Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Жизнь, учение, судьба Сартра

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Министерство общего и профессионального образования РФ

Ульяновский государственный технический университет

Кафедра отечественной истории и культуры

Реферат по философии

Тема: Жизнь, учение, судьба Ж.-П. Сартра.

Свобода состоит в выборе собственного бытия.

И этот выбор – абсурд.

Ж.-П. Сартр

Выполнила студентка

группы КГд-21

Меркурьева Светлана

Проверил Кожаев А. Н.

Ульяновск 2002

План:

I. Биография 2

II. Влияние эпохи на философию ХХ века 4

III. Социальное окружение, экзистенциализм 6

IV. Произведения 8

V. Основная проблематика 9

1. Сознание 10

2. Человеческое бытие 11

3. Мораль, человеческое действие 14

VI. Работы Сартра 16

1. "Тошнота" 16

2. "Критика диалектического разума" 16

3. Анализ статьи Сартра "Экзистенциализм – это гуманизм" 17

VII. Мое отношение к Ж.-П. Сартр 18

VIII. Список литературы

Биографическая справка.

Внимательный наблюдатель перипетий прошлого столетия, один из крупнейших представителей атеистического экзистенциализма, Жан Поль Сартр родился в Париже в 1905 году. Образование получил в лицеях Ла-Рошели, окончил высшую нормальную школу в Париже по отделению философии, в 1934 году стажировался во Французском институте в Берлине. До начала войны он преподавал философию в лицеях. Будучи в Берлине (1933 – 1934), написал эссе "Трансценденция Ego". Попав на фронт, он оказался в плену и был депортирован в Германию. Вернувшись во Францию в самое трудное для страны время, в годы фашистской оккупации Сартр вместе с Мерло-Понти основал группу Сопротивления "Социализм и свобода". Тогда им была написана основная философская работа "Бытие и ничто", ставшая его докторской диссертацией. Два послевоенных десятилетия принесли философу мировое признание. Он умел совмещать политическую (встречался с Фиделем Кастро и Че Геварой на Кубе и Хрущевым в Москве, участвовал в многочисленных движениях и организациях, выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом всемирного совета мира) и литературную деятельность: Сартр был основателем и директором журнала "Les Temps Modernes" (1945), писал романы, очерки, сценарии, театральные пьесы. Автобиографическая повесть "Слова"(1964) принесла ему высшее официальное признание - Нобелевскую премию (от которой Сартр поспешил отказаться, не желая связывать свое имя с идеологически ангажированным институтом). На закате своего творческого пути он все более заметно склонялся к левым, социалистическим идеям, однако это не помешало ему выступить с критикой марксизма как догматического, материалистического учения ("Марксизм и экзистенциализм"). Независимая жизненная позиция, бунтарский дух Сартра достаточно убедительно отражают его философское мировоззрение, которое внесло значительный вклад в развитие экзистенциализма. Философ закончил свой жизненный путь совсем недавно, в 1980 году.

Сартр был незаурядным человеком, неутомимый, подшучивающий, молниеносный, свою иронию, иногда жестокую, он компенсировал безграничной щедростью. Его культура, память, ненасытность творчеством и жизненной потребностью поражали всех его знакомых.

Симона де Бовуар писала о "спокойной и бешенной страсти", с которой Сартр относился к своей писательской судьбе. Ненавидя рутину, иерархию, карьеру, права и обязанности, не умея подчинятся начальникам, правилам, он никогда не стал бы отцом семейства… Опыт и желание на всем экспериментировать были поставлены на службу творчеству… Произведение искусства, литературы было для него единственной целью, в искусстве он видел резон бытия, творца всего универсума".

"Ни дня без строчки. Вот моя привычка, мое ремесло. Давно я вместо шпаги начал пользоваться ручкой. Теперь я знаю о нашем бессилии. Неважно, пишу и буду писать книги. Кому-нибудь да пригодятся, несмотря ни на что. Культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она – продукт человека , в ней он, проектируя узнаёт себя; это критическое зеркало, в котором только и можно увидеть собственный образ."

Влияние эпохи на философию ХХ века.

Философия с глубокой древности была обращена к постижению человека. Тем не менее в каждую поворотную историческую эпоху предлагалась новая трактовка проблематики.

Философия человека ХХ столетия, которая, как и всякая философия, тесно связана со своей эпохой, несет на себе печать драматичного, конфликтного века. Первая и вторая мировые войны, экономические и социальные кризисы, истребление наций, фашизм, упадок нравственности…

Центральная проблема, на которой сосредоточили свое внимание наиболее крупные философы, которых относят к экзистенциализму, персонализму, философской антропологии, – это проблема отчуждения человека от общества.

Существует связь между экзистенциальной философией и широко распространившимися в ХХ веке настроениями отчаяния.

Состояние отчуждения человека от общества исследовал еще К.Маркс, на которой в данной связи не раз ссылались экзистенциальные философы. Но, в отличие от Маркса, в основном изучавшего проблемы отчуждения в капиталистическом обществе ХIХ столетия, они считали необходимым указать и на другой факт – существование умонастроений отчуждения и их корней также и в условиях иных исторических эпох и других социальных систем. Эти философы делали отсюда вывод, что отчуждение является общей характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. Они видели смысл философии не столько в констатации отчуждения, а тем более не в оправдании и увековечивании настроений страха и покинутости. Им представлялось, что философия обязана помочь человеку, охваченному трагическими умонастроениями, если не преодолеть их – что не всегда возможно,– то, во всяком случае, искать и находить своё "Я". Социальным размышлениям в философии человека ХХ столетия отведена существенная роль – они либо вплетены в общее философское осмысление человека, либо выливаются в самостоятельные произведения по социально-философским и социально-политическим вопросам, либо воплощаются в образах и коллизиях художественных произведений.

Перед философией данной эпохи К. Ясперс ставил весьма ответственную и срочную задачу – убеждать человечество в необходимости использования "высших возможностей человеческого бытия" в борьбе с охватившим людей отчаянием.

Французский экзистенциализм приобрел особое влияние в годы второй мировой войны, причем Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар были идеологами движения сопротивления в своей стране. Надо отметить, что лидеры экзистенциализма занимали четкие и активные антифашистские позиции.

В драматических и философских произведениях Сартра периода войны предметом страстного, заинтересованного разбора служила ситуация, сложившегося во Франции и других оккупированных нацистами странах Европы. Ж.-П. Сартр призывал к сопротивлению фашизму, и, не смотря на мифологическую символику поставленной в оккупированном Париже пьесы "Мухи" (в основу ее положен древнегреческий миф об Оресте), призыв хорошо понят зрителями. Одновременно сложившаяся во время войны ситуация служила Сартру и другим экзистенциалистам трагическим поводом для выявления самого смысла человеческого бытия, сути процессов нравственного выбора и т.д., то есть для постановки проблем, которые экзистенциалистская философия с самого начала ставила в центр философствования.

Философия человека ХХ века выросла на исторической почве социального кризиса, охватившего экономические, политические, духовно-нравственные основы человеческого бытия. Философы стремились представить искренний "самоотчет" мыслящего человека и исповедь философа, оказавшихся в эпицентре кризисных процессов. Философам – экзистенциалистам, в 20-60-ых годах зафиксировавших и пытавшихся осмыслить тревожное, даже трагическое мироощущение многих и многих индивидов, несправедливо было бы отказать в глубокой искренности их чувств, выстраданности оценок, гуманизме устремлений.

Экзистенциальная философия ХХ века последовательно выдержана в трагико-драматическом, а порою

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»