╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╘шыюёюЇш  /

╩юэЎхяЎш  ўхыютхър т фЁхтэхь ╩шЄрх

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


А. Ю. Тюрин

Концепция человек в древнем Кит е.

Несмотря н то, что проблем концепций человек в кл ссической ки-

т йской философии не обделен вроде бы вним нием в з п дном кит еве-

дении (ей посвящено нем ло ст тей ведущих специ листов), р бот ме-

рик нского синолог Дон льд М нро, рефер т которой предл г ется

вним нию чит теля, до сих пор ост ется единственной опубликов нной

н З п де н эту тему  1моногр фией 0. Уже по этой причине не вызыв ет

удивления тот ф кт, что книг Д. М нро выдерж л множество изд ний.

Но было бы, н верно неспр ведливым относить столь явный успех книги

н счёт одного только её "гордого одиночеств ". Скорее в большей

степени этот успех объясняется нетр диционным подходом втор к исс-

ледуемой проблеме, выр зившимся в ч стности, в том, что Д. М нро

увидел единую основу ─ идею "исходного р венств " людей ─ в тр ктов-

ке природы человек предст вителями обоих основных течений кл сси-

ческой кит йской философско-религиозной мысли ─ конфуци нств и д о-

сизм . Дум ется поэтому, что проявленный ред кцией журн л интерес к

нетриви льному взгляду н отнюдь не "периферийную" проблему вполне

опр вд н и что предл г емое кр ткое зн комство с творчеством Д. М н-

ро не обм нет ожид ний чит теля.

* * *

В д нном исследов нии, пишет втор, н лизируются две концепции при-

роды человек ("жэнь син"), которые были выдвинуты в кл ссической

кит йской философии ─ конфуци нск я и д осск я. При этом под "кл с-

сической" здесь имеется в виду кит йск я философия период 550 ─ 250

гг. до н.э., т.е. приблизительно от конц эпохи Чуньцю (770 ─ 481

гг. до н.э.) до конц период Чж ньго (480 ─ 222 гг. до н.э.).

Через все конфуци нские и д осские теории, в которых т к или ин -

че изл г ются выр бот нные этими двумя течениями древней кит йской

мысли концепции человек , кр сной нитью проходят две темы. Перв я ─

это вопрос о существов нии или отсутствии в природе основы для эти-

ческих к тегорий "пр вильного" и "непр вильного", "достойного" и

"недостойного", "высокого" и "низкого". Когд в обществе ещё только

возникнет философск я мысль, ср зу же появляется стремление н йти

соци льному порядку человеческого обществ место в общей структуре

универсум .

В Кит е в конце период Чжоу был сформулиров н концепция космо-

логического порядк , связыв ющего воедино человеческое общество и

естественную природу, котор я з метно отлич л сь от более поздних

в ри ции н эту тему. Концепция эт включ л в себя положения по пя-

ти первоэлемент м, т кже о двух н ч л х ─ "инь" и "ян". Пятью пер-

воэлемент ми счит лись вод , огонь, мет лл, дерево, земля. Хотя

свойств этих "элементов" описыв ются иногд по н логии со свойс-

тв ми физических м тери лов, которые они обозн ч ют, их все-т ки

лучше всего р ссм трив ть к к "силы".

Н ч ло "инь" счит лось символом "тёмного", "нег тивного", "п с-

сивного", "сл бого" и "деструктивного", "ян" ─ "светлого", "пози-

тивного", " ктивного", "сильного" и "созид тельного". В текст х пе-

риод Чж ньго н ч л "инь" и "ян" связыв лись с первичным эфиром ─

"ци", из которого, к к счит лось, состоит универсум. "Инь" и "ян"

кв лифициров лись или к к две формы существов ния и проявления "ци",

или к к силы, упр вляющие движением последнего.

Пон ч лу учения об "инь" ─ "ян" и о пяти первоэлемент х существо-

в ли нез висимо друг от друг . Одн ко постепенно они были объедине-

ны. Было з явлено, что к ждый из пяти первоэлементов сн ч л возвы-

ш ется н д всеми явлениями в природе, з тем приходит в уп док.

Подъем и уп док к ждого из пяти элементов были объявлены результ том

соответствующих действий сил "ян" и "инь".

Существов ло много в ри нтов предст влений об отношениях между

пятью первоэлемент ми, скл дыв вшимися в период доминиров ния одного

из них. Двумя н иболее популярными версиями были следующие: 1)к ждый

элемент подчиняет себе и р зруш ет тот, что предшествует ему; 2)к ж-

дый элемент порожд ет тот, что следует з ним.

