Программированиеи компьютеры /
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 5
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (СУБД) 5
1.1 Основные положения 5
1.2. Иерархическая и сетевая даталогические модели СУБД 10
ГЛАВА 2 12
СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ 12
2.1. Файловая модель 13
ГЛАВА 3 17
РЕЛЯЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ 17
3.1. Реляционные даталогические модели СУБД 19
3.2. Объектно-ориентированные СУБД (ООСУБД) 25
ГЛАВА 4 27
ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СТPУКТУPЫ 27
4.1. Иерархические структуры в реляционных базах данных 28
4.2. Вложенные рекурсивные иерархические данные 29
4.3. Отображение данных 29
ГЛАВА 5 32
OLE: ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ 32
5.1. Введение в OLE 32
5.2. Связывания и внедрение объектов 33
5.3. Различие между связыванием и внедрением объектов 35
ГЛАВА 6 37
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ ИЛИ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 37
5.1. Межпредметные связи и компьютерное обучение 39
ГЛАВА 7 41
РАЗРАБОТКА ТЕСТИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Введение
Основные идеи современной информационной технологии базируются на концепции баз данных (БД). Согласно данной концепции основой инфор-мационной технологии являются данные, организованные в БД, адекватно отражающие реалии действительности в той или иной предметной области и обеспечивающие пользователя актуальной информацией в соответствующей предметной области.
В первых трёх главах рассматриваются новые системы управления ба-зами данных, такие как иерархическая и сетевая даталогические модели, ре-ляционные даталогические модели, объектно-ориентированные СУБД. Обычно различают три класса СУБД, обеспечивающих работу иерархиче-ских, сетевых и реляционных моделей. Однако различия между этими клас-сами постепенно стираются, причем, видимо, будут появляться другие клас-сы, что вызывается прежде всего интенсивными работами в области баз зна-ний (БЗ) и объектно-ориентированной инфотехнологией. Поэтому традици-онной классификацией пользуются все реже, но мы пока будем придержи-ваться именно ее, как наиболее устоявшуюся. Каждая из указанных моделей обладает характеристиками, делающими ее наиболее удобной для конкрет-ных приложений.
Глава 4 «Иерархические структуры» подробнее описывает положи-тельные и отрицательные черты иерархической модели. Окружающий мир переполнен иерархическими данными. Любая группа объектов, в которой один объект может быть «родителем» для произвольного числа других объ-ектов, организована в виде иерархического дерева. При работе с иерархиями используется «семейная» терминология (родители, внуки, предки, потомки), поскольку семья является самым распространённым примером объектов (в данном случае – людей), объединённых иерархическими отношениями. В то же время место объекта в иерархическом дереве - не более чем условное обо-значение связи с другими объектами. Иерархическая структура всего лишь помогает сохранить и найти объект.
В пятой главе обзор технологии OLE. С появлением новых более мощ-ных, компьютеров и средств программирования было создано новое поколе-ние элементов на базе OLE. Наиболее привлекательным преимуществом OLE является возможность использования методов других серверов приложений. Намного удобнее использовать функциональность электронных таблиц, та-ких как Excel, или текстовых процессоров, таких как Word, вместо того что-бы разрабатывать аналогичную функциональность в собственном приложе-нии.
Изначально технология OLE являлась стандартом, обеспечивающим связывание и встраивание объектов. Когда приложение- сервер OLE- акти-визируется, это происходит внутри контейнера, расположенного в вашем приложении. Визуально при активизировании сервера OLE текущие панели инструментов и меню заменяются панелями инструментов и меню сервера OLE или сливаются с ними. Кроме того, часть формы становится окном сер-вера OLE, так как сервер принимает на себя управление областью формы. Связыванием называют ассоциирование файла объекта OLE с контейнером OLE. Файл объекта никогда не сохраняется в контейнере, но контейнер OLE ссылается на файл. Одним из преимуществ связывания объектов является то, что множество пользователей, серверов OLE и приложений-контейнеров мо-гут получать доступ к одному документу. При встраивании объектов реаль-ный объект сохраняется в вашем приложении и другие контейнеры OLE не имеют доступа к этому объекту. Преимуществом встраивания является хра-нение данных как части приложения.
