Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Духовная сфера жизни

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Духовная сфера жизни

План:

1. Сущность и содержание духовной жизни общества.

2. Феномен общественного сознания в истории философии.

3. Соотношение общественного и индивидуального сознания.

4. Структура общественного сознания; обыденный и теоретический уровень; общественная психология и идеология; массовое сознание; менталитет. Основные понятия темы. Духовная культура, духовная жизнь, антогенез, филогенез, идеалы, ценности, сознание, массовое сознание, идеология, профессиональное сознание, менталитет.

Сущность и содержание духовной жизни общества

В духовной жизни выделяются структурные элементы, обла¬гающие специфическими свойствами и в силу этого по-разному направляющие социальную жизнь. Каждый человек, коллектив или общество имеют тот или иной запас витальных сил, которые находят выражение в аффективных настроениях и действиях. Лю¬бовная страсть или ненависть, воодушевление, гнев или апатия, ужас или прилив отвращения, охватывая индивида, становятся источником соответствующих поступков. Но и общество в целом может приходить в состояние энтузиазма или апатии, негодова¬ния или удовлетворения, агрессивности или усталости. Это зави¬сит от складывающейся ситуации, от тех вызовов, с которыми ему приходится сталкиваться и которые в том или ином плане затрагивают (или не затрагивают) его коренные интересы. Важ¬ной характеристикой таких настроений является потребность в незамедлительном (или максимально быстром) удовлетворении страсти, владеющей индивидом или обществом, желание снять напряжение или выразить его — через митинг, пикетирование, агитацию, шествие, стачку, погром, голосование и т.д.

Конечно, всякая полноценная социокультурная система вклю¬чает в себя и специальную сферу, выделенную во времени или в пространстве, где допускается и даже поощряется аффективное поведение, нарушающее нормы и ценности, считаемые обще¬принятыми и нормальными, но обыденными. Таковы, в частнос¬ти, многие проявления праздничной культуры, получающие, по¬жалуй, свое наиболее яркое выражение в карнавалах и народных гуляниях, принятых у всех народов. Таковы и многие проявления массовой культуры, широко внедрившиеся в современном мире, однако в сферах, четко отделенных от производства с его жест¬кой рациональностью и принципами эффективности. Подробнее эта тема будет рассмотрена в разделе о массовой культуре.

Вместе с тем регулятивная роль культуры заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающейся в нормативных рамках. На протяжении многих веков основным средством такой регуляции была религия, подчиняющая поведе¬ние верующего ценностям и нормам, имеющим безусловную сак¬ральную санкцию. Естественность была греховной и допускалась в ограниченном виде лишь на низших уровнях бытия. Детальный анализ таких влечений и состояний — сфера социальной психо¬логии. Конечно, как социология культуры, так и социальная пси¬хология изучают в некоторой степени одно и то же поле — зако¬номерности поведения и деятельности людей, обусловленные при¬сущими им внутренними мотивациями, убеждениями и привыч¬ками. Эти внутренние мотивации неизменно соотносятся с каки¬ми-то внешними духовными факторами, формируемыми как кол¬лективное сознание или же как бессознательное начало. Однако культура охватывает все же более постоянно действующие или дол¬говременные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регу¬ляции. Если психология учитывает состояния и движения малых групп, временных объединений, толпы или индивидов, то куль¬тура определяет характер социальных слоев, этнических или на¬циональных групп или цивилизаций на протяжении более дли¬тельных периодов времени. Конечно, и личность — существен¬ная носительница культуры. Так, в явлении моды несомненно присутствует культурный компонент, определяющий общий стиль развития моды, ее национальное своеобразие. Но психология оп¬ределяет ритмы смены деталей и орнаментики, степень их рас¬пространения, замедленную или ускоренную вариативность в одежде и внешнем облике. Конечно, влияние культуры сказыва¬ется и в том, что чем выше степень развития культуры, тем более дифференцированными становятся все ее элементы и компонен¬ты, в том числе и мода. Этнические культуры обходятся набором постоянных вариантов одежды, вполне обозримым в хорошем музее этнографии. Столица обычно вмещает несколько домов моды, демонстрирующих новинки сезонов.

Еще М. Вебер формулировал свою концепцию преобразую¬щего воздействия религии на человеческое поведение как пре¬одоление тех экстатических и оргиастических состояний, кото¬рые оказываются временными и преходящими и приводят чело¬века в состояние опустошения, что на религиозном языке обо¬значается как богооставленность, а на светском — бесцельность и бессмысленность бытия.

