╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по философии н тему:
2" Ж И З Н Ь Д У Ш И
3ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФИЛОСОФИИ
3В.С.СОЛОВЬЕВА".
КРАСНОЯРСК 1996г.
.
ВВЕДЕНИЕ.
Изуч я жизнь и творчество великих людей XIX век , т ких к к
Л.Толстой, Ф.Достоевский и др., я позн комил сь с еще одним не
менее интересным человеком, основ телем кл ссической русской фи-
лософии - Вл димиром Сергеевичем Соловьевым.
В нем сочет лись дост точно противоречивые жизненные принци-
пы; философские мысли; г рмоническое единство слов и дел , дух
учения и жизненной пр ктики. Его философия проникнут добром, лю-
бовью и человечностью, несмотря н изломы и муки з тянувшихся
преобр зов ний в России.
Изуч я труды Соловьев и второв, интересующихся его твор-
чеством, можно смело ск з ть, что он был необыкновенным человеком
в полном смысле этого слов : современников пор ж л и его внеш-
ность, и его ум, и способность визионер . Философ и поэт, поло-
живший основ ние целому н пр влению в русской поэзии конц XIXв.
- н ч л XXв., Соловьев был еще и личностью, попыт вшейся вопло-
тить з поведи Сп сителя н земле.
Эт фигур дост точно оригин льн и с мобытн , хотя с м Со-
ловьев говорит о том, что своего учения не имеет, з д чу свою
видит в том, чтобы отст ив ть чистоту и истинность христи нств .
Хочется понять, к к при своих временных и н пр вленных в высший
мир устремлениях он не отверг ет м терии, не третирует ее к к
нечто несущественное и инертное, но в тоже время ж ждет и предве-
щ ет одухотворение.
К ждого человек всегд интересует вопрос о смысле жизни,
эту тему не ост вил без вним ния и Вл. Соловьев. Он счит ет, что
смысл человеческой жизни состоит в добре, стремлении к достижению
его полноты и совершенств , и с этим утверждением трудно не сог-
л ситься.
Н мой взгляд стоит обр тить вним ние н личность Вл димир
Сергеевич Соловьев хотябы потому, чтобы ответить н вопрос, что
т кого он сдел л, что уже в н ч ле XX в. существов ло Религиоз-
но-философское общество п мяти Вл димир Соловьев .
В своей р боте я хотел бы пок з ть некоторые философские
поиски Вл. Соловьев , привлек ющие вним ние своей смелостью,
честностью взгляд и мужеством перед с мыми трудными проблем ми
того времени.
.
- 2 -
"... он был не только ре-
лигиозным человеком, но
вместе с тем и свободным
мыслителем и могучим ху-
дожником."
Эти слов , ск з нные Вл димиром Сергеевичем Соловьевым в п -
мять Достоевского, можно р вным обр зом отнести и к нему с мому.
Это зн чит, что его философию нужно р ссм трив ть и р сценив ть в
нер здельном единстве веров ния, мышления и творчеств , или в
единстве добр , истины и кр соты.
Мысленно вернемся в конец XIX век , интеллигенция р сколо-
л сь "н две р сы": н одном полюсе сконцентриров л сь "культур-
н я элит " - ж жд вш я мистических т йн и религиозных откровений,
н другом - "силы революции", вдохновлявшиеся идеями русского р -
дик лизм и м рксизм . Это были будущие богоиск тели и большеви-
ки. И вот именно в этот период и появился "истинный обр зов тель
нового религиозного созн ния" Вл димир Сергеевич Соловьев.
Соловьев В.С. (1853 - 1900) русский религиозный, христи нс-
кий философ и поэт, основоположник учения о всеединстве и цельном
зн нии. Он родился в Москве 16 янв ря 1853г. в семье известного
русского историк . Среднее обр зов ние получил в 5-ой московской
гимн зии (1864-1869), окончив ее с золотой мед лью. В 1869г. Со-
ловьев поступ ет в Московский университет н историко-философский
ф культет, экстерном сд ет дисциплины историко-философского курс
и в 1873г. з к нчив ет обучение.
