Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Джордж Беркли и Давид Юм

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ.

Введение........................2

Биография Джорджа Беркли........3

Философия Джорджа Беркли........4

Биография Давида Юма............12

Философия Давида Юма............13

Заключение......................22

Литература......................23

.

- 2 -

ВВЕДЕНИЕ.

Реферат посвящен исследованию философских

концепций известных британских мыслителей Давида

Юма и Джорджа Беркли.Период их творчества был вре-

менем необычайного подьема и развития английской

философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и

Д.Юм - эти имена известны всем.Их творчество опре-

делило основы главных философских течений:

идеализма и материализма.

Почему же мы обращаемся к творчеству Юма и

Беркли? Дело в том, что в недавнем прошлом именно

эти философы в нашей стране подвергались большой

критике с позиций материализма. Их философские

концепции излагались как реакционные. Но хотелось

бы рассмотреть их непредвзято, так как сформиро-

вать свое мировоззрение, независимую жизненную

позицию и ценностные идеалы невозможно, опираясь

на расхожие мения и стереотипы. Будем следовать

принципу о котором говорил Джордж Беркли:

"Единственное преимущество на которое я претен-

дую,- это то, что я всегда мыслил и судил са-

мостоятельно".

Кроме того хотелось бы, по мере возможности,

сравнить взгляды двух философов, чье миропонима-

ние формировалось в одинаковых условиях, в одина-

ковой среде.

.

- 3 -

БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.

Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года на юге Ирландии

в Килкрени. Он был старшим из семи детей в семье мелкопомест-

ного дворянина Уильяма Беркли. В 1675 г. Джордж начал учебу в

Килкенни,а через пять лет продолжил ее в колледже Троицы в

Дублине.

В 1704 г. Беркли получил первую ученую степень бакалавра

искусств, в 1707 г.звание научного сотрудника и начал препода-

вание в колледже. В том же году были опубликованы анонимно его

первые научные произведения - два трактата по математике. Два

года спустя Беркли получил первый сан священнослужителя.

В 1709 вышла в свет первая работа Беркли,предвещающая его

философское учение - "Новая теория зрения".В следующем году

Беркли издает "Трактат о началах человеческого знания",где

высказывает свои философские взгляды,новую философскую концеп-

цию.

В 1713 г. Беркли в качестве капеллана лорда Петербо-

ро,чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля,отправля-

ется в Италию.Тогда же он пишет одно из своих важнейших произ-

ведений - "Три диалога между Гиласом и Филонусом".На следующий

год Беркли вернулся на родину,а в 1716 г. снова едет в Италию,

на этот раз в качестве гувернера (откуда он вернулся в Лондон

в 1721 г.).

В сентябре 1728 года Беркли с целью миссионерской дея-

тельности отправляется на Род-Айленд. Незадолго до своего оть-

езда сорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер.Их семей-

ная жизнь была счастливой.Как и в семье его отца,у Беркли было

семеро детей,к которым он относился с большой любовью.

Не дождавшись обещанных ассигнований на постройку коллед-

жа,Беркли возвращается осенью 1731 года в Лондон. Сразу после

приезда Беркли публикует свою работу - "Алсифрон", где отстаи-

вает христианское вероучение и религиозную мораль. За "Алсиф-

роном" последовало философско-математическое произведение

"Аналитик".

В мае 1734 г. Беркли был посвящен в духовный сан епископа

Клойнского,после чего он вернулся в Ирландию и поселился в

- 4 -

местечке Клойн,где провел практически всю оставшуюся жизнь.

Последним произведением Беркли был изданный в 1744 году "Сей-

рис",в котором были причудливо переплетены терапия,философия и

мистика.

В августе 1752 г. Джордж Беркли покинул свою епархию

и переехал в Оксфорд, где 14 января 1753 г. он умер.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.

Исходные позиции.

Философское учение Джорджа Беркли направлено на опро-

вержение материализма и обоснование религии. Для этих целей

он использовал номиналистические принципы, установленные

Уильямом Оккамом.

"Все,что существует,единично". Это номиналистическое

основоположение служит для Беркли отправным пунктом, из ко-

торого спедует,что ничто соответствующее действительности не

может быть неединичным и абстрактные понятия суть понятия

ложные. Но они, по Беркли, не только ложны, но и невозможны,

это философские фантомы. "...Я не могу образовывать отвле-

ченные представления вообще..." "Если ты можешь образовать

мысленно отчетливое абстрактное представление...то я усту-

паю...Можешь? А если не можешь,то с твоей стороны было бы

неразумно настаивать дольше на существовании того, о чем ты

не имеешь представления". Беркли различает общие и абстракт-

ные идеи.Первые-это такие,которые могут быть восприняты как

наглядные представления. "Я отрицаю абсолютно,-пишет он в

"Трактате",-существование не общих идей,а лишь отвлеченных

общих идей...". Беркли различает при этом два вида отвлече-

ния. При первом из них представляются отдельные части или

свойства предмета,которые в действительности могут существо-

вать порознь.При втором виде отвлечения-такие которые в

действительности неотделимы друг от друга. Их то и отвергает

Беркли как иллюзорные,как пустые слова,которым не соот-

ветствует никакое восприятие.В качестве примеров таких

абстрактных понятий приводятся:протяжение,движение, число,

- 5 -

пространство, время, счастье, добро.Нельзя,уверяет Берк-

ли,образовать отчетливое абстрактное представление о движе-

нии или протяжении без конкретных чувственных качеств,как

скорое и медленное,большое и малое,круглое и четырехугольное

и т. п. Нельзя образовать и абстрактную идею круга,четырехи-

ли трехугольника, "который не будет ни равносторонним, ни

неравносторонним, ни равнобедренным" .

В отличие от фикции абстрактных понятий общие поня-

тия-это единичные образы,отличающиеся тем,что они служат в

нашем сознании как бы представителями однородных вещей,при-

мерами многих частных идей:"...известная идея, будучи сама

по себе частною, становится общею,когда она представляет или

заменяет все другие частные идеи того же рода" . Поскольку

за такими словами, как "это", "вещь", или "число","бесконеч-

ность", не стоял наглядные образы, - это не более как пустые

слова, выдаваемые за идеи. "Если бы люди не пользовались

словами вместо идей, они никогда не придумали бы абстрактных

идей".

Но что значит: общие идеи представляют частные идеи

"того же рода"? Для номинализма "род" не есть нечто общее

самим вещам вследствие наличия в них объективного тождества.

Однородность не обнаруживается, а устанавливается сравниваю-

щим сознанием, исходя из его координирующих установок. Для

Беркли общее не отражение реального единства, единообразия,

присущего самим вещам, а искусственное творение человеческо-

го ума.

Отсюда отрицание Беркли роли абстрактного мышления в

познании мира. "Я не думаю также, - пишет он, - чтобы отвле-

ченные идеи были более нужны для расширения познания".

"Нет такой вещи, - уверяет Беркли, - как десятитысячная

часть дюйма, но есть десятитысячная часть мили...". Почему

же? Да потому, что "мы при точном исследовании найдем, быть

может, что не в

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»