Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Единство мира и проблема психики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Чувашский Государственный Университет

им. И. Н. Ульянова

РЕФЕРАТ

на тему

"Единство мира и проблема психики "

кафедра " Педагогики и психологии "

Выполнил: студент группы ФТ-21-96 Самсонов Евгений

Проверил: кандидат педагоги-ческих наук Кириллова Ольга Васильевна

Чебоксары 1998

Содержание

1. Мозг и психика

2. Понятие о сознании

3. Развитие психики

4. Психика и среда

5. Различия психики животных и человека

6. Список используемой литературы 2

2

5

6

8

12

Психика - от греческого psychikos - душевный, свой-ство высокоорганизованной материи, являющейся осо-бой формой отражения дей-ствительности; результат специфических взаимодей-ствий живых систем с окру-жающей средой.

Мозг и психика

Психика является свойством мозга. “Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организован-ной материи”.

Психическая деятельность организма осуществляется по-средством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и реше-ние жизненных задач.

На протяжении длительной эволюции органического ми-ра - от амебы до человека - физиологические механизмы пове-дения непрерывно усложнялись, дифференцировались, стано-вясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.

Понятие о сознании

Психика как отражение действительности в мозгу чело-века характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку обра-зует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий фор-мирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть “об-щественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознан-ное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психоло-гические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наиме-новании: сознание. Человеческое сознание включает в себя со-вокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: “Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание”. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью кото-рых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, па-мять, воображение и мышление. С помощью ощущений и вос-приятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная кар-тина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы про-шлого, воображение - строить образные модели того, что явля-ется объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познава-тельных процессов, неизбежно становятся расстройством соз-нания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что при-надлежит “я” человека и его ”не - я”. Человек, впервые в исто-рии органического мира выделившийся из него и противопос-тавивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единствен-ный среди живых существ способен осуществлять самопозна-ние, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “я” от ”не - я” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуще-ствляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целепола-гающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учи-тывается ход выполнения действий и вносятся в него необхо-димые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою созна-тельную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю”. Вся-кое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую дея-тельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. “Мое отношение к мо-ей среде есть мое сознание”, - писал К. Маркс. В сознание че-ловека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отноше-ния, в которые включен человек. В сознании человека пред-ставлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой го-ворит о близких людях и т. д.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бес-сознательное - это совокупность психических процессов, ак-тов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психиче-ским (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утра-чивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознатель-ном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, не-возможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реак-ции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благо-даря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не-осознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в кото-рых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явле-ниям относятся и некоторые патологические явления, возни-кающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на том основании, что бессознательное - это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное - это столь же специфически челове-ческое психическое проявление, как и сознание, оно детерми-нировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Развитие психики

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо пе-ред исследованиями, стремившимися осмыслить законы приро-ды. Ученые материалистического направления объясняют воз-никновение психики длительным развитием материи. Исследуя природу материи, они изучают различные формы движения ма-терии, т. к. движение есть способ существования материи, не-отъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. Материи не-подвижной, неизменно прибывающей в абсолютном покое, во-обще не существует. В состоянии движения, изменения и раз-вития находится вся материя во вселенной, вся неорганическая и органическая природа.

Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей - человеческим моз-гом, обладает всеобщим качеством материального мира - каче-ством отражения, т. е. способностью отвечать на воздейст-вия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического взаимодействия тел или веществ. Простейшие примеры движения в неорганиче-ской природе: скала, омываемая морем, оказывает воздействию воды определенное сопротивление - волны разбиваются о ска-лу, но и скала постепенно разрушается; солнечный луч, отра-жаемый от поверхности воды; появившийся в результате элек-трических зарядов озон. При переходе к живой материи качест-венно изменяются и формы ее движения. Живой материи при-сущи биологические формы отражения, а на определенном этапе живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»