Программированиеи компьютеры /
←предыдущая следующая→
1 2 3
В настоящее время в философской и научной литерату-
ре существуют альтернативные концепции возникновения
интеллекта. Также в настоящее время можно говорить о трех
видах интеллектуальных возможностях так называемых че-
ловеко-машинных систем. В их основе лежат одни и те же
процессы - информационные. Интеллект, имея в своей осно-
ве информационный субстрат, обладает способностью регу-
лировать, определять развитие субъективно-объективных
отношений. Возрастание формализованных объектов интел-
лекта благодаря информатизации различных сфер человече-
ской деятельности позволяет интенсифицировать развитие
науки и практического освоения действительности, создает
предпосылки для более оптимального целенаправленного
развития общества, его взаимоотношений с природной сре-
дой. Реализовывать эти предпосылки однако возможно лишь
при сочетании, взаимном дополнении формализуемых и
принципиально неформализуемых составляющих интеллекта,
целостном развитии всех его сторон.
Одним из средств управления развитием интеллекта и
повышения его организованности на современном этапе
представляется информатизация общества, основывающаяся
прежде всего на развитии информационной технологии.
Информационная технология формирует передний край
научно-технического прогресса, создает информационный
фундамент развития науки и всех остальных технологий.
Главными, определяющими стимулами развития информаци-
онной технологии, являются социально-экономические по-
требности общества. Известно, что экономические отноше-
ния накладывают свой отпечаток на процесс развития тех-
ники и технологии, либо давая ему простор, либо сдерживая
его в определенных границах.
В свою очередь, социальное воздействие техники и
технологии на общество идет прежде всего через производи-
тельность труда, через специализацию средств труда и, на-
конец, путем исполнения техническими средствами трудовых
функций человека. Опредмечивание трудовых, технологиче-
ских функций человека постепенно привело к элиминизации
субъективного базиса технических устройств.
Так, до механизации и автоматизации технологический
процесс был подчинен мере субъективных возможностей че-
ловека. В этом плане не вызывает сомнений, что переход к
автоматизированному производству является движением к
высшей сфере объективации технологических функций чело-
века.
Можно предположить, что эволюция технологии в об-
щем и целом продолжает естественную эволюцию. Если ос-
воение каменных орудий помогло сформироваться человече-
скому интеллекту, металлические повысили производитель-
ность физического труда (настолько, что отдельная про-
слойка общества освободилась для интеллектуальной дея-
тельности), машины механизировали физический труд, то
информационная технология призвана освободить человека
от рутинного умственного труда, усилить его творческие
возможности.
Техника и технология в своем развитии имеют эволю-
ционные и революционные стадии и периоды. Вначале
обычно происходит медленное постепенное усовершенство-
вание технических средств и технологии, накопление этих
усовершенствований, что и является эволюцией. Эти накоп-
ленные усовершенствования в определенный период вызы-
вают коренные качественные изменения, замену устаревших
технических средств и технологий новыми, использующими
иные принципы. Последнее становится возможным благода-
ря проникновению в технику новых научных идей и принци-
пов из естествознания. Сущность технологической револю-
ции заключается в техническом освоении научных открытий,
на их основе технических изобретений, вызывающих перево-
рот в средствах труда, видах энергии и необходимость пере-
хода к новым способам производства.
Известно, что до XVIII века техника развивалась в
основном без научной методологии и изобретатели продол-
жали искать , алхимики верили в таин-
ственное превращение металлов. Вместе с тем начиная с эпо-
хи Возрождения все сильнее проявляются новые моменты в
развитии техники, обусловленные потребностями практики
и соответствующим усилением процесса освоения научных
знаний.
Существенное значение имело осознание в этот период
того факта, что возможности техники могут неизмеримо
увеличиться при использовании научных открытий. Фило-
софское обоснование необходимости союза между наукой и
техникой было дано Ф.Бэконом. идея того, что техника пе-
рестала развиваться спонтанно, основываясь лишь на ин-
туиции отдельных изобретателей, техническое освоение при-
роды в силу использования научной методологии приобрело
совершенно новые черты.
Влияние науки на технику сначала шло по линии по-
вышения эффективности известных технических изобретений
- водяного, ветряного, парового двигателей, совершенство-
вания способов передачи и т.д. в дальнейшем, по мере соз-
дания исследовательских лабораторий непосредственно на
производстве, усилился поток научных идей в технику. Тех-
ническое освоение природы к концу XIX в. стало органиче-
ски связанным с успехами естествознания .
Использование научных идей и открытий в процессе
технического освоения природы представляет собой выдаю-
щийся феномен. Если человек еще мог эмпирически,
методом оперировать механической и
тепловой и в какой-то мере химической формами движения и
изобретать на этой основе различные устройства, то без
науки было бы принципиально невозможно освоить другие
формы движения, использовать электричество, ядерную
энергию и т.д.
В ходе развития естествознания выявляются свойства,
отношения предметов реальности, находящиеся вне непо-
средственного взаимодействия с субъектом. Выявленные ха-
рактеристики объектов первоначально имеют значение как
научное открытие. Впоследствии, однако, результаты этих
открытий непосредственно или косвенно используются в
технике и технологии. Как это ни кажется порой странным,
абстрактные, идеализированные объекты и логико-
математические средства приводят к результатам, которые
так или иначе вносят определяющий вклад в техническое ос-
воение природы. Достаточно напомнить, что теоретические
исследования Фарадея, Максвелла, Герца привели к возник-
новению электротехники и радиотехники, исследования в
области строения атома обусловили создание атомной тех-
ники, своим появлением микроэлектроника обязана работам
по физике твердого тела и т.д.
Научное познание действительности, расширяя воз-
можные пути технического развития, все более становится
его необходимым условием и основанием. Техника в значи-
тельной степени определяется характерной для науки данно-
го времени , распространенными
методами и подходами исследования. В этой связи примеча-
телен следующий факт. Технические системы вплоть до на-
ших дней рассматривались изолированно, как замкнутые
системы (без учета последствий их влияния на внешнюю сре-
ду). Это позволяло значительно упростить их проектирова-
ние и сосредоточить внимание на главном - повышении тех-
нико-экономических показателей. Такое рассмотрение тех-
нической системы не требует разработки особых методов,
средств учета последствий ее воздействия на природную
среду. Практическое осознание древней философской кон-
цепции - - началось в данной области
преимущественно из-за обнаружения отрицательных эколо-
гических результатов технической деятельности.
Влияние науки существенно отразилось и в организа-
ции технологии производства. Практически до сих пор про-
изводство различных вещей основывается на выделении из
исходного сырья элементов и синтезировании (соединении)
их определенным способом. Неиспользованная часть сырья
считается ненужной и выбрасывается в окружающую при-
родную среду. В указанном плане различные производства
можно рассматривать как реализацию техническими устрой-
ствами способов деления исходного сырья на и
и синтезирования в соответствии с
поставленными целями. Этот ведущий в современном произ-
водстве технологический способ имеет моменты сходства со
спецификой подхода к объекту в научном познании.
Появление ряда новых
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|