Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Древневосточная философия

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


РЕФЕРАТ

по Философии

Тема: «Древневосточная философия»

Содержание.

1 Специфика философии древнего Китая и древней Индии. 3

1.1 Специфика философии древнего Китая. 3

1.2 Специфика философии древней Индии. 4

2 Основные школы и проблемы китайской и индийской

философии. 5

2.1 Основные школы и проблемы китайской философии. 5

2.2 Основные школы и проблемы индийской философии. 7

Используемая литература. 12

1 Специфика философии древнего Китая и древней Индии.

1.1 Специфика философии древнего Китая.

История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на шесть периодов:

1) Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.);

2) Чжоу – Западное Чжоу (12-8 вв. до н.э.);

3) Чжоу – Восточное Чжоу – Лего (т.е. «отдельные государства»);

4) Чжоу – Восточное Чжоу – Чжаньго (т.е. «сражающиеся государ-ства»);

5) империя Цинь (221-206 гг. до н.э.);

6) Хань (конец III в. до н.э. – II в. н.э.).

В Древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми.

Философия в Китае возникает в конце III периода в истории Древнего Китая и получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго. Этот период «борющихся государств, царств» был также тем, что часто называют «золотым веком китайской философии». Действительно, в те времена свободно и творчески существовало шесть основных философ-ских школ:

1) конфуцианство;

2) моизм;

3) школа закона («фа-цзя»), по-европейски – легизм;

4) даосизм;

5) школа «инь-ян» (натурфилософы);

6) школа имен («мин-цзя»).

При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управле-ния. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма – наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия была малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Ки-тае, а также слабым развитием древнекитайской логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и рацианализованность древнекитайской философии. Сам древнекитайский язык без суффиксов и флексий затруд-нял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия – ми-ровоззрение, пользующееся философским языком. [1]

1.2 Специфика философии древней Индии.

В древнеиндийской истории можно выделить шесть периодов:

1) первобытнообщинный строй аборигенов Индустана;

2) протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро в доли-не Инда (II тыс. до н.э.);

3) первобытнообщинные племена арийцев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга во второй половине II тыс. до н.э.;

4) арийские раннеклассовые государства века бронзы первой поло-вины I тыс. до н.э., боровшихся друг с другом;

5) период возвышения государства Магадха (середина I тыс. до н.э.);

6) период возвышения государства Маурья (322-185 гг. до н.э.).

Характерная черта древнеиндийского общества – распадение его на четыре варны (длительное время называвшиеся в Европе кастами). Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Санскритское слово «варна» озна-чает «покров, оболочка, цвет, окраска». Каждая варна имела свой цвето-вой символ: брахманы – белый, кшатрии – красный, вайшьи – желтый, шудры – черный. Каждая варна – замкнутая группа людей, она занимает строго определенное место в обществе. Варна эндогамна – браки заклю-чаются лишь внутри варны. Принадлежность к варне определяется рож-дением и наследуется. Члены варны имеют свою традиционную профес-сию. Умственный труд стал монополией высшей варны жрецов – брахма-нов, воинское поприще – варны кшатриев, земледельческий, ремесленный и торговый труд – варны вайшьев («вайшья» - принадлежность, зависи-мость), самый низменный труд – варны шудры. Происхождение термина «шудра» неясно. Слово «кшатрий» производят от глагола «кши» – «вла-деть, обладать; иметь власть, править; уничтожать, истреблять, убивать». «Брахман» означает «благоговение, благочестивая жизнь», это также имя одного из главных богов Древней Индии. Первые три варны были арий-скими, они резко отмежевывались от низшей варны шудр, состоящей, по-видимому, из основного населения Индии. Мужчины первых трех варн проходили обряд посвящения и приобщались к знанию, а потому называ-лись «дважды рожденными». Шудрам и женщинам всех варн это приоб-щение было запрещено, поэтому, согласно законам, они ничем не отлича-лись от животного. Шудра – «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит» (Айтарея – брахмана, VII, 29).

