Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Программированиеи компьютеры /

Компьютер в школе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А. А. Кулешова

Кафедра МПМ

РЕФЕРАТ

на

тему

«Компьютер в школе»

Выполнил:

студент физико-математического

факультета V курса группы «В»

Злобин Ю. Л.

Романовский В. М.

Могилев, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Из опыта компьютеризации обучения в школах Болгарии 4

Проблемы компьютеризации обучения 9

Информатика и преподавание математики 15

Новые информационные технологии и обучение математике 19

Сценарий программы по теме «Подобие треугольников» 24

Литература 27

Введение

Сегодня уже не вызывает сомнения, что компьютеры будут играть важную роль в будущей цивилизации че¬ловечества. Уже сейчас их внедрение приводит к корен¬ному изменению технологии во многих отраслях совре¬менного производ-ства. И от того, в какой степени и как будут решены проблемы компьютеризации обучения детей и молодежи теперь, существенно зависит подго¬товленность под-растающего поколения к жизни в бу¬дущем обществе. Проблемы, с которыми завтра столк¬нутся дети, учителя, воспитатели в связи с компьюте¬ризацией всех сторон жизни общества и всех сфер про¬изводственной деятельности, уже сего-дня волнуют ученых, педагогов, социологов.

Компьютер является новым мощным учебно-техническим устройством, значи-тельно, повы¬шающим производительность труда как самого учите¬ля, так и каж-дого ученика в отдельности. Между учи¬телем и машиной создается симбиоз, в котором каждый делает то, что лучше может сделать. При этом ведущая роль ос-тается за учителем.

Основная роль компьютера в процессе обучения — расширить возможности контактов обучаемого с обучающим.

В этом реферате приведен краткий обзор некоторых статей из журнала «Ма-тематика в школе» посвященных проблеме компьютеризации обучения.

Из опыта компьютеризации обучения в школах Болгарии

Ив. Ганчев, И. Кучннов, Т. Данова, Кр, Данов (София, НРБ)

Ключевой проблемой компьютеризации обучения яв¬ляется создание диало-гово-обучающих программ. В этой статье мы хотим рассказать об основных идеях а принципах, которыми мы руководствуемся при разра¬ботке таких про-грамм, и о проблемах, с которыми сталкиваемся.

По нашему убеждению, учитель продолжает быть основным руководителем и организатором обучения математике. Компьютер же является новым мощным учебно-техническим устройством, значительно повы¬шающим производитель-ность труда как самого учите¬ля, так и каждого ученика в отдельности. Между учи¬телем и машиной создается симбиоз, в котором каждый делает то, что лучше может сделать. При этом ведущая роль остается за учителем.

Основная роль компьютера в процессе обучения — расширить возможности контактов обучаемого с обучающим. На обычных уроках эти контакты ограни-чены, поскольку у учителя, как правило, не меньше 30 учащихся. Поэтому це-лесообразно предоставить компьютеру некоторые из простых обучающих функ-ций, а учителю дать возможность сосредоточиться на более сложных. Например, на объяснении сложных преобразований, важных математических закономерно-стей, некоторых логических рассуждений.

Персональный компьютер (ПК) дает возможность имитировать работу лучших учителей, их приемы индивидуального обучения школьников. Поэтому в осно-ве наших методических принципов компьютеризации обучения стоят достиже-ния современной методики, разработанной для традиционного преподавания.

В процессе компьютеризации обучения математике следует помнить об осо-бой роли математические задач. Чаще всего их предлагают с чисто дидактиче-скими целями, а не потому, что заинтересованы в самом ответе. Поэтому мы считаем, что, когда решение за¬дач является целью обучения, нельзя использо-вать компьютер как «решатель».

Укажем теперь основные принципы, которыми мы руководствуемся при со-ставлении диалогово-обучаю¬щих программ.

Мы считаем целесообразным разделять учебный материал на небольшие пор-ции таким образом, чтобы каждая порция смогла уложиться на экране монито¬ра, а ученик не пассивно читал длинные тексты, но имел бы возможность чаще от-вечать на поставленные вопросы после достаточного времени для обдумыва¬ния.

В наших программах усилен элемент контроля в обучении и элемент обучения в контроле. Для этой цели после каждого вопроса предусмотрены три выхода, когда ответ верен, когда он ошибочен; когда уче¬ник не знает, что делать и не да-ет никакого ответа.

