Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Программированиеи компьютеры /

HTML в Internet

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


предус-матривать возможность общения в различном темпе и получения помощи различной сте-пени подробности.

При выборе форм представления информации на экране компьютера необходимо исходить не только из содержания учебной деятельности, но и из тех возможностей, которые предоставляет компьютер для: реализации эффективных стратегий решения и достижения таких целей, которые при «ручной» технологии оказываются недостижимыми.

В связи с особым ритмом общения человека с ЭВМ особую роль приобретает проб-лема понимания текстов. Это касается не только понимания текстов программ, но и понимания тех текстов, которые предъявляются пользователю на экране компьютера. Необходимо исследовать, как приобретаются новые навыки и умения при использовании такого нового средства, как компьютер.

При разработке ПС эргономические требования могут быть представлены к процедуре взаимодействия пользователя с ЭВМ; видам диалога пользователя с ЭВМ; проектированию дисплейных форматов; контролю ошибок пользователя; временным па-раметрам диалога пользователя с ЭВМ; организации информации на экране; кодированию информации на экране; языкам взаимодействия пользователя ЭВМ.

4.1. Требования к процедуре взаимодействия пользователя с ЭВМ.

Процедура взаимодействия пользователя с ЭВМ должна основываться на характе-ристиках структуры деятельности, которая соответствует целям общения и определяется в значительной степени средствами ее реализации.

Общие требования к характеристикам структуры деятельности пользователя включают:

выделение выполняемых этапов общения;

определение общих и конкретных целей деятельности пользователя на каждом этапе общения;

выделение действий и операций, которые должен выполнять пользователь в режиме взаимодействия с ЭВМ;

определение характеристик технических и программных средств его деятельности.

При разработке ПС следует четко определить уровень подготовленности пользователей ЭВМ.

С целью использования имеющихся эргономических требований целесообразно соотнести характеристики контингента предполагаемых пользователя с характеристиками того типа пользователей, которые пользуются аналогичными процедурами диалога.

Поскольку пользователь часто оказывается так называемым казуальным пользовате-лем, должны учитываться требования к повышению ясности и понятности ответа от ЭВМ, ко времени ответа от ЭВМ на запрос пользователя.

4.2. Требования к выбору .вида диалога.

В зависимости от характеристик структуры общения пользователя и, особенно, технических и программных средств необходимо выбирать виды диалога пользователя с ЭВМ. Конкретизация вида диалога должна производиться в ходе разработки процедуры диалога как части эргономического обеспечения ПС на основе проекта деятельности поль-зователя ЭВМ. Определение приемлемого вида диалога должно производиться при эргономическом проектировании с участием представителей пользователей.

Следует учитывать, что для наименее обученного пользователя, рекомендуется при-менение вопросно-ответного вида диалога, базирующегося на естественном языке с элементами диалога, основанного на. наборе из меню.

Следующий шаг - проектирование сценария диалога. При этом следует предусмат-ривать такую последовательность ввода сообщений, которая была бы наиболее близка к входному документу. Не рекомендуется требовать от пользователя выдачи подтвержда-ющих сообщений слишком часто. Не следует подчинять ритм работы пользователя ритму работы ЭВМ. Необходимо информировать пользователя в ходе диалога о действиях, которые потребуются от него на следующем шаге. Необходимо предусматривать, в проце-дуре диалога. возможность приостановки работы в любой момент, а. также возможность возобновить работу, если это понадобится пользователю с нужного места. Необходимо предусматривать возможность напоминания пользователю о действиях, имевших место на предыдущих стадиях диалога. Целесообразно предусматривать различные уровни общения с ЭВМ для пользователей с разной подготовкой, от подробного, снабжённого большим количеством подсказок., до сжатого, содержащего лишь основные необходимые шаги диалога. Сообщения., предъявляемые пользователю на экране дисплея, должны быть логи-чески последовательны, отнесены к структуре его деятельности, последовательно решать подзадачи, предусмотренные содержанием общения. Близкие по смыслу единицы инфор-мации должны быть сгруппированы так, чтобы повысить читабельность текстов. Информация должна быть структурирована вплоть, до разделения на последовательность предъявляемых пользователю кадров. В случае наличия большого количества необходимой для предъявления информации рекомендуется разделить ее на несколько кадров, а не предъявлять всю на одном экране. На экране должна предъявляться та информация, кото-рая имеет отношение к тем действиям пользователя, которые он выполняет в данный момент. При этом следует учитывать, что рекомендуется избегать чтения текстов с экрана.

