╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

─хьюъЁшЄ

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


─хьюъЁшЄ Демокрит - годы жизни - ок. 460-370 гг. до н.э. Родом из Абдер,

счит вшихся в Греции не только глухой интеллекту льной провинцией, но д же

просто городом глупцов. Но н риц тельное " бдерит" - прост к, простофиля,

глупец - ст ло собственным именем одного из велич йших мыслителей... По

пред нию, Д. "был учеником к ких-то м гов и х лдеев, которых ц рь Ксеркс

предост вил его отцу в к честве учителей, когд у него гостил... у них-то

он ещё в детстве перенял н уку о бог х и звезд х. Потом он перешел к

Левкиппу. Существуют сведения, что он совершил путешествие в Египет, Персию

и д же Эфиопию и Индию. Вернувшись из путешествия, он вел скромный и

уединенный обр з жизни, з ним ясь н укой и ценя её т к высоко, что, к к

говорят, "ск з л, что он предпочел бы одно приличное объяснение с ну

персидского ц ря". З вистники обвинили его в том, что он вопреки бдерским

з кон м, р стр тил дост вшееся ему н следство; в ответ он "прочит л н роду

свой "Большой Мирострой", лучшее из всех его сочинений, и получил з него в

н гр ду пятьсот т л нтов; м ло того, в честь его воздвигли медные ст туи,

когд он умер, то погребли его н госуд рственный счет, - жил он более

ст лет".

Многочисленные свидетельств и легенды говорят о Д. к к о "смеющем-

ся философе", "н столько несерьезным к з лось ему все, что дел лось

всерьез". Р сск зы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости

философ , о его н блюд тельности, обширных позн ниях. Диоген Л эрций

приводит список, состоящий из более чем 60 произведений Д., гл вное место

среди которых з ним ют "Великий ди космос", "М лый ди космос", "О логике,

или Мерило". От сочинений Абдерит сохр нились лишь фр гменты, перемеш нные

с фр гмент ми и переск з ми Левкипп в почти нер зличимое целое. Видимо,

нем лую роль сыгр ли в пл чевной судьбе произведений философ мировоззрен-

ческие споры: "Аристоксен в своих "Исторических з писк х" сообщ ет, что

Пл тон хотел сжечь все сочинения Д., к кие только мог собр ть, но

пиф горейцы Амикл и Клиний помеш ли ему, ук з в, что это бесполезно: книги

его уже у многих н рук х". Но, к к говорится, где один, т м и много

(жел ющих)...

Д., н ряду с Левкиппом, счит ется одним из основ телей древнегре-

ческого томизм . Н первый взгляд учение томизм предельно просто. Н ч л

всего сущего - это неделимые ч стицы- томы и пустот . Ничто не возник ет из

несуществующего и не уничтож ется в несуществующее, но возникновение вещей

есть соединение томов, уничтожение - р сп дение н ч сти, в пределе - н

томы. Все возник ет н некотором основ нии и по необходимости; причин

возникновения - вихрь, который и именуется необходимостью. Ощущ ем мы

потому, что в н с поп д ют "видики", отделяющиеся от вещей. Душ -

совокупность особых томов. Конечн я цель человек - душевное бл госостоя-

ние, при котором душ пребыв ет в спокойствии и р вновесии, не смущ ем я ни

стр хом, ни суеверием, ни к кой бы то ни было другой стр стью.

Т.о., все, что существует, - это томы и пустот . В бесконечной

пустоте-простр нстве движутся, сочет ясь между собою, бесконечное по числу

и форм м тельц ; последние отлич ются друг от друг формой, порядком,

поворотом. Возник ет вопрос - что з ст вляет н с утвержд ть, что есть

к кие-то неделимые тельц , что м терия не делим до бесконечности? Левкипп и

Д. были вним тельными слуш телями Зенон и от них не ускользнули ни сильные

ни сл бые стороны его р ссуждений, в ч стности, содерж ние порий против

множеств : если р зделить тело н бесконечное число ч стей, то или эти

ч сти не будут иметь величины - и тогд их сумм , т.е. исходное тело

обр тится в ничто, или они будут иметь величину - но тогд их сумм будет

бесконечно велик . Но и то, и другое нелепо. Одн ко пория не возник ет,

если предположить существов ние предел делимости - неделимый д лее том.

Атомы дост точно м лы, но ведь простейшее н блюдение пок зыв ет, что

м терия действительно делим н весьм м лые, д же не р зличимые гл зом

ч стицы. Т ковы пылинки, видимые в луче свет , п д ющем в темную комн ту.

