Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Программированиеи компьютеры /

Нейролингвистическое программирование

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Немного истории 5

2. Нейролингвистическое программирование: поиск решения 7

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Прежде всего, следует отметить, что тема реферата неразрывно связана с так называемым нейролингвистическим программированием (НЛП). Поставим своей задачей рассмотреть это относительно молодое направление в практиче-ской психологии, те навыки и техники, которые позволяют успешно решать сложные терапевтические проблемы. Хотя нам и рекомендуется ограничиться изучением книги Ричарда Бэндлера «Используйте свой мозг для изменения», мы попробуем рассказать вам поподробнее о том, что такое НЛП, какие методы и инструменты оно использует. Кроме названной выше, базовыми книгами по НЛП считаются труды Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера: «Трансформация», «Из лягушек в принцы», «Гипнотические шаблоны Милтона Эриксона», «Реф-рейминг», а также труд Вилла Макдональда «Измените свое мышление и вос-пользуйтесь результатами».

На первый беглый взгляд, НЛП – это коктейль из нейрологии, теории систем и структурной лингвистики. Это практика эффек¬тивной коммуникации. Или, в более точных словах, — набор методов, позволяющих переориентиро-вать отношение индивида к собственно¬му субъективному опыту. НЛП учит, как изменить ваш собственный опыт, если вы им недовольны, и как еще уси-лить наслаждение, если в вашей жизни все в порядке. Владея полезными тера-певтическими инструментами, наиболее эффективные из которых рассматри-ваются в этой работе, вы сможете проследить внутренние процессы человека, обращая внимание лишь на неосознаваемые движения глаз, вы сможете всего за несколько минут изменить свои неприятные эмоциональные реакции и мно-гое другое.

НЛП часто описывается как сфера деятельности, находящаяся на перед-нем крае науки об общении и изменении поведения. НЛП предлагает концепту-альное понимание, прочно основанное на информатике и компьютерном про-граммировании, однако еще более тщательно укорененное в наблюдении живо-го человеческого опыта. Все, что есть в НЛП, может быть проверено непосред-ственно вашим собственным опытом или наблюдениями за другими людьми.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Нейролингвистическому про¬граммированию всего лишь четверть века. Главные отцы-основа¬тели – Джон Гриндер и Ричард Бэндлер – познакомились и начали исследования в 1972 году, а сам термин появился только весной 1976 года. Позиционировалось это новояв¬ленное программирование, как первая прикладная эпистемология (наука о том, как мы что-либо узнаем об окружаю-щем мире).

Начальный этап развития НЛП зиждился на исследованиях в области лингвистики, системного подхода к человеку, моделиро¬вания гештальт-терапии, гипнотерапии и семейной терапии. Чело¬век и его языковые (лингвис-тические) проявления были описаны в кодах репрезентативных систем, страте-гий, субмодальностей, от¬деления намерения от поведения. Далее так закодиро-ванный (то есть описанный в этих терминах) человек становился объектом для применения техник шестишагового рефрейминга, изме¬нения персональной ис-тории, якорения, визуально-кинестетиче¬ской диссоциации и т. д., применяемых психотерапевтами. К чести основателей НЛП, они быстро сообразили, что ни-какого отношения такой подход не имеет к тому, чтобы делать человека мето-дами НЛП мудрым: он только помогает человеку избавиться от негативных эмоций и переживаний, лишь блокируя их, а о том, как избежать их впоследст-вии, ничего не говорится.

Второй этап развития НЛП связан с обобщением результатов первого этапа развития НЛП, с работами Грегори Бейтсона (Gregory Bateson) по теории информа¬ции и биологии, книжками Карлоса Кастанеды, а также с опытом изу-чения африканских магических традиций, который получили некоторые отцы и матери-основательницы НЛП. Задача ставилась так: какие описания можно бы-ло бы предложить для человека, чтобы переместить акцент чуть-чуть ближе к «мудрости»? Заодно такой перенос акцентов защищал НЛП от критики за из-лишнюю технологичность и бездуховность «перепрограммирования».

Описания были найдены и получили наименование New Code. Человек описывался при этом (программировался, кодировался) в терминах состояния, отношения сознания и несознания (uncon¬scious), баланса между практикой и спонтанностью, позиций воспри¬ятия, характерологических прилагательных, внимания, множест¬венности описаний.

На нынешнем этапе развития НЛП исследователи пытаются включить в НЛП самые последние достижения философии, computer science и других, не менее «респектабельных» наук.