Свое учение р зр б тыв л к к льтерн тиву "отвлеченной" фи-
лософии, под которой поним л умозрительный р цион лизм. Кризис
всей з п дно-европейской философии видел в том, что он не выхо-
дит з сферу теории, не выр ж ет собой прямой, непосредственной
связи человек с универс льной целостностью мир . Цельное зн ние
Соловьев р ссм трив л к к орг нический синтез н уки, умозритель-
ной философии и религиозной веры. Вер есть "высш я потребность
всецелой и бсолютной жизни". Природ человек в его учении
предст ет в трех основных форм х своего бытия: в форме чувств ,
мышления и деятельной воли. Оно сост вляют три "н ч л " общечело-
веческой жизни с соответствующими им иде л ми и предмет ми позн -
- 3 -
ния. Чувство имеет своим предметом объективную кр соту, воля -
объективное бл го, мышление - объективную истину. В соответствии
с этим выделяются и три сферы человеческого бытия: творчество,
зн ние и деятельность. Творчество выр ж ется к к техническое или
изящное художество, мистик ; зн ние - к к положительн я н ук ,
отвлеченн я философия; пр ктическ я деятельность н уровне м те-
ри льного воплощения предст ет к к экономическое общество, н
уровне форм льном - к к политическое общество (госуд рство), н
уровне бсолютном - к к духовное общество (церковь). В системе
всеединств человек предст ет посредником между Богом ( бсолютно-
сущим) и человеком. Вся человеческ я история р звертыв ется к к
восхождение к Богу, или к к процесс богочеловечеств . Н этих ос-
нов ниях - в связи с единым космоэволюционным процессом - стро-
ится этик Соловьев , его учения о Добре к к некой иде льной сущ-
ности. П фос философии Соловьев - борьб з духовность в челове-
ке, з высшие иде лы личности и обществ .
В ноябре 1874г. он з щищ ет диссерт цию н тему: "Кризис з -
п дной философии (против позитивистов)", котор я ярко свидетель-
ствует к к о необыч йной силе его философского мышления, т к и о
простоте и ясности выр жения, о логической убедительности, соче-
т вшихся с глубиной и шириной исторического горизонт . Исходя из
убеждения, что з п дн я философия, опир ясь н д нные положитель-
ных н ук, утвержд ет в форме р цион льного позн ния те же с мые
истины, которые в форме веры и духовного созерц ния прокл миров -
ли теологические учения Восток . Подробно свою систему Соловьев
изложил в докторской диссерт ции "Критик отвлеченных н ч л"
(1880).
Итоги р звития философских мыслей Вл. Соловьев в первый пе-
риод его духовного творчеств , к к результ т н зв нный теософским
(1874-1882), охв тыв ющий четыре сочинения, именно: м гистерс-
кую диссерт цию, "Философские н ч л цельного зн ния" (1877),
докторскую диссерт цию и, н конец, цикл из двен дц ти публичных
лекций по философии религии легли в основу "Чтений и Богочелове-
честве". В этом изложении взгляд н теорию позн ния Соловьев
р зъясняет, что "основное содерж ние для психологии д но в дейс-
твительности н шего дух , открыв емой во внутреннем или психоло-
гическом опыте; точно т к же основное содерж ние и для ре льной
мет физики к к н уки о божественных предмет х, д ется н шему уму
- 4 -
в Божественном откровении, которое сост вляет религиозный опыт
человечеств ".
Центр льной, сконцентриров нной и определяющей идеей свобод-
ной теософии или положительной ди лектики, сферы зн ния является
единство всех позн в тельно-теоретических действий или ктов че-
ловеческого созн ния в трех его состояниях: сексу льного (чувс-
твительного), интеллекту льного (умственного) и религиозного (ду-
ховного или мистического) опыт . В соответствии с этим цельное
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
|
|