Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Программированиеи компьютеры /

Информационные технологии и их роль в обществе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


В настоящее время в философской и научной литерату-

ре существуют альтернативные концепции возникновения

интеллекта. Также в настоящее время можно говорить о трех

видах интеллектуальных возможностях так называемых че-

ловеко-машинных систем. В их основе лежат одни и те же

процессы - информационные. Интеллект, имея в своей осно-

ве информационный субстрат, обладает способностью регу-

лировать, определять развитие субъективно-объективных

отношений. Возрастание формализованных объектов интел-

лекта благодаря информатизации различных сфер человече-

ской деятельности позволяет интенсифицировать развитие

науки и практического освоения действительности, создает

предпосылки для более оптимального целенаправленного

развития общества, его взаимоотношений с природной сре-

дой. Реализовывать эти предпосылки однако возможно лишь

при сочетании, взаимном дополнении формализуемых и

принципиально неформализуемых составляющих интеллекта,

целостном развитии всех его сторон.

Одним из средств управления развитием интеллекта и

повышения его организованности на современном этапе

представляется информатизация общества, основывающаяся

прежде всего на развитии информационной технологии.

Информационная технология формирует передний край

научно-технического прогресса, создает информационный

фундамент развития науки и всех остальных технологий.

Главными, определяющими стимулами развития информаци-

онной технологии, являются социально-экономические по-

требности общества. Известно, что экономические отноше-

ния накладывают свой отпечаток на процесс развития тех-

ники и технологии, либо давая ему простор, либо сдерживая

его в определенных границах.

В свою очередь, социальное воздействие техники и

технологии на общество идет прежде всего через производи-

тельность труда, через специализацию средств труда и, на-

конец, путем исполнения техническими средствами трудовых

функций человека. Опредмечивание трудовых, технологиче-

ских функций человека постепенно привело к элиминизации

субъективного базиса технических устройств.

Так, до механизации и автоматизации технологический

процесс был подчинен мере субъективных возможностей че-

ловека. В этом плане не вызывает сомнений, что переход к

автоматизированному производству является движением к

высшей сфере объективации технологических функций чело-

века.

Можно предположить, что эволюция технологии в об-

щем и целом продолжает естественную эволюцию. Если ос-

воение каменных орудий помогло сформироваться человече-

скому интеллекту, металлические повысили производитель-

ность физического труда (настолько, что отдельная про-

слойка общества освободилась для интеллектуальной дея-

тельности), машины механизировали физический труд, то

информационная технология призвана освободить человека

от рутинного умственного труда, усилить его творческие

возможности.

Техника и технология в своем развитии имеют эволю-

ционные и революционные стадии и периоды. Вначале

обычно происходит медленное постепенное усовершенство-

вание технических средств и технологии, накопление этих

усовершенствований, что и является эволюцией. Эти накоп-

ленные усовершенствования в определенный период вызы-

вают коренные качественные изменения, замену устаревших

технических средств и технологий новыми, использующими

иные принципы. Последнее становится возможным благода-

ря проникновению в технику новых научных идей и принци-

пов из естествознания. Сущность технологической револю-

ции заключается в техническом освоении научных открытий,

на их основе технических изобретений, вызывающих перево-

рот в средствах труда, видах энергии и необходимость пере-

хода к новым способам производства.

Известно, что до XVIII века техника развивалась в

основном без научной методологии и изобретатели продол-

жали искать , алхимики верили в таин-

ственное превращение металлов. Вместе с тем начиная с эпо-

хи Возрождения все сильнее проявляются новые моменты в

развитии техники, обусловленные потребностями практики

и соответствующим усилением процесса освоения научных

знаний.

Существенное значение имело осознание в этот период

того факта, что возможности техники могут неизмеримо

увеличиться при использовании научных открытий. Фило-

софское обоснование необходимости союза между наукой и

техникой было дано Ф.Бэконом. идея того, что техника пе-

рестала развиваться спонтанно, основываясь лишь на ин-

туиции отдельных изобретателей, техническое освоение при-

роды в силу использования научной методологии приобрело

совершенно новые черты.

Влияние науки на технику сначала шло по линии по-

вышения эффективности известных технических изобретений

- водяного, ветряного, парового двигателей, совершенство-

вания способов передачи и т.д. в дальнейшем, по мере соз-

дания исследовательских лабораторий непосредственно на

производстве, усилился поток научных идей в технику. Тех-

ническое освоение природы к концу XIX в. стало органиче-

ски связанным с успехами естествознания .

Использование научных идей и открытий в процессе

технического освоения природы представляет собой выдаю-

щийся феномен. Если человек еще мог эмпирически,

методом оперировать механической и

тепловой и в какой-то мере химической формами движения и

изобретать на этой основе различные устройства, то без

науки было бы принципиально невозможно освоить другие

формы движения, использовать электричество, ядерную

энергию и т.д.

В ходе развития естествознания выявляются свойства,

отношения предметов реальности, находящиеся вне непо-

средственного взаимодействия с субъектом. Выявленные ха-

рактеристики объектов первоначально имеют значение как

научное открытие. Впоследствии, однако, результаты этих

открытий непосредственно или косвенно используются в

технике и технологии. Как это ни кажется порой странным,

абстрактные, идеализированные объекты и логико-

математические средства приводят к результатам, которые

так или иначе вносят определяющий вклад в техническое ос-

воение природы. Достаточно напомнить, что теоретические

исследования Фарадея, Максвелла, Герца привели к возник-

новению электротехники и радиотехники, исследования в

области строения атома обусловили создание атомной тех-

ники, своим появлением микроэлектроника обязана работам

по физике твердого тела и т.д.

Научное познание действительности, расширяя воз-

можные пути технического развития, все более становится

его необходимым условием и основанием. Техника в значи-

тельной степени определяется характерной для науки данно-

го времени , распространенными

методами и подходами исследования. В этой связи примеча-

телен следующий факт. Технические системы вплоть до на-

ших дней рассматривались изолированно, как замкнутые

системы (без учета последствий их влияния на внешнюю сре-

ду). Это позволяло значительно упростить их проектирова-

ние и сосредоточить внимание на главном - повышении тех-

нико-экономических показателей. Такое рассмотрение тех-

нической системы не требует разработки особых методов,

средств учета последствий ее воздействия на природную

среду. Практическое осознание древней философской кон-

цепции - - началось в данной области

преимущественно из-за обнаружения отрицательных эколо-

гических результатов технической деятельности.

Влияние науки существенно отразилось и в организа-

ции технологии производства. Практически до сих пор про-

изводство различных вещей основывается на выделении из

исходного сырья элементов и синтезировании (соединении)

их определенным способом. Неиспользованная часть сырья

считается ненужной и выбрасывается в окружающую при-

родную среду. В указанном плане различные производства

можно рассматривать как реализацию техническими устрой-

ствами способов деления исходного сырья на и

и синтезирования в соответствии с

поставленными целями. Этот ведущий в современном произ-

водстве технологический способ имеет моменты сходства со

спецификой подхода к объекту в научном познании.

Появление ряда новых

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»