╘шыюёюЇш /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7
А. Ю. Тюрин
Концепция человек в древнем Кит е.
Несмотря н то, что проблем концепций человек в кл ссической ки-
т йской философии не обделен вроде бы вним нием в з п дном кит еве-
дении (ей посвящено нем ло ст тей ведущих специ листов), р бот ме-
рик нского синолог Дон льд М нро, рефер т которой предл г ется
вним нию чит теля, до сих пор ост ется единственной опубликов нной
н З п де н эту тему 1моногр фией 0. Уже по этой причине не вызыв ет
удивления тот ф кт, что книг Д. М нро выдерж л множество изд ний.
Но было бы, н верно неспр ведливым относить столь явный успех книги
н счёт одного только её "гордого одиночеств ". Скорее в большей
степени этот успех объясняется нетр диционным подходом втор к исс-
ледуемой проблеме, выр зившимся в ч стности, в том, что Д. М нро
увидел единую основу ─ идею "исходного р венств " людей ─ в тр ктов-
ке природы человек предст вителями обоих основных течений кл сси-
ческой кит йской философско-религиозной мысли ─ конфуци нств и д о-
сизм . Дум ется поэтому, что проявленный ред кцией журн л интерес к
нетриви льному взгляду н отнюдь не "периферийную" проблему вполне
опр вд н и что предл г емое кр ткое зн комство с творчеством Д. М н-
ро не обм нет ожид ний чит теля.
* * *
В д нном исследов нии, пишет втор, н лизируются две концепции при-
роды человек ("жэнь син"), которые были выдвинуты в кл ссической
кит йской философии ─ конфуци нск я и д осск я. При этом под "кл с-
сической" здесь имеется в виду кит йск я философия период 550 ─ 250
гг. до н.э., т.е. приблизительно от конц эпохи Чуньцю (770 ─ 481
гг. до н.э.) до конц период Чж ньго (480 ─ 222 гг. до н.э.).
Через все конфуци нские и д осские теории, в которых т к или ин -
че изл г ются выр бот нные этими двумя течениями древней кит йской
мысли концепции человек , кр сной нитью проходят две темы. Перв я ─
это вопрос о существов нии или отсутствии в природе основы для эти-
ческих к тегорий "пр вильного" и "непр вильного", "достойного" и
"недостойного", "высокого" и "низкого". Когд в обществе ещё только
возникнет философск я мысль, ср зу же появляется стремление н йти
соци льному порядку человеческого обществ место в общей структуре
универсум .
В Кит е в конце период Чжоу был сформулиров н концепция космо-
логического порядк , связыв ющего воедино человеческое общество и
естественную природу, котор я з метно отлич л сь от более поздних
в ри ции н эту тему. Концепция эт включ л в себя положения по пя-
ти первоэлемент м, т кже о двух н ч л х ─ "инь" и "ян". Пятью пер-
воэлемент ми счит лись вод , огонь, мет лл, дерево, земля. Хотя
свойств этих "элементов" описыв ются иногд по н логии со свойс-
тв ми физических м тери лов, которые они обозн ч ют, их все-т ки
лучше всего р ссм трив ть к к "силы".
Н ч ло "инь" счит лось символом "тёмного", "нег тивного", "п с-
сивного", "сл бого" и "деструктивного", "ян" ─ "светлого", "пози-
тивного", " ктивного", "сильного" и "созид тельного". В текст х пе-
риод Чж ньго н ч л "инь" и "ян" связыв лись с первичным эфиром ─
"ци", из которого, к к счит лось, состоит универсум. "Инь" и "ян"
кв лифициров лись или к к две формы существов ния и проявления "ци",
или к к силы, упр вляющие движением последнего.
Пон ч лу учения об "инь" ─ "ян" и о пяти первоэлемент х существо-
в ли нез висимо друг от друг . Одн ко постепенно они были объедине-
ны. Было з явлено, что к ждый из пяти первоэлементов сн ч л возвы-
ш ется н д всеми явлениями в природе, з тем приходит в уп док.
Подъем и уп док к ждого из пяти элементов были объявлены результ том
соответствующих действий сил "ян" и "инь".
Существов ло много в ри нтов предст влений об отношениях между
пятью первоэлемент ми, скл дыв вшимися в период доминиров ния одного
из них. Двумя н иболее популярными версиями были следующие: 1)к ждый
элемент подчиняет себе и р зруш ет тот, что предшествует ему; 2)к ж-
дый элемент порожд ет тот, что следует з ним.