В более умеренных терминах описал эту позицию П. Соро¬кин, констатируя, что в естественных аффективных состояниях человека выявляются его переменчивые психологические харак¬теристики, его непосредственные реакции на жизненные воздей¬ствия, подверженные ситуационным и преходящим настроени¬ям. Однако культура преобразует эти аффективные состояния, регулирует их и направляет на достижение значимых и долговре¬менных целей человеческого бытия. На разных этапах и уровнях развития общества, в разных его сферах и структурах соотноше¬ние аффективных и культурно-регулируемых факторов может быть различным. Но они непременно присутствуют в некотором со¬единении как возделывание человеческого материала.

Вслед за процессом «разбожествления» мира и уменьшения влияния религии наступила очередь и светской нормативной куль¬туры в ее сложившемся, классическом виде. Эти сдвиги получили объяснение и оправдание в психоаналитическом направлении, представленном прежде всего работами 3. Фрейда и Э. Фромма. Они показали, что сложившийся тип культуры носит во многом репрессивный характер, подавляя индивидуальное «эго» в его весь¬ма значимых витальных и личностных проявлениях. Обуздание инстинктов, с одной стороны, — необходимый принцип, так как иначе их разгул грозит обществу самоуничтожением. Различные формы контроля, включая мораль, религию, социальные санкции и государство, рассматривались Фрейдом в основе своей как ре¬зультат компромисса между стихийными влечениями и требова¬ниями реальности. Подвергаясь вытеснению в сферу бессозна¬тельного, эти влечения порождают психологические неврозы и конфликты личности с собой и обществом. Сублимация этих ин¬стинктов является источником художественного и научного твор¬чества, что и порождает высокие достижения религиозной или светской культуры. Развивая эти идеи в русле неофрейдизма, Э. Фромм подверг глубокой критике те социальные и культурные механизмы капиталистического общества, прежде всего его край¬ний техницизм, культ наживы и успеха, которые приводят к от¬чуждению человеческой сущности, утрате человеком самого себя в процессе социальной жизнедеятельности.

Однако освобождение человека от репрессивной культуры ог¬раничено определенными социокультурными рамками. Аффек¬тивное поведение, отклоняющееся от нормативного, может при¬нять характер девиантного с различной степенью асоциальное™ и криминальности. Изучение такого поведения составляет пре¬имущественное достояние социальной психологии и социологии. Но и культурология не может обойти своим вниманием такое поведение, так как в нем также существуют свои довольно жест¬кие правила и принципы, регулирующие поведение индивидов в криминальной среде. Как мы увидим, в обществе существует слож¬ное взаимодействие нормативной культуры и девиантных вари¬антов. Значительное распространение такого поведения требует специального рассмотрения причин дезорганизации социокуль-турной регуляции и деградации человеческой общности.

Самые простые типы поведения складываются прежде всего на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте. Образец укладывается в какую-то часть деятельности, ее отрезок, не подверженный четкому делению, изменению или реф¬лексии. Термин «обычай» может отождествляться с терминами «традиция», «обряд», «ритуал», «нравы». Однако традиция отно¬сится все же к более широкому кругу явлений и в применении к более дифференцированным формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантическую перегрузку (о чем см. гла¬ву VI). Обряд и ритуал — более формализованные варианты при¬вычного поведения, принятые в определенных частях совокуп¬ной культурной регуляции. Обряд и ритуал — формализованное поведение или действие, имеющее прежде всего символическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, но спо¬собствующее упрочению связей либо между постоянными члена¬ми группы, либо во взаимодействии между группами, снимая на¬пряжение, недоверчивость и повышая уровень коммуникативнос¬ти. К числу важнейших обрядов, имеющих универсальное рас¬пространение в каждой культуре, относятся бракосочетание и похороны.

Термин «нравы» обычно выражает сложившиеся формы регу¬ляции массового поведения. Впрочем, в культурологическом кон¬тексте нравы могут обозначать более подвижный, изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой привычного поведения, под¬верженный дифференциации в зависимости от социальной сре¬ды, психологического состояния тех или иных слоев, историчес¬кой ситуации и т.д. («О времена! О нравы!»). Война и мир, рево¬люция, реформы, шоковая терапия, модернизация и т.п. — про¬цессы, подразумевающие крупномасштабные перемены в нравах, которые и влекут за собой постепенный сдвиг в более широких сферах культуры, что отнюдь не означает утраты ею своей каче¬ственной определенности.

Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай вы¬ступает лишь в примитивных этнографических обществах, в ус¬тойчивой бытовой среде, инертных социальных группах,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»