←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА
_____________________________________________________________
Cовременные концепции естествознания
Реферат по теме
" Естественная и гуманитарная культуры.
Научный метод."
выполнил: Весенев Р.В.
принял: Скалкин В.В.
Москва 1997
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Естествознание: смысл слова и содержание понятия
Четыре стадии познания Природы
Природа (Вселенная, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания
История и логика развития естествознания
Научная проблема и ее решение—главная структурная единица науки
Двуединая дискретно-непрерывная природа материи
Ключевые источники естествознания
Философия и наука
Заключение
Список литературы
Введение
Есте¬ствознание затрагивает вопросы не только собственно естественно-научные, но и гуманитарные, потому что в нем освещаются пути познания Человеком Приро¬ды. т. е. пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет философии (как науки о мышлении и познании) и социо¬логии (как науки о развитии человеческого общества) или психо¬логии (как науки о человеческом интеллекте).
Есте¬ствознание является до известной степени основой всякого зна¬ния—и естественно-научного, и технического, и гуманитарного. Поэтому он имеет особое значение для меня, всту¬пающего а третье тысячелетие, ибо ведущей тенденцией развития современной цивилизации в ближайшем будущем становятся ингеграцнонные (объединительные) процессы. Процессы, получив¬шие названия {{Великого единения}} или «Высокого соприкоснове¬ния» самых разнообразных научных и (философских идей в рам¬ках возрождающегося гуманизма. Человеческое общество вступило в век господства микроэлектроники, информатики и биотехнологии, которые в корне преобразуют промышленное и сельскохозяйственное производство
Естествознание: смысл слова и содержание понятия
Слово «естествознание» представляет собой сочетание двух слов — «естество» («природа») и «знание». Оно может быть заме¬нено менее употребительным словом-синонимом «природоведе¬ние», которое происходит от общеславянского термина «веды» или «веда» - наука, знание. Мы и до сих пор говорим «ведать»в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием понимается прежде всего так называемое точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное - часто в математических формулах - «точное» знание о всем, что действительно есть (или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а «природоведение» (подобно пресловутому «обществоведению» или «науковедению») обыч¬но невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными пред¬ставлениями о предмете своего «ведения».
Когда-то очень давно в русский язык в качестве синонима слова «природа» вошел крайне распространенный латинский тер¬мин «натура» (natura). Но только в европейских странах, напри¬мер в Германии, Швеции и Голландии, на его основе образовался соответствующий термин «Naturwissenschaft»,т.е. буквально — наука о природе, или естествознание. Он стал основанием также по существу международного термина «натурфилософия» (фило¬софия природы).
Проблемы устройства, происхождения, организации или самой органической природы всего, что есть во Вселенной (в Космосе), т.е. все проблемы естествознания, космологии и ко¬смогонии, первоначально относились к «физике» или «физио¬логии». Во всяком случае, Аристотель (384—322 до н. э.) называл своих предшественников, занимавшихся этими проблемами, «физиками» или «физиологами», ибо древнегреческое слово «фи¬зис» или «фюсис», очень близкое к русскому слову «природа», первоначально означало «происхождение», «рождение», «созда¬ние».
Отсюда—естественная (органическая, природная, изначальная) взаимосвязь всего естествознания (включая космологию и космогонию) с физикой, которая является как бы исходной основой науки о Природе.
Но если вопрос о происхождении слова «естествознание» решается легко, то вопрос о том, что такое само естествознание как наука, т. е. вопрос о содержании и определении этого понятия, простым назвать нельзя.
Дело в том, что имеются два широко распространенных определения этого понятия: 1) «естествознание—это наука о Природе как единой целостности» и 2) «естествознание—это совокупность наук о Природе, взятая как единое целое».
Как видно, эти два определения отличны друг от друга. Первое из них говорит об одной единой науке о Природе, подчер¬кивая единство Природы самой по себе, ее нерасчлененность. Тогда как второе определение говорит о естествознании как о совокупности,т.е. о множестве наук, изучающих Природу, хотя в нем и содержится указание, что это множество надо рассматривать как единое целое.
Однако далее мы увидим, что между этими двумя определени¬ями уж очень большого различия нет. Ибо «совокупность наук о Природе, взятая как единое целое», т. е. не просто как сумма разрозненных наук, а именно как единый комплекс тесно взаимо¬связанных естественных наук, дополняющих друг друга,—это и есть одна наука. Только наука обобщенная, или интегративная (от латинского «integer»—целый, восстановленный).
В средней школе в совокупность естественных наук обычно включают прежде всего физику, химию и биологию, а дополни¬тельно к ним астрономию и географию, имеющие более специфи¬ческий характер. В высшей школе число всевозможных естествен¬ных наук доходит до нескольких десятков и даже сотен ввиду их бесконечного дробления на узко специализированные дисципли¬ны. С некоторой условностью в естествознание включают наряду с такими основными естественными науками, как физика, химия и биология, еще и психологию, которую относят также и к гума¬нитарным наукам.
Ответ на этот вопрос однозначен: чтобы четко представить себе подлинное единство Природы (ее целостность), а именно-то единое основание, на котором построено все бесчисленное разнообразие предметов и явлений Природы и из которого вытекают основные законы, связывающие микро- и макромиры, Зем¬лю и Космос, физические и химические явления между собой и с жизнью, с разумом. Так же, как нельзя постичь законы, управляющие жизнью и деятельностью человека, посредством знакомства лишь с анатомией отдельных его органов, так невоз¬можно, изучая порознь отдельные естественные науки, познать Природу как одно целое.
Прежнее изучение физики, химии и биологии было лишь первой необходимой ступенью к изучению Природы во всей ее целостности.
Четыре стадии познания Природы
История науки свидетельствует о том, что в своем познании Природы, начиная с самых первых его шагов в древности, чело¬вечество прошло через три стадии и вступает в четвертую.
На первой из них сформировались общие синкретические (не¬расчлененные,недетализированные) представления об окружа¬ющем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия Природы), превратившаяся во все¬общее вместилище идей и догадок, ставших к XIII—XV столети¬ям начатками естественных наук.
Затем, именно с XV—XVI веков, последовала аналитическая стадия—мысленное расчленение и выделение частностей, при¬ведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией).
Позднее, уже ближе к нашему времени, постепенно стало происходить воссоздание целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей, т. е. наступила синтетическая ста¬дия ее изучения.
Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе,т.е. начинает осуществляться необходимая заключительная ин¬тегрально-дифференциальная стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука о Природе рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания.
Однако все эти четыре стадии исследования Природы, по существу, представляют собой звенья одной цепи.
Несмотря на то, что первая из них -натурфилософия- отделяется от трех последующих тем, что на ней безраздельно господствуют еще лишь методы наблюдения, а не эксперимента, только догадки, а не точные, опытно воспроизводимые выводы, ее роль в общем ходе познания Природы очень важна.
Именно на этой стадии возникли представления о мире как из чего-то происшедшем, развивающемся из хаоса, эволюциониру¬ющем. Но ввиду того, что отсутствие экспериментальных мето¬дов еще не позволило тогда иметь точных знаний, начало есте¬ствознания как точной науки, вообще говоря, если не касаться астрономии (в смысле астрометрии) и геодезии или «геометрии» (т. е. «землемерия»), исторически относят к XV—XVI векам, т. е. к тому времени, когда исследование Природы вступило на вторую стадию—аналитическую.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|