Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Дзен-буддизм

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


ДЗЭН-БУДДИЗМ

Дзэн – буддизм-это образ жизни и взгляд на жизнь , который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Это не религия и не философия , не психология и не наука .

Это образец того ,что в Индии и Китае называют «путь освоения» и здесь дзэн-буддизм родственен даосизму , веданте и йоге . Будучи формой буддизма одной из систем Махаяны , учение дзэн делало акцент на методе , а не на доктрине . Так по дзэн , истина – непознаваема с помощью рассудочной деятельности и не выразима словом . Дзэн-буддизм отрицает «слово» как средство передачи истины . Целый комплекс весьма своеобразных технических приёмов , призванных пробудить интуицию ( неожиданные прикосновения , щипки , толчки , удары кулаком или палкой ) использовался в процессе коллективных бесед учеников с наставником .

Главный приём , с помощью которого наставник добивался эффекта – ориентация на шок , так называемая шоковая терапия .

«Путь освобождения» не поддаётся положительному определению. Его можно описать лишь косвенно ,указав чем он не является , подобно тому ,как скульптор раскрывает образ ,удаляя лишние куски мрамора или камня . В историческом отношении Дзэн является результатом развития двух древних культур : Китая и Индии и он носит скорее китайский ,чем индийский характер .

С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие .

Дзэн-буддизм – это ценнейший дар Азии миру.

Дзэн связал своё происхождение как с даосизмом так и с буддизмом и так как он обладает ярко выраженной китайской спецификой , лучше начать или изучать его китайские истоки и на примере даосизма показать что такое «путь освобождения» .

Большинство затруднений и мистификаций , возникающих при изучении Дзэн связано с незнанием китайского мышления . И следовательно основная задача заключается в том чтобы найти и оценить различия в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления . Именно эти клише , совершенно непригодные для таких явлений , как Даосизм и Дзэн , создают впечатление , что «восточный склад ума» представляет собой нечто мистическое , иррациональное и непостижимое . Но нельзя сказать , что эти чисто китайские и японские материи не имеют ничего общего с нашей культурой .

Благодаря исследованию Р.Х.Блиса, которые он опубликовал в книге «Дзэн в английской литературе» было показано , что основные прозрения Дзэн носят универсальный характер.

Основной причиной , по которой Даосизм и Дзэн являются загадкой для европейского ума – заключается в ограниченности представления европейцев о человеческом познании .Европейцы считают знанием , лишь то , что Даос назвал бы условным , минимальным ,конвенциальным знанием:

«Мы не чувствуем , что знаем нечто до тех пор , пока не можем определить это в словах или в какой-нибудь традиционной знаковой системе , выражая их в математических или музыкальных символах . И такое знание называется конвенциальным , условным потому ,что оно является предметом общественного соглашения (конвенции) – договорённости относительно средств общения .

По другому Дзэн называют Чань ( по японский) .

Признаки отличающие Дзэн(Чань)– буддизм от других направлений буддизма трудно различимы .

Дзэн обладает вполне определённым и присущим только ему духом . Хотя само слово Дзэн ( дхиана ) означает медитацию , другие школы буддизма придают медитации больше значения .

Но характерной особенностью для Дзэн является то , что для Дзэн вовсе не обязательны упражнения в форменной медитации .

Принцип Дзэн : « нечего больше сказать» – не оригинален также как и убеждение в том , что истина невыразима словами . Это было в Мадхьямике и в учении Лао-Цзы :

Знающие не говорят,

Говорящие не знают.

Дух Дзэн обладает определённой прямотой .

В других школах буддизма пробуждение (бодхи) представлялся чем-то далёким , почти сверхчеловеческим , достижимым лишь после многих и многих существований , полных терпеливого усилия .

В Дзэн же всегда присутствует такое ощущение , будто пробуждение – нечто вполне естественное , почти осязаемое , и которое может произойти в любой момент.

Если его трудно достичь , то лишь потому , что всё слишком просто . Та же прямота характеризует и методы обучения Дзэн : он указывает истину прямо и непосредственно , не отвлекаясь игрой в символы . Прямое указание ( чжи-чжи ) означает открытое выражение Дзэн с помощью несимволических действий или слов . Многим они могут показаться странными , а порой бессмысленными . В ответ на вопрос о природе буддизма учитель произносит какие-то пустые слова о погоде , о явлениях или производит обыкновенное впечатление (действие) , внешне не связанное с философскими или духовными материями .

До середины династии Тан дзэн не достиг зрелости .

