←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
«Утверждаю» начальник кафедры №4
Подполковник В. ГРАБАРЬ
« » __________ 1999 г.
ЛЕКЦИЯ №4. Тема: Западная философия XIX - XX века.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМК «Философия» Протокол № от « » ______ 1998 Председатель ПМК «Философия» полковник В. Карпов
Пермь 1999г.
Тема: Западная философия XIX - XX веков.
План лекции:
Введение.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позити-визм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
Время: 2 часа
Аудитория: №
Литература:
1. Введение в философию. В 2-х т., М., «Политиздат», 1989, т. 1. Гл. IV.
2. А.Ф. Зотов, Б.К. Мельвиль. Западная философия XX века. М., «Про-спект», 1998.
3. В.А. Канке. Философия. М., «Логос», 1996. Гл. 1.7 - 1.8.
4. Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», 1997, с. 28 - 38.
5. Философия. Курс лекций. Под ред. Калашникова В.Л., М., «Владос», 1997, тема 27 - 28.
6. История философии. Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор», 1997, гл. 8 - 10.
7. В.Г. Горбачев. Основы философии. Курс лекций. М., «Владос», 1998 с. 33 - 40.
8. Философия. Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон., «Феникс», 1998. Гл. II пар. 6 - 7.
Введение.
Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому на-следию великих философов прошлого и современности.
Сегодня мы рассмотрим современную западную философию, которая отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей.
Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов:
1) Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время За-падная философия XX века рассматривалась только в негативном све-те.
2) большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной философии, отсутствие их строгой научной классификации создает трудность для её понимания и усвоения.
3) Современная западная философия оказывает значительное влияние на нашу сложную, динамичную эпоху.
4) Многие философские направления имеют практическую значимость, поэтому овладение ими поможет будущему офицеру ориентироваться в сегодняшней жизни.
Отсюда:
Задача лекции - проанализировать развитие Западной филосо-фии, её влияние на развитие науки и социаль-ной мысли в современном обществе.
I Вопрос.
Культура XIX и XX веков и её отражение в За-падной философской мысли.
«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс.
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное многообразие направ-лений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как про-должающие традиции классической философии (неогегельянство, неоканти-анство, неотомизм) так и совершенно новые течения.
Противоборство и взаимодействие разнообразных философских уче-ний составляет богатое содержание духовной мысли XX века.
Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит разви-тие философской мысли в XX веке является отношение к классической фи-лософии.
Особенностями классической философии XIX века является:
-вера (культ) в разум (под которым понималась не только мыслительная деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, исто-рии)
-вера в рациональное познание, в науку и прогресс
-вера в человека и его неограниченные возможности («Знание - сила»).
-убеждение в том, что в человеке всё может быть познано, признаны и познаны общечеловеческие идеалы и принципы.
А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противо-стоящие рационализму в целом «не делали погоды».
С середины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу «империа-лизм».
Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX ве-ка:
1) Наука:
XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах человеческой жизни.
• Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна пере-вернула ньютоновские представления о пространстве, времени и движении.
• Создана квантовая механика и ядерная физика
• В биологии выяснен механизм наследственности
• Усиливается связь науки и техники:
-создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино.
-радиосвязь и телевидение связало весь земной шар
-в начале 40-х создано ядерное оружие
-развивается ракетостроение, начинается освоение космоса
• Огромные шаги сделаны в области медицины (пиницилин и анти-биотики победили многие болезни). Возросли уровень и жизнь че-ловека.
Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно- технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно- технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века.
2) Общество:
• Мировые кризисы и непрекращающиеся войны за передел мира вы-лились в 2-е мировые войны с применением новейших видов воору-жения (химическое, ядерное)
• Внутренние социальные противоречия в отдельных странах привели к ряду революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело к их внешнему выражению: советский социализм противостоял миру ка-питализма.
• В некоторых странах сформировался наиболее реакционный полити-ческий режим - фашизм, приведший человечество ко 2-ой мировой войне, после которой всё человечество разделилось на два лагеря: мир социализма и мир капитализма.
Все эти изменения не могли не найти своего отражения в философ-ских концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых не-классических типах философствования.
И, прежде всего это новое проявляется в отношении к рационализму:
1) Культ разума стал критически оцениваться уже Шопенгауэром и Ницше, которые в основание жизни ставили не разум, а волю.
2) В концепциях Бергсона рациональному познанию противопостав-лялась интуиция, как способ постижения мира.
3) Полностью отбрасывает разум эмпириокритицизм, сводя поня-тия (плод разума) к комплексам ощущений.
4) Прагматизм объявляет истинным любое положение (пусть нера-зумное), которое полезно для человека в данной ситуации и пред-ставляет для него ценность.
Т.о. на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи Ге-геля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения).
Т.о. связь философии 19 века с философией 20 века носила двойст-венный характер:
-с одной стороны - стремление придать новую жизнь классике
-с другой - создание новых течений, критикующих классическую философию.
Марксистская философия.
Рубежом между немецкой классической философией, как бы подво-дившей итог 2,5 - тысячелетнего развития философской мысли, явился мар-ксизм.
Создателями диалектического и исторического материализма были:
-Карл Маркс (1818 - 1883)
-Фридрих Энгельс (1820 - 1895)
Учение Марксизма означало конец прежней натурфилософии и опре-делило новую, более высокую форму материализма.
Возникнув в 40 - х гг. 19 века, марксизм явился теоретическим выра-жением кризиса классического капитализма, отразил политические цели и интересы поднимающегося пролетариата. (Это политические предпосылки возникновения марксизма).
Теоретическими источниками марксизма явились:
-Немецкая классическая философия
-Английская политическая экономия
Французский утопический социализм
Естественно - научными предпосылками явился целый ряд откры-тий:
открытие клеточного строения всего живого мира
-учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животных и расти-тельных видов
-открытие закона сохранения и превращения энергии.
Анализируя сдвиги в развитии общества, реальный ход исторических событий, участвуя в революционной борьбе К. Маркс и Ф. Энгельс через ис-следование более развитой общественной жизни обретают возмож-ность:как
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|