Физическая власть находилась в руках у кшатриев, моральная – у брахманов. Только брахманы могли учить священным текстам, совершать усложненные ими обряды. Вайшьи – основная масса населения – земле-дельцы, скотоводы, торговцы. Также податное сословие, содержащие сво-им трудом брахманов и кшатриев, и являются общинниками. Сельские общины – незыблемый фундамент индийского общества.[1]

2 Основные школы и проблемы китайской и индийской фило-софии.

В конце II – начале I тыс. до н.э. в Древней Индии и Древнем Китае возникают уже философские системы. При этом правильным в целом подход к миру в них был скорее результатом непосредственного созерца-ния природы, нежели глубокого и конкретного изучения действительно-сти в подробностях и частностях. Научное изучение природы делало свои первые шаги.

2.1 Основные школы и проблемы китайской философии.

Философы Древнего Китая в VII-VI вв. до н.э. тоже стремились объ-яснять мир, исходя из него самого, путем рационального исследования действительности, подвергая сомнению утверждения о власти неба, боже-ства над ходом всех процессов. Пытаясь раскрыть материальные первона-чала всего сущего, некоторые из древнекитайских философов считали та-ковым дерево, огонь, металл, воду. Рассматривая все сущее как единство противоположных начал – мужского – янь и женского – цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Древнекитайский философ Лао Цзы, живший в VI в. до н.э., известен своим учением о естественном движении – дао, который обуславливает существование вещей и жизнь людей. В противовес идеа-листам, рассматривавшим небо как сферу божественного разума, сторон-ники Лао Цзы утверждали, что закону дао подчиняется не только земля, но и небо. В учении Лао Цзы нашли свое отражение атомистические пред-ставления о строении мира. Он считал, что все вещи состоят из мельчай-ших неделимых частиц – ци. Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.). Он известен также как критик учения Конфуция (VI-V в. до н.э.). Идеи первых философов Китая Лаоцзы и Конфуция положи-ли начало двум основным направлениям всей последующей китайской философии – даосизму и конфуцианству. Конфуцианство сыграло важную роль благодаря разработке этико-политических проблем. Конфуций про-возгласил принципом отношений между людьми гуманность – жень. Од-нако, обращаясь в поисках обоснования норм морали к прошлому, он ос-вящает покорность человека существующему порядку вещей. Конфуциан-ство превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом оказало влияние на всю историю Китая.[2]

Даосизм – одна из религий Древнего Китая, идейным истоком кото-рой явилось философское учение, приписываемое полулегендарному муд-рецу Лао Цзы («старый учитель»), автору «Книги о дао и дэ». Дао (путь) – основной закон бытия, вечное изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий людей. Поэтому люди должны подчиняться естест-венному ходу событий, их удел – «недеяние» (увэй), пассивность. Свой идеал Лао Цзы выражал в призыве к слиянию с природой и возврату к прошлому, рисуемому им в идиллических тонах. К концу I тысячелетия до н.э. понятие «дао» и «увэй» получают мистический характер, т.е. начина-ют рассматривать как путь религиозного спасения, путь достижения абсо-лютного высшего счастья. Фигура основателя даосизма обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), ко-торый почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао Цзы и творец мира – Пань-гу. Дао-сизм был представлен большим количеством сект, значительно расходив-шихся в трактовке частностей религиозного учения. На большинство сект сильное влияние оказал буддизм. Пять заповедей даосизма полностью по-вторяют заповеди для мирян в буддизме. В список 10 добродетелей наря-ду с такими, как выполнение обрядов, соблюдение сыновнего долга, раз-ведение животных и растений, входили также близкие к буддизму требо-вания терпения, любви, борьбы против злых деяний, просвещение глуп-цов. В новое время даосизм в Китае был почти полностью вытеснен буд-дизмом, конфуцианством и отчасти христианством.[3]

Конфуцианство – философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на ру-беже н.э. в религию. Источник конфуцианства – «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), написанные последователями Конфуция (6 в. до н.э.). Конфу-цианство отразило взгляды и интересы феодального чиновничества, стре-мившегося предохранить

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»