В первом случае компьютер выдает так называемое положительное подкреп-ление и новое задание.

Во втором и третьем случае сначала предлагается небольшая помощь, после чего учащемуся предостав¬ляется возможность продолжить самостоятельную ра¬боту. Если ученик снова дал ошибочный ответ или обратился за помощью, ему предоставляется более серьезная помощь, а потом опять возможность для само-стоятельной деятельности. Этот цикл можно повторить необходимое число раз, постепенно увеличи¬вая помощь, пока не будет дано все решение постав¬ленной задачи. Когда машина дает полное решение задачи, ученик обязан переписать его в свою тетрадь. На этот случай в программе предусмотрена новая, аналогич-ная уже решенной задача, которая предлага¬ется учащемуся. Таким образом про-веряется, усвоен ли преподаваемый материал.

Если задача используется для проверки знаний и умений, то в сценарии для компьютера точно указано, какую отметку надо поставить в зависимости от того, в какой степени ученик использовал помощь и какие ошибки допускал при рабо-те. Все это позволяет более точно проверить и оценить знания учащихся, не пре-рывая процесса обучения.

Помощь на отдельных этапах должна быть не дог¬матичной, а целесообразной, исходящей из определен¬ной цели обучения. Это позволяет направить рассуж¬дения учащихся.

В наших программах почти не используется так на¬зываемый метод множест-венного выбора, за исключе¬нием тех случаев, когда трудно предусмотреть все верные ответы.

Наконец, мы считаем, что в обучении компьютер нужен не всегда. Мы не об-ращаемся к нему в случаях, когда все ученики должны актуализировать или ус-воить определенную часть знаний, умений и имеют одинаковую подготовку, скорость работы. Компьютер нельзя использовать также в случае, когда очень трудно реализовать разделение знаний на подходящие фрагменты и осуществить удобное разветвление.

Для иллюстрации того, как реализуются указанные принципы, в конце статьи даны фрагменты из двух обучающих программ.

Некоторые из составленных нами диалогово-обучающих программ имеют межпредметную направленность. К ним относится, например, пакет программ по теме «Векторы и их применение при решении задач по хи¬мии». Начальным зве-ном этого пакета было создание программы, которая решает практически все школьные задачи на уравнивание коэффициентов химических уравнений, на на-хождение количества вещества, всту¬пившего в данную реакцию и др. Программа осно¬вана на использовании таких элементов векторного аппарата, как аффинные операции над векторами и скалярное произведение векторов.

Отметим некоторые положительные моменты, кото¬рые мы наблюдали в про-водимых нами эксперимен¬тальных уроках с ПК.

Прежде всего обучающая программа дает возмож¬ность каждому самостоя-тельно решить поставленную задачу. Если ученик не может действовать полно-стью самостоятельна, то он получает помощь именно в та¬ком объеме, который достаточен для перехода к са¬мостоятельным действиям. Отметим, что при кол-лек¬тивном обучении это условие обычно нарушается. Учитель с классом идет вперед, не зная, как усвоен каж¬дым членом коллектива предыдущий шаг реше-ния задачи.

Компьютер помогает не только ученику, но и учителю, особенно при контроле знаний школьников. Наблюдения показывают, что обеспечение постоянного контроля, учитывающего как давно приобретенные знания и умения учащихся, так и те, что должны быть приобретены после выполнения данной работы, зна-чительно сокращает время, когда ученик бездейст¬вует.

Когда основная часть класса занимается компьюте¬ром, силы и внимание учи-теля освобождаются для ра¬боты с теми ребятами, кому нужны или дополнитель¬ные объяснения, или новые более сложные задачи. Таким образом возрастает эффективность труда учи¬теля без увеличения его нагрузки,

Наши диалогово-обучающие программы имеют и стимулирующую функцию. Прежде чем поставить учебнику оценку, компьютер предлагает ему повторный обучающий фрагмент. Зная это, ученик с большим вниманием делает первый проход фрагмента и стара¬ется усвоить всё, чтобы успеть при втором проходе по-лучить лучшую отметку.

Обучающая программа является дополнительным стимулом для получения компьютерной грамотности. Опыт некоторых западных стран показывает, что эф¬фект «компьютерной моды» быстро проходит, как и всякая мода. Поэтому в будущем само применение компьютера в учебном процессе может стать

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»