Ещё характерным признаком Дзэн является внезапное (мгновенное) пробуждение (дунь-у) без какой-либо предварительной подготовки ,то следовательно предпосылки этого принципа надо искать в Индии .

Ланкаватара Сутра :

«Существуют как постепенные и внезапные (югапат) достижения просветления :

1. Очищение загрязнённых устоев или проекций ума

2. Внезапный переворот в глубинах сознания , при котором исчезает дуалистический взгляд на мир (паравритти)

Тогда сознание уподобляется зеркалу , мгновенно отражающему любые появляющиеся перед ним формы и образы .

По принципу Ваджрачхедика или Сутры Алмазного меча – «достигнуть побуждения равно тому что ничего не достигнуть» .

То есть если нирвана действительно возможна только здесь и сейчас , так что искать её – означает её потерять и следовательно постепенное приближение к ней вряд ли уместно . Достичь её можно только сейчас непосредственно .

Возникновение Дзэн вполне естественно объясняется знакомством Даосов и Конфуцианцев с основными принципами буддизма Махаяны .

И возникновение традиций , близких Дзэн , наблюдается почти сразу , как только прославленные сутры Махаяны стали известны в Китае .

Вималакирти Сутры оказала значительное влияние на Дзэн Вималакирти , отвечающий «громовым молчанием» – является любимой темой художников - дзэн-буддистов .

Основное значение этой сутры для Дзэн – состоит в том что совершенное просветление не противоречит занятиям каждодневной жизни , что высшим достижением человека является – «вступить в просветление , не истребив омрачения (клеша)».

Такой взгляд импонировал и конфуцианскому и даосскому складу ума . В дзэн придавалось особое значение выражению буддийского духа в формально светских сферах во всех видах искусства , в ручном труде , в любви к миру природы .

Большую роль в развитии Дзэн сыграли две разработанные Шен-Чжао (384-414) молодой монах , один из лучших учеников Кумараджива , который был переписчиком конфуцианских и даосских текстов ), концепций : его взгляд на время и перемены и идея о том , что «праджня» - это «знание» .

«Прошлое- находится в прошлом и не проистекает из настоящего . Настоящее – находится в настоящем и не проистекает из прошлого ».

По Дзэн : каждый момент жизни «содержит сам себя и неподвижен» .

Дзэн-буддистская «естественность» расцветает лишь в том , кто расстался с самоутверждением и самосознанием в любом виде . Но этот дух приходит и уходит как ветер , и учредить его или удержать абсолютно невозможно .

К 845-му году Дзэн-буддизм стал расцветать , но популярность почти неминуемо ведёт к снижению качества и превращаясь из неофициального духовного движения в стабильный общественный институт , Дзэн подвергался изменениям . Так , возникла необходимость в «стандартизации» его методов и в создании средств , обеспечивающих воздействие учителя на большие массы слушателей .

В этих новых условиях первой задачей стала проблема дисциплины .

Дзэн – суровая палочная дисциплина . Хотя Дзэн – и является эффективным методом освобождения , он в основном занят дисциплинарным режимом , который «закаляет характер» .

Дзэнский тип человека – прекрасен , насколько вообще могут быть прекрасными типы .

Это человек уверенный в себе , с чувством юмора , опрятный и аккуратный донельзя , деятельный без суетливости , и твёрдый как сталь , с тонким эстетическим вкусом , в них нет жестокости и их «на лопатки» уложить практически невозможно .

X-XI век – полоса процветания Дзэн , которая породила ощущение «утраты духа» и это дало толчок тщательному изучению термина дух .

Дзэн не так жесток , чтоб подвергать человека принципу : «не ешь , так как всё равно умрёшь» или «не чеши там , где чешется».

Дзэн против иллюзорности , в частности против погони за добром , которая не влечёт за собой зло .

«Выбирать – абсурдно , ибо выбора нет».

На первый взгляд может показаться , что Дзэн как фатализм отрицает свободу выбора , но это не фатализм , так как имеет место подчинение судьбе .

Так как подчинение судьбе подразумевает того , кто подчиняется ей , то тот кто подчинился оказывается беспомощной игрушкой в руках ситуаций и обстоятельств, а для Дзэн такая личность неприемлема.

Жизнь в Дзэн начинается с раздробления несуществующих целей : таких как - нет хорошего без плохого ; удовлетворение «Я» представляющей собой лишь идею ; забота о «завтра» , которое не наступает .

То есть это всё призраки –символы , которые только притворяются реальностью .

Стремиться к ним – всё равно , что попытаться пройти сквозь стену , на которой мелом нарисована

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»