Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Древнегреческие философы об обществе и общественном развитии

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


(1-2)

2ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ ОБ ОБЩЕСТВЕ

2И ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

_ 1План:

1) Отличия философского анализа общества и государства от мифологичес-

кого.

2) Платон об обществе и государстве.

3) Аристоткль об обществе и государстве.

11) Отличие философского анализа общества и государства от мифологичес-

1кого

Слово философия - греческого происхождения,в буквальном переводе оз-

начает оно "любовь к мудрости"."Любовь к мудрости" всегда состояла в

стремлении ответить на вопросы о сущности мира,общества,человека,при-

открыть тайну смысла и цели общественной жизни,человеческой деятель-

ности.Рождение европейской философии было связано с работами древнег-

реческих мыслителей,среди которых особое место принадлежит Платону и

Аристотелю.Прежде чем характеризовать их взгляды на общество и госу-

дарство,необходимо увидеть,в чем состояло коренное отличие философско-

го подхода к анализу этих вопросов от мифологического.

В самом деле - уже в мифах,как известно,были предприняты попытки от-

ветить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы),че-

ловека и человеческого общества (антропогонические мифы),культурно-ис-

торическом прогрессе (мифы о культурном герое).Знаменита концепция Ге-

сиода о "пяти веках" человеческой истории:золотом,серебряном,медном

веках,веке героев,железном веке.Каждый из пяти веков - результат тво-

рения богов,которые и определяют и их смену.

Философский анализ общественной жизни отличается от того,что содер-

жится в мифах,многим:

* миф не знает отличия между обществом и природой,не выделяет общество

из природы - философия исходит из специфики общественной жизни,об-

щества,

* миф выражает свои взгляды в форме конкретных,живых героев или симво-

лов - философия формулирует свои наблюдения в строго определенных

понятиях,

* миф не стремится к доказательству,проверке истинности содержащихся в

нем положений - философия исходит из необходимости доказательно-

го,научного,последовательного изложения результатов анализа,

* миф живет в конкретном мире образов,символов,эмоций - философия мыс-

лит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,

* миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том,что по-

лученное знание может быть осмыслено разумом,рационалистически.

12) Платон об обществе и государстве.

Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) знаменит и как ученик Сокра-

та,донесший до нас содержание высказываний учителя,и как первый гре-

ческий мыслитель,основавший собственную философскую школу - знаменитую

Академию (она просуществовала более 900 лет),и как крупнейшая фигура в

истории европейской философской мысли.

Учение об обществе и государстве сформулировано им главным образом в

диалогах "Государство" и "законы".

* В истории общественного и культурного развития он выделял три основ-

ных стадии:1) "династия",такая форма общества, когда люди жили,до-

вольствуясь необходимым,когда не было ни бедных,ни богатых и тогда

поэтому царили добрые нравы.Писанных законов не существовало,власть

принадлежала старейшинам родов и была как бы царской,

2) "аристократия" т.е. эпоха,когда создаются большие поселения,за-

рождаются законодательство,появляется выборная власть.В эту эпоху и

складывается государство как таковое,

3) такое состояние государства и общества,которое может быть названо

"идеальным",

* Исходя из сказанного,понятно,что Платон,в сущности,определял госу-

дарство как особую форму поселения людей,возникающую из необходимос-

ти взаимопомощи,удовлетворения потребностей в пище и жилье,защиты

населения и его территории,поддержания порядка внутри поселения.Го-

сударство и общество,таким образом,у Платона пока еще не различают-

ся.Государство есть особая форма поселения людей,

* Ключевое место в его концепции занимает учение об идеальном госу-

дарстве.Идеальное государство - то,которое удовлетворяет требованию

справедливости.Справедливость в данном случае состоит в том,что в

обществе созданы условия,которые гарантируют процветание всего госу-

дарства и учитывают естественное неравенство людей в их природных

задатках.Есть люди,которые от природы наделены разумом,высокой

нравственностью,благоразумием,чувством справедливости.Это филосо-

фы,которые должны управлять государством,создавать законы,править на

основе данного им глубокого понимания действительности.Другим свойс-

твенны храбрость,стремление к военной славе,доблесть,бесстрашие.Это

воины,призвание которых состоит в защите государства от внешних и

внутренних врагов,поддержание порядка и спокойствия.Третьи лишены

всех этих качеств - они должны заниматься ремеслом,пахать землю,тор-

говать,обеспечивать общество материальными благами.Это ремесленники

и земледельцы. По убеждению Платона,грань между этими группами на-

селения непроходима,как непроходима грань между кастами.Идеальное

общество строго иерархизировано по принципу природных наклонностей и

задатков людей.Так формулируется у Платона идея разделения общест-

венных функции между разными социальными группами,

* По мнению Платона,в идеальном государстве философы и стражи (воины)

живут замкнутыми группами,внутри которых все равны,а имущество - об-

щее,Частная собственность и семья допустимы лишь для членов низшей

касты земледельцев и ремесленников,

* Отсюда становиться понятным,что Платон безоговорочно признает прио-

ритет общественных,общих интересов над интересами личными,выше ста-

вит государство,подчиняя ему отдельную личность.

Иную трактовку этих проблем предлагал Аристотель.

13) Аристотель об обществе и государстве.

Аристотель (384-322 гг.до н.э.) также принадлежит к числу филосо-

фов,значения которых в истории европейской философской мысли поистине

огромно.Ученик платоновской Академии,он откажется от многих взглядов

учителя,следуя принципу,им же сформулированному:"Платон мне друг,но

истина - дороже".Он известен как создатель новой школы - Лицея,как

учитель Александра Македонского,знаменитого завоевателя древности.

Аристотелю принадлежат 158 так называемых "Политий",в которых он

описывал политическое устройство ему древнегреческих полисов,горо-

дов-государств.На основе "Политии" им была составлена "Политика",сис-

тематически излагающая материал о государстве и формах государственно-

го устройства.

* В отличии от Платона,Аристотель подчеркивал,что существует разница

между обществом и государством.По его мнению,существуют различные

формы объединения людей:семья,поселения,государство,

* Основой государства является особый тип социальных отношений - отно-

шения господства и подчинения,которые определяются Аристотелем как

отношения политические.Государство,таким образом,связано с осущест-

влением политических полномочий,полномочий "господства",власти,

* Взгляд на идеальное государство у Аристотеля также отличался от

представлений Платона.Платон,в сущности,создавал утопию,его проект

не имел шансов бать реализованным.Аристотель отталкивался от анализа

описанных им форм государственного устройства полисов,их достоинств

и недостатков.По мнению Аристотеля,существовало три вида "правиль-

ных" форм правления в государстве:монархия,где власть принадлежит

наследственному правителю,аристократия,где властвуют лучшие,демокра-

тия,где власть осуществляется гражданами государства.Однако,по Убеж-

дению Аристотеля,недостаток этих "правильных" форм государственного

устройства состоит в том,что они имеют тенденцию вырождаться в "неп-

равильные" формы,где царят порок и злоупотребления:монархия может

выродиться в тиранию,аристократия - в олигархию (власть немно-

гих,подчиняющих свои интересам общие интересы),демократия - в охлок-

ратию (власть толпы,невежественной и темной).Поэтому он выдвигал

идею формирования "смешанного государства",счастливо сочетающего

достоинства демократии,аристократии и монархии.Аристотель называл

эту форму государства "политией".Идея "смешанного государства" полу-

чила популярность

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»