Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Диалектический характер процесса познания

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Реферат по философии на тему:

Диалектический характер процесса познания

Выполнил студент группы

Проверил преподаватель

Москва, 1997

Философское миропонимание призвано не только представить основные “ блоки ” бытия, но и воссоздать их многообразные связи, развитие. Однако построить целостный теоретический образ мира в его динамике оказалось очень трудно. Решение этой задачи растя-нулось на многие века и тесно переплелось с формированием диа-лектики как наиболее полного и всестороннего учения о развитии. Давно начатый философский поиск продолжается и поныне. Глубо-кое понимание мира как связанного и целостного, осмысление важ-нейших тенденций его изменения, развития необходимо для позна-ния и решения вопросов науки и практики, проблем, вставших пе-ред человечеством сегодня.

Понятие диалектики ( от греч. dialektike techne — искусство вести беседу, рассуждать ) употреблялось в истории философии в разных значениях. Сократ, например, рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения или согласова-ния различных и даже противоположных мнений в процессе поле-мики. Его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкрет-ных их значений ( случаев употребления ) к общим понятиям — идеям, выражавшим, по его убеждению, истинно сущее.

Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. ( книга “ Да и нет. ”) Накопленная в веках культура диалектической полемики — умения обсуждать сложные проблемы, выявлять, пони-мать, уточнять разные, порой противоположные точки зрения — име-ет непреходящее значение. Не подавление, не духовное уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречий вырабо-тать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам — таковы цель и назначение диалектики творческого диалога.

Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди истори-ческих форм диалектики выделяют диалектику древних философов, идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику. Утверждение идей развития суще-ственно меняло взгляд на мир: он стал осмысляться не как набор готовых “ вещей ”, повторение одних и тех же циклов, а как сово-купность процессов, развёрнутых во времени, уходящих корнями в прошлое и направленных в будущее.

Диалектика в её зрелом теоретическом виде — позднее детище человеческой культуры. В виде стройной теоретической системы она впервые предстала в идеалистической философии Гегеля ( 1770 — 1831 ). Диалектическим методом он пытался показать, что проис-хождение многого из единого может быть предметом рационально-го познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой — понятие. Но это рациональное познание — особого рода: в основе его лежит диалектическая логика, движущим мотором которой является противоречие. Гегель сознательно отверг закон непротиворечия Аристотеля ( 384 — 322 до н. э. ) и требовал переосмыслить природу понятия.

Гегель отождествляет “ чистое понятие ” ( “ Понятие ” с боль-шой буквы ) с самой сущностью вещей, отличает его от субъектив-но данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Логика совпадает у Гегеля с диалектикой. Диалектика развития “ чистого понятия ” составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определённой схеме: утверждение или полагание ( тезис ), отрицание этого утвер-ждения ( антитезис ) и, наконец, отрицание отрицания, снятие проти-воположностей ( синтез ). В синтезе как бы примеряются между со-бой тезис и антитезис, из которого возникает новое качественное сознание.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представ-ление о том, что источник всякого развития — как природы, так и общества, и человеческого понимания — заключён в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую духовную природу. Согласно Гегелю, “ только в понятии истина обладает стихией своего сущест-вования ”, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалек-тику вещей — процессов в природе и обществе. Последняя ( диа-лектика вещей ) есть, по Гегелю, лишь отражённая “ отчуждённая ”, “ отвнешнённая ” форма подлинной диалектики, присущей только “ жизни понятия ”.

Гегель выявил, развил, привёл в систему понятийный аппарат диалектики. Причём это была не жёсткая система понятий с неиз-менными, раз и навсегда заданными, резко очерченными значениями. Философские понятия как бы “ расплавлялись ”, становились гибки-ми, способными выразить подвижные связи, переходы, развитие ми-ра.

Формирование научного знания сопряжено также с установле-нием законов соответствующей области явлений. Через взаимосвязь категорий Гегель сформулировал совокупность закономерностей, от-ражающих универсальные связи мира и познания. Диалектика пред-стала в виде знания о диалектических закономерностях. Кроме то-го, теоретическая система включает в себя принципы — положения, содержание которых как бы “ пронизывает ” всю теорию, определяет её общую направленность, суть. В качестве таких принципиальных идей гегелевской диалектики можно выделить идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диа-лектические отрицания.

Существует много категорий диалектики. Сущность, например, это есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Понятие сущности соотносительно с поняти-ем содержания, выражая не всё содержание целиком, а лишь глав-ное, основное в нём. Открытие сущности чего-либо есть проникно-вение в глубины вещей, в их основные свойства, выявление причин её возникновения и законов функционирования. Сущность всегда конкретна, нет сущности вообще.

Если сущность — это нечто общее, то явление — единичное, выражающее лишь какой-то момент сущности. Если сущность есть нечто глубинное, то явление — внешнее, более богатое, красочное. Сущность — есть нечто устойчивое и необходимое, а явление — это переходящее, изменчивое, случайное. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне, во взаимодействии со всем иным.

Единичное, особенное, всеобщее являются философскими кате-гориями диалектики, выражающими различные объективные связи мира, а также ступени познания этих связей.

Объекты действительности обладают своеобразием, благодаря которому они отличаются друг от друга. Поэтому каждый отдель-ный объект воспринимается как нечто единичное. Таким образом единичное — категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность объектов друг от друга в пространстве и времени, с присущими им специфическими особенностями, состав-ляющими их неповторимую количественную и качественную опре-делённость. Общие черты и признаки, повторяющиеся в единичном, выступают как особенное, присущее узким группам объектов. Если же черты и признаки присущи всем предметам и явлениям, то они выступают как всеобщее. Всеобщее — это единое во многом. Еди-ничное, особенное и всеобщее находятся в неразрывной связи, един-стве, различие их относительно, они взаимно переходят друг в дру-га. Никакая деятельность не была бы возможна, если бы не суще-ствовало возможности выделить в вещах нечто общее.

Диалектика единичного и общего универсальна, и общее про-является не иначе как в единичном и через единичное.

Философскими понятиями, с помощью которых ранее всего, и притом долгое время, осмысливалось “ устройство ” бытия, служили понятия “ простого-сложного ”, “ части-целого ”.

Под частями понимали такие “ предметы ”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета.

Тайна целостности, её несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплек-сы, во взаимовлиянии частей.

Учёт диалектического взаимодействия части и целого имеет важное значение в процессе познания. При этом необходимо учи-тывать: 1) неправильность сведения целого к части, что может при-вести к утрате понимания целого, как качественной определённости, подчиняющейся специфическим законам; 2) необходимость рассмот-рения целого во всей его сложности и относительной самостоя-тельности сторон, элементов, частей, из которых

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»