╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5
Рефер т
н тему: "Интеллекту льные и экспертные системы"
1.
В естествозн нии первой половины н шего век
ведущим н пр влением был физик . Н чин я с 50-х годов,
н ряду с физикой, химией и биологией все возр ст ющее
зн чение и влияние н р звитие н уки и всего укл д
н шей жизни н ч л ок зыв ть кибернетик . Кибернетик
ст новится в жнейшим ф ктором н учно-технической
революции н высших эт п х ее р звития.
Кибернетик возникл н стыке многих обл стей
зн ния м тем тики, логики, семиотики, биологии и
социологии.
Обобщ ющий х р ктер кибернетических идей и методов
сближ ет н уку об упр влении, к ковой является
кибернетик , с философией.
З д ч обоснов ния исходных понятий кибернетики,
особенно т ких, к к информ ция, упр вление, обр тн я
связь и др. требуют выход в более широкую, философскую
обл сть зн ний, где р ссм трив ются трибуты м терии -
общие свойств движения, з кономерности позн ния.
С м кибернетик к к н ук об упр влении многое
д ет современному философскому мышлению. Он позволяет
более глубоко р скрыть мех низм с моорг низ ции
м терии, обог щ ет содерж ние к тегории связей,
причинности, позволяет более дет льно изучить
ди лектику необходимости и случ йности, возможности и
действительности. Открыв ются пути для р зр ботки
"кибернетической" гносеологии, котор я не подменяет
ди лектический м тери лизм теорией позн ния, но
позволяет уточнить, дет лизиров ть и углубить в свете
н уки об упр влении ряд существенно в жных проблем.
Возникнув в результ те р звития и вз имного
стимулиров ния ряд , в нед леком прошлом сл бо
связ нных между собой, дисциплин технического,
биологического и соци льного профиля кибернетик
проникл во многие сферы жизни.
Столь необычн я "биогр фия" кибернетики объясняется
целым рядом причин, среди которых н до выделить две.
Во-первых, кибернетик имеет необыч йный,
синтетический х р ктер. В связи с этим до сих пор
существуют р зличия в тр ктовке некоторых ее проблем и
понятий.
Во-вторых, основопол г ющие идеи кибернетики
пришли в н шу стр ну с З п д , где они с с мого н ч л
ок з лись под влиянием иде лизм и мет физики, иногд
и идеологии. То же с мое, или почти то же с мое
происходило и у н с. Т ким обр зом ст новится очевидной
необходимость р зр ботки философских основ кибернетики,
освещение ее основных положений с позиции философского
позн ния.
Осмысление кибернетических понятий с позиции
философии будет способствов ть более успешному
осуществлению теоретических и пр ктических р бот в этой
обл сти, созд ст лучшие условия для эффективной р боты
и н учного поиск в этой обл сти позн ния.
Кибернетик к к перспективн я обл сть н учного
позн ния привлек ет к себе все большее вним ние
философов. Положения и выводы кибернетики включ ются в
их обл сти зн ния, которые в зн чительной степени
определяют р звитие современной теории позн ния. К к
спр ведливо отмеч ют отечественные исследов тели,
кибернетик , достижения которой имеет гром дное
зн чение для исследов ния позн в тельного процесс , по
своей сущности и содерж нию должн входить в теорию
позн ния.
Исследов ние методологического и гносеологического
спектов кибернетики способствует решению многих
философских проблем. В их числе - проблемы
ди лектического поним ния простого и сложного,
количеств и к честв , необходимости и случ йности,
возможности и действительности, прерывности и
непрерывности, ч сти и целого. Для р звития с мих
м тем тики и кибернетики в жное зн чение имеет
применение к м тери лу этих н ук ряд фунд мент льных
философских принципов и понятий, применение,
обяз тельно учитыв ющее специфику соответствующих
обл стей н учного зн ния. Среди этих принципов и
понятий следует особо выделить положение отр жения,
принцип м тери льного единств мир конкретного и
бстр ктного, количеств и к честв , норм льного и
содерж тельного подход к позн нию и др.
Философск я мысль уже много сдел л в н лизе
спектов и теоретико-позн в тельной роли кибернетики.
Было пок з но, сколь многообещ ющим в философском пл не
является р ссмотрение в свете кибернетики т ких
вопросов и понятий, к к природ информ ции, цель и
целен пр вленность, соотношение детерминизм и
теологии, соотношение дискретного и непрерывного,
детерминистского и вероятностного подход к н уке.
Нужно ск з ть и о большом зн чении кибернетики для
построения н учной к ртины мир . Собственно предмет
кибернетик - процессы, протек ющие в систем х
упр вления, общие з кономерности т ких процессов.
2.
Явления, которые отобр ж ются в т ких
фунд мент льных понятиях кибернетики, к к информ ция и
упр вление, имеют место в орг нической природе и
общественной жизни. Т ким обр зом, кибернетику можно
определить к к н уку об упр влении и связи с живой
природой в обществе и технике.
Один из в жнейших вопросов, вокруг которого идут
философские дискуссии - это вопрос о том, что т кое
информ ция, к ков ее природ ? Для х р ктеристики
природы информ ционных процессов необходимо кр тко
р ссмотреть естественную основу всякой информ ции,
т ковой естественной основой информ ции является
присущее м терии объективное свойство отр жения.
Положение о нер зрывной связи информ ции и
отр жения ст ло одним из в жнейших в изучении
информ ции и информ ционных процессов и призн ется
бсолютным большинством отечественных философов.
Информ ция в живой природе в отличие от неживой
игр ет ктивную роль, т к к к уч ствует в упр влении
всеми жизненными процесс ми.
М тери листическ я теория отр жения видит решение
новых проблем н уки и, в ч стности, т кой к рдин льной
проблемы естествозн ния к к переход от неорг нической
м терии к орг нической, в использов нии методологической
основы ди лектического м тери лизм . Проблем
з ключ ется в том, что существует м терия, способн я
ощущ ть, и м терия, созд нн я из тех же томов и в тоже
время не обл д ющ я этой способностью. Вопрос, т ким
обр зом пост влен вполне конкретно и, тем с мым,
толк ет проблему к решению. Кибернетик вплотную
з нял сь исследов нием мех низмов с морегуляции и
с моупр вления. Вместе с тем, ост в ясь методически
огр ниченными, эти достижения ост вили открытыми ряд
проблем к р ссмотрению которых привел внутренняя ломк
кибернетики.
Созн ние является не столько продуктом р звития
природы, сколько продуктом общественной жизни человек ,
общественного труд предыдущих поколений людей. Оно
является существенной ч стью деятельности человек ,
посредством которой созд ется человеческ я природ и не
может быть принят вне этой природы.
Если в м шин х и вообще в неорг нической природе
отр жение есть п ссивный, мертвый физико-химический,
мех нический кт без обобщения и проникновения в
сущность обобщ емого явления, то отр жение в форме
созн ния есть, то мнению Ф.Энгельс "позн ние
высокоорг низов нной м терией с мой себя, проникновение
в сущность, з кон р звития природы, предметов и явлений
объективного мир ".
В м шине же отр жение не осозн нно, т к к к оно
осуществляется без обр зов ния иде льных обр зов и
понятий, происходит в виде электрических импульсов,
сигн лов и т.п. Поскольку м шин не мыслит, эт не есть
т форм отр жения, котор
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5
|
|