Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Досократовская философия

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Московский Городской Юридический Институт

Факультет юридический

РЕФЕРАТ

по дисциплине: "Философия".

Тема: "Досократовская философия".

студент

группа

преподаватель

Москва

2004

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФЫ И ШКОЛЫ ДОСОКРАТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ 5

1.1. Милетская Школа 5

1.2. Гераклит Эфесский 8

1.3. Элеаты 10

1.4. Пифагор 14

1.5. Эмпедокл 16

1.6. Анаксагор 18

1.7. Древнегреческие атомисты 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

ЛИТЕРАТУРА 24

ВВЕДЕНИЕ

Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских сис-тем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального по-стижения окружающего мира.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить че-тыре основных этапа:

I. - от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V-IV вв. до нашей эры, как правило, определяется, как досокра-товский, а философы, работавшие в это время, – как досократики.

II. - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до на-шей эры – определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.

III. - конец IV-II вв. до нашей эры – в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, ко-гда возникли значительные философские системы, в это время на арену вы-ступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ.

IV. - I в. до нашей эры – V-VI вв. нашей эры – т.н. римский период.

Произведения досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более поздних античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды. Такие цитаты имеются, например, в работе Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо-фов», а также трудах Платона, Плутарха, Секста Импирика, Климента Алек-сандрийского. Однако современная наука подвергает сомнению точность не-которых цитат. В частности, Платон «цитирует» весьма вольно и часто при-дает мыслям других авторов (Кратила, Парменида) такое значение, которые, по меньшей мере, не совпадает с тем, что пишут другие авторы.

Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих ав-торов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако под-ход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается ко-ренным образом. Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе с постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифоло-гического мышление. Возникновение философии связано с определенным уровнем абстрактного (рационального мышления), которое способно отра-зить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или ми-фологической персонификации. Так вот у истоков собственно греческой фи-лософии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы опре-деляют его развитие.

Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих философов. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, насле-дует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут суб-станциальное начало – из чего все произошло. Для упрощения дальнейшего изложения здесь следует отметить, что для обозначения первоосновы, перво-принципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: СТОЙХЕЙОН, означающий элемент, ядро, ос-нову в логическом смысле слова, и АРХЭ, означающий первоматерию, пра-материю, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова. Помимо вопроса о первооснове почти все досократовские фи-лософы обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые – и проблеме познания.

1. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФЫ И ШКОЛЫ

ДОСОКРАТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1.1. Милетская школа

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впер-вые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдель-ные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философ-ская школа стихийно тяготеет к материализму. Разумеется, вопрос о взаим-ном отношении материального и духовного принципов еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители милетской школы интуитивно по-нимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его раз-вития и перемен. На основной вопрос предшествующей космогонии о перво-причине мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

Первый из ионических философов – Фалес из Милета – жил прибли-зительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса (в об-ласти астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой науч-ной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль появляется уже в дофилософской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отли-чен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифо-логической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «стойхейон», так и в смысле «архе». Аристотель, излагая учение Фалеса, употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и во-да как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизмене-ния которого и дают различные состояния. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. Все существующее разно-образие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 гг. до нашей эры).

Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фа-лес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первона-чалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяют-ся, целое же остается неизменным».

Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анакси-мандр же уходит от этой материальной определенности. Его «апейрон» ха-рактеризуется как нечто безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемых стихий, но является «какой-то иной неограни-ченной природностью, из которой возникают все небесные своды и миры в них». «Апейрон» Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и по временном отношении.

Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположности . Т.е. у этого фило-софа мы, видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противопо-ложностей по отношению к развитию.

У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абст-рактно обозначает, – проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи . Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития жи-вотных относит и человека.

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524 гг. до нашей эры).

В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Он первоосновой мира полагает определенный вид мате-рии. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приво-дит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни. При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различ-ных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов.

Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «постоянное ко-леблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, на-сколько он изменяется».

1.2. Гераклит Эфесский

С именем Гераклита из Эфеса (540-480

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»