но и то, и другое нелепо. Одн ко пория не возник ет,
если предположить существов ние предел делимости - неделимый д лее том.
Атомы дост точно м лы, но ведь простейшее н блюдение пок зыв ет, что
м терия действительно делим н весьм м лые, д же не р зличимые гл зом
ч стицы. Т ковы пылинки, видимые в луче свет , п д ющем в темную комн ту.
"Д. не говорил, что эти видимые через окно, поднятые (ветром) пылинки (и
есть те ч стицы), из которых состоит огонь или душ , или что вообще эти
пылинки суть томы, но он говорил: "Эти пылинки существуют в воздухе, но
т к к к они не з метны из-з слишком м лой величины, то и к жется, что они
не существуют, и только лучи солнц , проник я через окно, обн ружив ют, что
они существуют; подобным же обр зом существуют и неделимые тел , мелкие и
неделимые из-з слишком м лой величины" (Левкипп).
Т ким обр зом р зрешены ср зу две проблемы. Множественность сущего
не ведет больше к противоречиям: любое тело можно р зделить н конечное
множество ч стиц, имеющих величину, з тем снов из них сост вить. А
"бытие" эле тов н ходит воплощение в томе: он един, неделим, неизменен,
неуничтожим, отвеч я всем требов ниям п рменидов "бытия". Только томов
много. А для того, чтобы они могли существов ть к к множество, необходим
пустот , котор я отделял бы один том от другого и обусловлив л возмож-
ность перемещения томов - движения. Пустот - это уже не "несуществующее"
эле тов, но существующее ничто.
Док з тельство существов ния пустоты у Д. и томистов вообще
сводится к тому, что, во первых, без пустоты не было бы возможно
перемещение, т к к к н полненное не может восприять в себя еще что-то;
во-вторых, о её существов нии говорит н личие т ких процессов, к к уплотне-
ние и сгущение, возможные только в том случ е, если между тел ми и их
ч стями существуют пустые промежутки. Пустот бсолютно однородн и может
существов ть к к вмещ я тел , т к и без них. При этом он существует к к
вне тел, вмещ я их в себя, отделяя их друг от друг , т к и внутри сложных
тел, отделяя друг от друг их ч сти. Лишь томы не содерж т пустоты, чем
объясняется их бсолютн я плотность, - некуд вст вить лезвие, чтобы
р зрез ть том, или р сколоть его.
Что к с ется числ томов в мире, то Д. призн ет его бесконечным. А
следов тельно, бесконечной должн быть и пустот , ибо конечное простр нство
не может вместить бесконечного числ томов и бесконечного числ состоящих
из них миров. Трудно ск з ть, что ок зыв ется здесь первым допущением -
бесконечность числ томов или бесконечность пустоты. И то, и другое
основыв ется н том ргументе, что к к число томов, т к и величин пустоты
"не более т кое, чем иное". Р спростр няется этот ргумент и н число форм
томов, которое, по Д., т кже бесконечно.
Бесконечность мир в простр нстве влечет вечность во времени и
бесконечность (безн ч льность) движения. Аристотель сообщ ет, что Д. утвер-
жд л: "вечное и бесконечное не имеет н ч л , причин есть н ч ло, вечное
же безгр нично, поэтому спр шив ть, к ков причин к кой-либо из т ких
вещей, по мнению Д., то же, что иск ть н ч ло бесконечности". Т ким
обр зом, томизм призн ет вечность мир во времени, бесконечность в
простр нстве, бесконечность числ томов и сложенных из них миров.
Демокриту для объяснения мировых процессов хв т ет томов, пустоты
и движения. Движущиеся томы собир ются в "вихрь"; р спростр няясь по
отдельным мест м в пустоте, они обр зуют отдельный мир, огр ниченный своим
"небом". Возникновение мир и всех вещей в нем происходит в результ те
соединения томов, уничтожение же сводится к р зъединению и р сп дению н
сост вные ч сти.
Д. первым в древнегреческой философии вводит в н учный оборот
эксплицитно сформулиров нное понятие причины и р звив ет систему м тери -
листического детерминизм . Об этом говорит уже то, что он использует в
зн чении "причин " слово aitia, которое прежде обозн ч ло "виновник " ил
"виновницу" того или иного события. Д. же потребов л отыск ния причинного
объяснения. Левкипп прид л принципу причинности формулировку, что "все
происходит н некотором основ нии и по необходимости". Уже здесь видно, чем
отлич ется детерминизм томистов от прежнего поним ния предшествующего и
последующего состояния вещи. По сути дел , до Д. р нние греческие философы
счит ли дост точным определить, "из чего" возник ют вещи, что приводит к
п р доксу - "из ничего" не может возникнуть "нечто", то возникновение
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3
|
|