В универсуме, согл сно конфуци нским предст влениям, действов ли
своего род нормы мор ли, позволявшие определять "пр вильность" или
"непр вильность" отношений, уст новившихся в д нный момент между
р зличными его объект ми. При этом гл вным критерием "пр вильности"
было соблюдение иер рхического х р ктер этих отношений, при котором
"ясно р злич ются высокое и низкое, достопочтенный и презренный
к ждый р спол г ются н своих мест х" (с.З2). Дело в том, что все
объекты универсум , согл сно конфуци нским теориям, р злич лись меж-
ду собой к к "высшие" и "низшие", "достойные" и "недостойные", "пр -
вильные" и "непр вильные".
К к "высокое" и "низкое" конфуци нцы р злич ли и дв н зв нных
выше основопол г ющих н ч л космологического порядк : "ян" (его они
кв лифициров ли к к "высокое") и "инь"(этому н ч лу отводил сь роль
"низкого"). Небо они х р ктеризов ли к к относившееся к сфере "ян" и
"бл городное", Землю ─ к к прин длеж щую к сфере "инь" и к к
"презренную". Иными слов ми, конфуци нцы счит ли, что в с мой приро-
де изн ч льно з ложен принцип иер рхического х р ктер отношений
между объект ми универсум . А воплощением принцип , утвержд вшего
соци льно-иер рхический порядок в универсуме, необходимость подчине-
ния одних объектов последнего другими и соблюдения соответствующих
р зличий между ст тус ми "бл городного" и "подлого", ст ло для них
понятие "ли".
Термин "ли" первон ч льно озн ч л "приносить в жертву", но впос-
ледствии приобрел зн чения: "порядок", "устройство". Теперь он обыч-
но переводится к к "пр вил ", "церемония", "риту л" или "приличия".
Первон ч льно применение понятия "ли"огр ничив лось, судя по всему,
сферой церемони льных риту лов религиозного х р ктер . Впоследствии
сфер его применения р сширил сь и р спростр нил сь н р зного род
церемонии, счит вшиеся обяз тельными при дворе пр вителей. В конеч-
ном же итоге термин "ли" ст л обозн ч ть вообще все кодифициров нные
нормы, пр вил и обыч и, особенно те из них, что к с лись межлич-
ностных отношений.
Действие существов вших, по их предст влению, в универсуме норм
конфуци нцы р спростр няли н человеческое общество. От человек они
требов ли прежде всего поведения и действий, соответствующих этим
норм м, потому з служив ющих быть кв лифициров нными к к "естест-
венные". Иными слов ми, иер рхический х р ктер отношений между объ-
ект ми универсум конфуци нцы р ссм трив ли к к модель для соци ль-
ной иер рхии человеческого обществ .
Акцентируя необходимость достижения и сохр нения г рмонии между
человеком и природой, с ми конфуци нские мыслители видели г р нтию
этого прежде всего в уст новлении и соблюдении соци льных р зличий
между людьми. Одн ко утеря н зв нной г рмонии, утр т мир и процве-
т ния обществом в случ е несоблюдения кодекс "ли" вовсе не р ссм т-
рив лись в конфуци нской мысли к к "к р " со стороны естественной
природы или некоего верховного божеств . Просто соблюдение воплощен-
ного в кодексе "ли" миропорядк , в основе которого лежит принцип не-
зыблемости соци льной иер рхии, р ссм трив лось в ней к к нечто н с-
только же естественное, н сколько естественным является круговорот
четырёх времён год .
Здесь необходимо обр тить вним ние н одну в жную дет ль. В пери-
од З п дного Чжоу "Небо" в кит йской философской и религиозной мысли
выступ ло в роли полуперсон лизиров нного божеств , которое одновре-
менно и с мо обл д ло определенными мор льными к честв ми ─ т кими
н пример, к к "любовь к человеку", и предписыв ло людям воспитыв ть
в себе эти к честв , придержив ясь уст новленных соци льных норм.
Одн ко конфуци нцы лишили "Небо" к честв полуперсон лизиров нного
божеств . У них "Небо" ст ло выступ ть лишь в роли иного обозн чения
понятия "природ " [366]. И в этой ситу ции всё, что р ньше приписы-
в лось верховному божеству, было теперь перенесено ни природу.
Деятельность Дун Чжуншу (179 ─ 104 гг. до н.э.) внесл дв новых
момент в опис нную выше конфуци нскую концепцию вз имосвязей и вз -
имоотношений между человеком и природой. Во-первых, Дун Чжуншу
предпринял попытку уст новить строгое числовое соответствие
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7
|
|