"Д. не говорил, что эти видимые через окно, поднятые (ветром) пылинки (и

есть те ч стицы), из которых состоит огонь или душ , или что вообще эти

пылинки суть томы, но он говорил: "Эти пылинки существуют в воздухе, но

т к к к они не з метны из-з слишком м лой величины, то и к жется, что они

не существуют, и только лучи солнц , проник я через окно, обн ружив ют, что

они существуют; подобным же обр зом существуют и неделимые тел , мелкие и

неделимые из-з слишком м лой величины" (Левкипп).

Т ким обр зом р зрешены ср зу две проблемы. Множественность сущего

не ведет больше к противоречиям: любое тело можно р зделить н конечное

множество ч стиц, имеющих величину, з тем снов из них сост вить. А

"бытие" эле тов н ходит воплощение в томе: он един, неделим, неизменен,

неуничтожим, отвеч я всем требов ниям п рменидов "бытия". Только томов

много. А для того, чтобы они могли существов ть к к множество, необходим

пустот , котор я отделял бы один том от другого и обусловлив л возмож-

ность перемещения томов - движения. Пустот - это уже не "несуществующее"

эле тов, но существующее ничто.

Док з тельство существов ния пустоты у Д. и томистов вообще

сводится к тому, что, во первых, без пустоты не было бы возможно

перемещение, т к к к н полненное не может восприять в себя еще что-то;

во-вторых, о её существов нии говорит н личие т ких процессов, к к уплотне-

ние и сгущение, возможные только в том случ е, если между тел ми и их

ч стями существуют пустые промежутки. Пустот бсолютно однородн и может

существов ть к к вмещ я тел , т к и без них. При этом он существует к к

вне тел, вмещ я их в себя, отделяя их друг от друг , т к и внутри сложных

тел, отделяя друг от друг их ч сти. Лишь томы не содерж т пустоты, чем

объясняется их бсолютн я плотность, - некуд вст вить лезвие, чтобы

р зрез ть том, или р сколоть его.

Что к с ется числ томов в мире, то Д. призн ет его бесконечным. А

следов тельно, бесконечной должн быть и пустот , ибо конечное простр нство

не может вместить бесконечного числ томов и бесконечного числ состоящих

из них миров. Трудно ск з ть, что ок зыв ется здесь первым допущением -

бесконечность числ томов или бесконечность пустоты. И то, и другое

основыв ется н том ргументе, что к к число томов, т к и величин пустоты

"не более т кое, чем иное". Р спростр няется этот ргумент и н число форм

томов, которое, по Д., т кже бесконечно.

Бесконечность мир в простр нстве влечет вечность во времени и

бесконечность (безн ч льность) движения. Аристотель сообщ ет, что Д. утвер-

жд л: "вечное и бесконечное не имеет н ч л , причин есть н ч ло, вечное

же безгр нично, поэтому спр шив ть, к ков причин к кой-либо из т ких

вещей, по мнению Д., то же, что иск ть н ч ло бесконечности". Т ким

обр зом, томизм призн ет вечность мир во времени, бесконечность в

простр нстве, бесконечность числ томов и сложенных из них миров.

Демокриту для объяснения мировых процессов хв т ет томов, пустоты

и движения. Движущиеся томы собир ются в "вихрь"; р спростр няясь по

отдельным мест м в пустоте, они обр зуют отдельный мир, огр ниченный своим

"небом". Возникновение мир и всех вещей в нем происходит в результ те

соединения томов, уничтожение же сводится к р зъединению и р сп дению н

сост вные ч сти.

Д. первым в древнегреческой философии вводит в н учный оборот

эксплицитно сформулиров нное понятие причины и р звив ет систему м тери -

листического детерминизм . Об этом говорит уже то, что он использует в

зн чении "причин " слово aitia, которое прежде обозн ч ло "виновник " ил

"виновницу" того или иного события. Д. же потребов л отыск ния причинного

объяснения. Левкипп прид л принципу причинности формулировку, что "все

происходит н некотором основ нии и по необходимости". Уже здесь видно, чем

отлич ется детерминизм томистов от прежнего поним ния предшествующего и

последующего состояния вещи. По сути дел , до Д. р нние греческие философы

счит ли дост точным определить, "из чего" возник ют вещи, что приводит к

п р доксу - "из ничего" не может возникнуть "нечто", то возникновение

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»