В универсуме, согл сно конфуци нским предст влениям, действов ли

своего род нормы мор ли, позволявшие определять "пр вильность" или

"непр вильность" отношений, уст новившихся в д нный момент между

р зличными его объект ми. При этом гл вным критерием "пр вильности"

было соблюдение иер рхического х р ктер этих отношений, при котором

"ясно р злич ются высокое и низкое, достопочтенный и презренный

к ждый р спол г ются н своих мест х" (с.З2). Дело в том, что все

объекты универсум , согл сно конфуци нским теориям, р злич лись меж-

ду собой к к "высшие" и "низшие", "достойные" и "недостойные", "пр -

вильные" и "непр вильные".

К к "высокое" и "низкое" конфуци нцы р злич ли и дв н зв нных

выше основопол г ющих н ч л космологического порядк : "ян" (его они

кв лифициров ли к к "высокое") и "инь"(этому н ч лу отводил сь роль

"низкого"). Небо они х р ктеризов ли к к относившееся к сфере "ян" и

"бл городное", Землю ─ к к прин длеж щую к сфере "инь" и к к

"презренную". Иными слов ми, конфуци нцы счит ли, что в с мой приро-

де изн ч льно з ложен принцип иер рхического х р ктер отношений

между объект ми универсум . А воплощением принцип , утвержд вшего

соци льно-иер рхический порядок в универсуме, необходимость подчине-

ния одних объектов последнего другими и соблюдения соответствующих

р зличий между ст тус ми "бл городного" и "подлого", ст ло для них

понятие "ли".

Термин "ли" первон ч льно озн ч л "приносить в жертву", но впос-

ледствии приобрел зн чения: "порядок", "устройство". Теперь он обыч-

но переводится к к "пр вил ", "церемония", "риту л" или "приличия".

Первон ч льно применение понятия "ли"огр ничив лось, судя по всему,

сферой церемони льных риту лов религиозного х р ктер . Впоследствии

сфер его применения р сширил сь и р спростр нил сь н р зного род

церемонии, счит вшиеся обяз тельными при дворе пр вителей. В конеч-

ном же итоге термин "ли" ст л обозн ч ть вообще все кодифициров нные

нормы, пр вил и обыч и, особенно те из них, что к с лись межлич-

ностных отношений.

Действие существов вших, по их предст влению, в универсуме норм

конфуци нцы р спростр няли н человеческое общество. От человек они

требов ли прежде всего поведения и действий, соответствующих этим

норм м, потому з служив ющих быть кв лифициров нными к к "естест-

венные". Иными слов ми, иер рхический х р ктер отношений между объ-

ект ми универсум конфуци нцы р ссм трив ли к к модель для соци ль-

ной иер рхии человеческого обществ .

Акцентируя необходимость достижения и сохр нения г рмонии между

человеком и природой, с ми конфуци нские мыслители видели г р нтию

этого прежде всего в уст новлении и соблюдении соци льных р зличий

между людьми. Одн ко утеря н зв нной г рмонии, утр т мир и процве-

т ния обществом в случ е несоблюдения кодекс "ли" вовсе не р ссм т-

рив лись в конфуци нской мысли к к "к р " со стороны естественной

природы или некоего верховного божеств . Просто соблюдение воплощен-

ного в кодексе "ли" миропорядк , в основе которого лежит принцип не-

зыблемости соци льной иер рхии, р ссм трив лось в ней к к нечто н с-

только же естественное, н сколько естественным является круговорот

четырёх времён год .

Здесь необходимо обр тить вним ние н одну в жную дет ль. В пери-

од З п дного Чжоу "Небо" в кит йской философской и религиозной мысли

выступ ло в роли полуперсон лизиров нного божеств , которое одновре-

менно и с мо обл д ло определенными мор льными к честв ми ─ т кими

н пример, к к "любовь к человеку", и предписыв ло людям воспитыв ть

в себе эти к честв , придержив ясь уст новленных соци льных норм.

Одн ко конфуци нцы лишили "Небо" к честв полуперсон лизиров нного

божеств . У них "Небо" ст ло выступ ть лишь в роли иного обозн чения

понятия "природ " [366]. И в этой ситу ции всё, что р ньше приписы-

в лось верховному божеству, было теперь перенесено ни природу.

Деятельность Дун Чжуншу (179 ─ 104 гг. до н.э.) внесл дв новых

момент в опис нную выше конфуци нскую концепцию вз имосвязей и вз -

имоотношений между человеком и природой. Во-первых, Дун Чжуншу

предпринял попытку уст новить строгое числовое соответствие

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»