Шестая глава посвящена достоинствам и недостаткам тестовой систе-мы. Одной из форм привлечения преподавателей к использованию компью-тера являются тестирующие программы, которые позволяют преподавателю упростить проверку знаний учащихся и в то же время в увлекательной форме преподносят ученикам знания по той или иной дисциплине.
Целью данной дипломной работы является создание программы по компьютерному контролю знаний студентов.
Передо мной были поставлены следующие задачи:
– дать обзор современному состоянию теории баз данных, основным моделям СУБД, применяемым в ПК;
– изучить принципы функционирования и основные возможности технологии OLE;
– разработать способ отображения реляционных структур данных в иерархическом виде;
– дополнить стандартный компонент Delphi OLEContainer возможно-стью сохранения битового изображения на его поверхности.
Система автоматизированного контроля знаний, рассмотренная в главе 6, позволяет автоматизировать проведение контрольных работ по дисципли-нам. Это удобное добавление к традиционным методам контроля, повышаю-щее эффективность усвоения предмета студентом. Межпредметные связи и компьютерное обучение рассмотренные в этой главе представляют собой общеобразовательные цели информатики, среди них: наведение и усиление межпредметных связей, способствование восприятию целостной, системной картины мира, информационных процессов в обществе, природе и познании. Для разумного и плодотворного использования ВТ необходима общеобразо-вательная и компьютерная грамотность. Отсюда выявляется межпредметная связь с основами информатики и ВТ, с математикой, русским языком, лите-ратурой и английским языком. ВТ для учителя выступает и как предмет, и как средство обучения, и как инструмент психолого-педагогических исследо-ваний (тестирования).
В седьмой главе изложены проблемы разработки тестирующей про-граммы и их решение.
Глава 1
Системы управления базами данных (СУБД)
Основные идеи современной информационной технологии базируются на концепции баз данных (БД). Согласно данной концепции основой инфор-мационной технологии являются данные, организованные в БД, адекватно отражающие реалии действительности в той или иной предметной области и обеспечивающие пользователя актуальной информацией в соответствующей предметной области. Первые БД появились уже на заре 1-го поколения ЭВМ представляя собой отдельные файлы данных или их простые coвокупности. По мере увеличения объемов и структурной сложности хранимой информа-ции, а также расширения круга потребителей; информации определилась не-обходимость создания удобных эффективных систем интеграции хранимых данных и управления ими. В конце 60-х годов это привело к созданию пер-вых коммерческих систем управления базами данных (СУБД), поддержи-вающих opганизацию и ведение БД. Перед обсуждением последующего ма-териала, нам потребуется ряд основных понятий, используемых в информа-ционных системах различного назначения.
1.1 Основные положения
База данных (БД) в строгом смысле слова представляет собой совокуп-ность взаимосвязанных файлов данных определенной организации. БД, как правило, включает целый ряд файлов, но может состоять и из единственного файла. Данные, составляющие БД, отражают характеристики объектов и их отношений в соответствующей прикладной области. Каждый файл, входя-щий в БД, содержит определенное число записей (изменяемое в процессе функционирования БД), отражающих ту или иную сторону предметной об-ласти, на которую ориентирована БД. Как правило, файлы БД содержат большое число однотипных записей. Записи, в свою очередь, состоят из по-лей, представляющих определенные типы информации об объектах. Поле яв-ляется наименьшей информационной единицей, непосредственно доступной в записи. Если файл_1 БД (рис. 1) содержит п однотипных записей (имеющих одинаковую структуру полей и их смысловую нагрузку),то j-запись (1
|
|