Процедуру взаимодействия пользователя с ЭВМ целесообразно использовать только тогда, когда возможности компьютера позволяют решить новые задачи.

4.3. Требования к проектированию дисплейных форматов.

При разработке дисплейных форматов следует учитывать следующие требования:

не следует заполнять весь экран информацией или одной фигурой;

важнейшую информацию желательно располагать в середине экрана; повторяющу-юся информацию следует размещать на тех же самых позициях;

ориентация текстовой информации на экране дисплея должна, быть вертикальной;

расстояние между строками должно быть больше, чем высота символов (текстовую информацию лучше представлять через строку);

при проектировании длины строк следует учитывать возраст испытуемых (напри-мер, для пользователей - дошкольников и младших школьников желательны более короткие строки).

4.4. Требования к временным параметрам диалога пользователя с ЭВМ.

Большую роль в обеспечении эффективного использования ЭВМ играет психологи-чески и эргономически обоснованный выбор времени ответа ЭВМ на различные запросы пользователя. При определении временных параметров процедуры диалога необходимо стремиться к постоянству времени реакции системы на однотипные запросы пользователя и минимизации времени его ответа. Время реакции ЭВМ на различные запросы пользова-теля должно проектироваться с учетом рекомендации психологов относительно подготов-ленности, возрастных особенностей пользователя, специфики различных запросов. Воп-росы проектирования временных параметров диалога должны решаться в ходе разработки эргономического обеспечения каждой конкретной программы с учетом психологических требований к организации и содержанию компьютеризированного общения.

4.5. Требования к организации информации на экране.

Можно выделить целый ряд эргономических требований к организации информации на. экране:

информация, предъявляемая па экране, должна быть понятной., логически связной, распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению;

при организации информации па. экране следует избегать избыточного кодирования и неоправданных, плохо идентифицируемых сокращений;

рекомендуется минимизировать на экране использование терминов, относящихся к ЭВМ, вместо терминов, привычных для пользователя;

не следует для представления информации использовать краевые зоны экрана;

на экране должна находиться только та информация, которая обрабатывается пользо-вателем в данный момент;

при редактировании текста, рекомендуется выводить информацию на экран таким образом, чтобы оба абзаца текста, актуальных в данный момент, были одновременно представлены на экране.

В современных программных средствах используется ряд приемов для выделения части информации на экране: переструктурирование информации и выделение зон, окон для выделяемой части информации, а также инверсное изображение для части информа-ции и различные эффекты, привлекающие внимание пользователей (мелькание и др.). Использование этих приемов должно быть психологически обосновано особенно для ПС, функционально обусловлено и эргономично.

Рекомендуется: вопросно-ответные сообщения и подсказки помещать в верхней части экрана, выделяя явным образом отведенную для этого зону, например отделяя ее горизонтальной линией от основной информации на экране; различные виды сообщения необходимо отделять друг от друга, в зоне вспомогательной информации. Например, можно рекомендовать применять инверсное изображение для подсказок; зоны размещения на экране вспомогательной информации должны быть четко идентифицируемы - зона подсказок, зона комментариев, зона управляющих сообщений, зона для сообщений об ошибках; при зонировании экрана допускается изменение масштаба знаков в отдельной зоне; эффекты, привлекающие внимание пользователя ПЭВМ (мелькание, повышенная яркость, обратный контраст), следует применять строго в соответствии с проектом деятельности пользователя, только в тех случаях, когда, это необходимо и психологически обосновано.

4.6. Требования к кодированию информации на экране.

Большое внимание в настоящее время уделяется цветовому кодированию изображе-ния. Оно широко используется при разработке ПС. Кодирование цветом позволяет струк-турировать информацию, обеспечить большую ее читабельность и идентифицируемость, а также выделять важную информацию. Кодирование цветом о6еспсчивает малое время обнаружения и идентификации информации на экране.

Цветовым кодированием следует пользоваться:

при нео6ходимости быстрого обнаружения местонахождения нужного символа на экране с неупорядоченной информацией

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»