Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Программированиеи компьютеры /

Компьютер в школе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


экземпляров.

Графические редакторы позволяют констру¬ировать и изображать на экране разнообраз¬ные геометрические фигуры, схемы, графики и т. п. При этом воз-можны разнообразные зрительные эффекты, например изменение цве¬та, возник-новение и исчезновение объектов, трансформация и превращение одних объек-тов в другие, оживление и движение объектов.

Ясно, что возможности машинной графики могут эффективно применяться при изучении математики.

Еще одна сфера орудийного использования ЭВМ — это обработка чисел с по-мощью элект¬ронных таблиц, которые являются естествен¬ным и простым инст-рументом, реализующим заданные вычислительные функции.

Электронные таблицы позволяют обрабаты¬вать большие объемы информации, представ¬ленной в виде таблиц. Для различных рас¬четов можно применять раз-ные виды таблиц, сохраняя их в памяти компьютера и исполь¬зуя по мере необ-ходимости. С таблицей, даже достаточно большой, не умещающейся на экра¬не, можно работать по частям, т. е. ее размеры не ограничиваются размерами экрана. Мож¬но легко изменять таблицу, добавляя или уда¬ляя строки и столбцы.

Форма и функции таблицы задаются так, что каждой ее клетке ставится в со-ответствие число, слово или формула. В определен¬ные клетки таблицы заносятся исходные дан¬ные. Другие клетки предназначены для полу¬чения результатов, им ставятся в соответствие формулы. Компьютер выполняет вычисления по задан-ным формулам и записывает резуль¬таты в соответствующие клетки таблицы. Таб¬лицу легко отредактировать, если, например, необходимо изменить формулы.

Информационно-справочные системы позво¬ляют организовать хранение и бы-стрый доступ к большим объемам информации. Быстрый до¬ступ — важнейшее свойство системы, повыша¬ющее ценность знаний благодаря увеличению скоро-сти их оборачиваемости. На школьных компьютерах могут быть созданы специ-фиче¬ские информационно-справочные системы, на¬пример каталог книг школь-ной библиотеки, пе¬речень важнейших исторических событий, электронный эн-циклопедический словарь, мате¬матический справочник и т. п. Кроме того, в пер-спективе должен быть обеспечен доступ со школьных компьютеров к мощным базам данных, которыми будут располагать глобаль¬ные сети ЭВМ. Это позволит получать от этих баз данных на школьный компьютер практи¬чески любую ин-формацию, обрабатывать ее, хранить в памяти и отображать на экране дисплея или в виде «твердой» копии на бумаге.

Использование компьютера в качестве ин¬струмента для решения задач и обра-ботки ин¬формации связано с освоением концепций ис¬пользования математиче-ских и информацион¬ных моделей. Такие модели могут быть доста¬точно слож-ными и поэтому должны создавать¬ся профессионалами. При изучении математи-ки важно понять принципы создания моделей, адекватно отображающих реаль-ные явления или процессы, и научиться строить некоторые простейшие модели. Здесь важно подчеркнуть, что реализация на ЭВМ моделей природных явлений или процессов превращает компьютер в инструмент исследования и получения новых знаний об исследуемых процессах, т. е. делает компьютер инструментом познания. На основе построенных математических моделей возмож¬но внедрение в процесс обучения математике вычислительного эксперимента, большую роль которого как нового метода познавательной деятельности подчеркивал А. П. Ершов.

Учебное применение НИТ требует специаль¬ных педагогических программных средств. Наи¬более широко распространенные программные средства типа «оп-росник» или «тренажер» обычно используются для контроля знаний уча¬щихся или закрепления определенных учеб¬ных умений и навыков. В этом смысле ком-пьютер является идеальным средством контроля тренировочных стадии учебного процесса. Другие программные средства соединяют функции обучения с одно-временным контролем за усвоением нового материала.

Следует, однако, заметить: более чем 20-летний опыт применения подобных программных средств для целей обучения в целом ряде стран показал, что ожи-даемого повышения эффектив¬ности учебного процесса не происходит. Это объ-ясняют низким качеством большинства таких педагогических программных средств, которые изготовляются либо профессиональными программистами, не имеющими необходимых знаний в области педагогики и психологии, либо про-фессиональными педагогами, не обла¬дающими программистскими умениями.

Для изготовления эффективных программных средств необходимо привлечь к работе и про¬граммиста, и педагога, и методиста, и психо¬лога. В таком коллекти-ве каждый мог бы зани¬маться своим делом: педагоги и методисты — разработ-кой и обоснованием сценария обуче¬ния, психологи — психологическими аспек-тами обучения с применением компьютера, програм¬мисты — программной реа-лизацией разрабо¬танных педагогических сценариев.

Учитель математики может внести существен¬ный вклад в создание педагоги-ческих программ¬ных средств путем разработки методически про¬думанного педа-гогического сценария по изуча¬емой теме.