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ:

ПОИСК РЕШЕНИЯ

Ведущие специалисты в области НЛП, моделируя работу луч¬ших психо-терапевтов того време¬ни, анализируя методы и процесс ведения терапевтиче-ского сеанса, обнаружили некоторые зако¬номерности, которые затем успеш¬но обобщили. Основным постула¬том их исследования была идея о том, что если нечто умеет делать хоть один человек в мире, то этому можно научить и всех остальных. В результате была сформулиро¬вана идея разделенности лично¬сти. Много людей при общении употребляют фразы типа «...ка¬кая-то часть меня со-вершенно с тобой согласна, но другая — нет». Такие «час¬ти» исследователи со-чли полез¬ными явлениями, которые можно использовать как терапевтический инструмент.

В общих чертах это выглядит так. Вот человек, который что-то уме¬ет — и не просто умеет, а делает это намного лучше, чем другие. Чаще всего он и рад бы поделиться с другими своим умением, но как? Все известные языки хороши для описания внешних объектов, но теряют определенность, когда речь заходит о происходя¬щем внутри человеческой психики. Кроме того, действительно хо-ро¬ший навык срабатывает автомати¬чески, куда быстрее, чем сознание успевает отследить, что и как про¬исходит. Как говорит Ричард Бэндлер на семинарах, «мы все де¬лаем быстро, мозг просто не может работать медленно».

Основатели НЛП обратили вни¬мание на следующее: не что человек ду-мает, а как именно он это думает. К тому времени уже было известно, что сиг-налы от разных органов чувств обрабатываются мозгом раз¬дельно и что суще-ствуют заметные признаки того, какого именно рода информация обрабатыва-ется в дан¬ный момент: непроизвольные дви¬жения глаз, тип дыхания, подбор слов для описания происходящего. Различаются пять потоков инфор¬мации (в НЛП их называют система¬ми представления или модально¬стями): визуальный (все относящее¬ся к зрению или то, что видно сейчас, картинки-воспоминания и конст¬руируемые, воображенные картин¬ки), аудиальный (все относящееся к слуху: слышимые, слышанные и воображенные звуки), кинестети¬ческий (все телесные ощущения: осязание, эмоции, движения, тем¬пература, давление и т. д.), ольфакторный (обоняние) и густаториальный (вкус).

Вторая часть НЛП — накоплен¬ные готовые модели. Есть модели выдаю-щихся психотерапевтов, есть модели выдающихся продавцов, есть модели вы-дающихся про¬изводителей рекламы. Собствен¬но, от практика даже и не требу-ется умения моделировать, он только обучает уже созданным и очищенным от лишних шагов мо¬делям поведений.

Итак, чем же НЛП лучше других терапевтических технологий? Скоро-стью, эффективностью и гибкостью. Кроме того, в терапии НЛП отли¬чается не-виданной доселе мягко¬стью в отношении клиента. Работа идет «без извлечения содержания»: как сказано выше, модели НЛП ка¬саются не того, о чем думают, а только того, как думают. Соответственно, все делается значительно быстрее — вся информация о себе у вас уже есть, терапевт лишь подсказы¬вает, что с ней делать. Он натрени¬рован замечать вашу реакцию, а ес¬ли что-то трудно или не-приятно, то всегда может подобрать легкую и приятную именно для вас замену. К тому же именно сам клиент и оцени¬вает конечный результат.

Поскольку терапия в НЛП — это обучение клиента некоторой модели, ему полностью передает¬ся вся техника. Он сможет сам ис¬пользовать эту техни-ку и в буду¬щем, то есть становится сам себе терапевтом для целого класса про¬блем. Вообще, в последнее время все заметнее тенденция перехода от моделей выдающихся терапев¬тов к моделям выдающихся клиен¬тов. Потихоньку на сме-ну схеме «проблема — решение» пришла куда более мощная схема «зада¬ча — инструмент». В чем преиму¬щество? Вас обучают не эффек¬тивной методике решения уже воз¬никших проблем, а тому, как эф¬фективно исключить само воз-ник¬новение проблемы. Начните сразу с того, что хотите получить, с абсо¬лютного оптимума. Получите его, и проблемы отпадут сами собой. Ска¬жем, стоит лакомке обучиться стра¬тегии питания естественно строй¬ного человека, как это само собой ликвидирует все проблемы, свя¬занные с избыточным весом.

Сколь часто вам приходилось слышать высказывания типа «У нее бле-стящее будущее» или «У него было яркое прошлое»? Подобные выражения — это не просто метафоры. Они представляют собой точные описания способа мышления говорящего; эти описания являются ключом к познанию того, как полезным образом изменять

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»