Существующие педагогические программные средства, как правило, охваты-вают небольшие разделы учебного курса, в пределах одной темы. Это снижает эффективность их применения в учебном процессе. Сейчас надежды на серьез¬ное повышение эффективности применения НИТ в обучении связывают с созда-нием так назы¬ваемых компьютерных предметных сред, охва¬тывающих крупные разделы учебного курса или даже несколько близких курсов (межпредметные компьютерные среды). В этом будущее новых информационных технологий обучения.

При создании компьютерных курсов по круп¬ным разделам учебных предметов могут оказать определенную помощь так называемые инстру¬ментальные педаго-гические программные сред¬ства, ориентированные на непрофессиональных пользователей (учителей, методистов), позво¬ляющие таким пользователям само-стоятельно разрабатывать компьютерные учебные курсы и применять их в про-цессе обучения.

Типовой комплекс инструментальных педаго¬гических программных средств в соответствии со своим назначением может включать под¬систему автора курса, подсистему диалогового обучения и подсистему статистики (сбор и об¬работка результатов обучения).

Подсистема автора курса предназначена для создания и редактирования ком-пьютерных учеб¬ных курсов. В общем виде компьютерный учеб¬ный курс вклю-чает вопросы и реакции на от¬веты обучаемого и представляет собой ориенти¬рованный граф, в вершинах которого находят¬ся вопросы, а направление обхода графа зада¬ется реакциями на ответы обучаемого. Подго¬товка таких курсов в под-системе автора осуще¬ствляется с помощью редактора, который де¬лает работу по подготовке и редактированию курса удобной для преподавателя: диалог с ре¬дактором происходит на естественном языке, при этом автор видит содержание курса на экране практически в том виде, в каком оно предстанет затем перед обучаемым.

Созданный таким образом учебный курс реа¬лизуется благодаря подсистеме диалогового обучения, которая организует диалог с обуча¬емым путем интерпре-тации курса программой-интерпретатором. При работе в режиме обуче¬ния обу-чаемый не должен обязательно обладать развитыми навыками общения с компь-ю¬тером. Всё, что от него требуется,— это элементарное умение пользоваться клавиатурой и сле¬довать указаниям и подсказкам, имеющимся на экране. В про-цессе диалога с обучаемым компьютер строит протокол, представляющий «след» работы обучаемого с данным учебным курсом.

Подсистема статистики позволяет собрать и проанализировать результаты всех учащихся, охваченных сеансом обучения. Входными данными для этой подсистемы служат протоколы работы каждого обучаемого, а выходные дан¬ные — это имя обучаемого, номера вопросов и правильность ответа на каждый из них, тексты ответов, введенных обучаемыми, и т. п.

Дефектологическое применение компьютера в качестве средства обучения (в том числе и ма¬тематике) может быть особенно эффективным, о чем имеется не-мало свидетельств в мировой практике. Такие возможности компьютера, как терпеливое повторение одного и того же мате¬риала, предоставление обучаемому индивиду¬ального темпа продвижения в усвоении темы, мгновенная реакция компьютера на действия ученика, оказываются наиболее важными при обучении детей с дефектами развития.

Следует, однако, отметить, что внедрение компьютеров в процесс обучения школьников, страдающих физическими недостатками, сдер¬живается в настоящее время из-за отсутствия специальных устройств ввода-вывода информа¬ции: рас-познавателей и синтезаторов речи, спе¬циальных клавиатур, устройств печати, исполь¬зующих шрифт Брайля, преобразователей тек¬ста в речь и т. п.

Учительское применение компьютера идет по трем направлениям. Во-первых, компьютер используется для обеспечения учебного процес¬са (все уже рассмот-ренные виды применения компьютера). Во-вторых, с помощью компьюте¬ра осуществляется контроль за учебным процес¬сом (применение специальных про-грамм, позво¬ляющих судить о степени усвоения материа¬ла учащимися и оцени-вать учебную работу). В-третьих, компьютер применяется для подго¬товки необ-ходимых учебных материалов (по¬урочное планирование, методические разработ¬ки, индивидуальные задания, контрольные ра¬боты и т. д.), для ведения личного архива учителя и т. д.

Очень важным моментом является разви¬тие у учителей умений и навыков кри-тической оценки педагогических программных средств. Учителя должны само-стоятельно определять место программных средств в учебном процессе и их пе-дагогическую эффективность, оценивать результаты их применения и корректи-ровать в зависимости от этого процесс обучения. С пе¬речисленными вопросами тесно связаны проб¬лемы отбора материала, при работе с которым компьютер бу-дет наиболее полезен. Одновре¬менно следует выявить и темы, более эффек¬тивно изучаемые традиционными методами, без компьютера.

Сценарий программы по теме «Подобие треугольников»

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»