Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Программированиеи компьютеры /

Противодействие утечке информации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


В.Г.Кулаков, А.Б.Андреев, А.В.Ушаков

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УТЕЧКЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ КАНАЛАМ В ГОСУЧРЕЖДЕНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Рассматриваются правовые, организационные и технические аспекты проблемы защиты информации от утечки по техническим каналам в госучреждениях Центрально-Черноземного региона.

Усиление роли технической разведки (ТР) в современных условиях.

Прекращение холодной войны между Западом и Востоком, практически не затронула одно из ее наиболее острых проявлений - разведывательную деятельность. Развитые страны, такие как США, ФРГ, Великобритания, Франция и др. продолжают совершенствовать и усиливать национальные разведывательные службы, в т.ч. совершенствовать техническую разведку, наращивать ее возможности. Так, например, по имеющимся данным, общее количество технических средств разведки США и других стран НАТО, направленных на территорию России, увеличилось со 130 единиц в 1975 году до 225 единиц в 1993 году /1/.

Возможности ведения агентурной и технической разведки непосредственно на территории России сегодня значительно возросли в связи с расширением связей с другими государствами по линиям экономического, научно-технического, культурного и гуманитарного обмена, созданием совместных предприятий с участием иностранного капитала, сокращением закрытых районов и территорий и т.д.

Более того, выяснилось, что наряду с традиционными объектами заинтересованности иностранных разведок, в т.ч. технических, их повышенное внимание все больше привлекают современные технологии, информация о природных ресурсах, состоянии финансов, торговли и др. Доступ к информации по этим проблемам стал проще и в связи широким внедрением информационных и телекоммуникационных систем.

Создание и продажа систем и устройств ведения технической разведки является сегодня доходным бизнесом для многих фирм и корпораций всего мира. Подобная тенденция проявилась и в России. В эту сферу вкладываются крупные средства, серийно производятся и широко распространяются тысячи моделей подслушивающих устройств и иных технических спецсредств. Они могут использоваться как иностранными спецслужбами, так и преступными группировками, чему уже имеются многочисленные примеры.

Возросшие возможности современных средств технической разведки, высокая вероятность их применения лицами, связанными с иностранными спецслужбами или организованными преступными формированиями, выдвигает повышенные требования к защищенности систем связи и вычислительной техники органов государственной власти и управления.

Основные группы технических средств разведки, реализующих добывание информации по возможным физическим каналам ее утечки, включают:

радиопередатчики с микрофоном или радиомикрофоны, в т.ч. с автономным питанием, с питанием от телефонной линии, от электросети и др.;

электронные подслушивающие устройства, к которым относятся проводные микрофоны, электронные стетоскопы, направленные и лазерные микрофоны, гидроакустические микрофоны и т.п.;

устройства перехвата телефонных сообщений, использующие прослушивание через микрофон телефонной трубки, непосредственное подключение к телефонной линии, подключение с использованием индукционных датчиков, реализующие перехват пейджеров, сотовой телефонии, факсовых сообщений;

видеосистемы наблюдения и записи;

системы определения местоположения контролируемых объектов;

системы контроля компьютеров и компьютерных сетей.

Все эти средства без особого труда можно сегодня приобрести как внутри страны, так и привезти из-за рубежа.

ЦЧР - один из важных объектов устремлений ТР.

Центрально-Черноземный регион (ЦЧР) является развитым промышленно-аграрным территориальным образованием, имеющим большое влияние на экономический, научно-технический и оборонный потенциал России. На многих предприятиях региона ведутся приоритетные разработки государственного значения в области создания и производства ракетно-космической и авиационной техники, средств управления и связи для стратегических ядерных сил, радиоразведки и пеленгации. На территории ЦЧР размещены крупные воинские формирования и штаб Западной группы погранвойск. Естественно, большое количество информации по этим вопросам, как прямой, так и косвенной, концентрируется в органах государственной власти и управления.

Высокий экономический и военно-политический потенциал региона удерживает его в сфере первоочередных устремлений спецслужб иностранных государств. За последний год выявлено несколько десятков иностранцев, посещавших ЦЧР, подозреваемых в причастности к агентуре либо кадровому составу иностранных спецорганов. Некоторыми из них активно использовались портативные средства технической разведки.

Резкое обострение криминогенной обстановки в стране фактически привело к необходимости учитывать не только внешние, но уже и внутренние угрозы для безопасности информации. В последнее время в России и на территории ЦЧР зарегистрированы регулярные попытки проникновения "хакеров" в компьютерные сети органов государственной власти, факты утраты конфиденциальных сообщений, передаваемых средствами документальной электросвязи, кражи и уничтожения банковской информации и программного обеспечения систем электронных платежей, отправки фальшивых авизо с использованием возможностей локальных сетей коммерческих банков.

Органы ФСБ располагают оперативными данными о проявлении интереса со стороны преступных формирований и отдельных лиц к приобретению спецтехники для добывания информации. Получены данные о существовании фирм, занимавшихся безлицензионной продажей специальных технических средств импортного производства на территории региона выявлены достаточно многочисленные факты производства и использования средств технической разведки. При этом, например, качество и технические характеристики малогабаритных закладных устройств прослушивания находятся на достаточно высоком уровне. Произведены они грамотными специалистами на промышленной основе.

По имеющейся в органах ФСБ и МВД региона информации, организованные преступные группы пытаются использовать в практической деятельности средства технической разведки для проникновения к секретам правоохранительных органов. В частности, неоднократно изымались незаконно использовавшиеся изделия, прямо предназначенные для негласного получения информации или приспособленные для этих целей, в том числе на абонентских линиях связи Федеральной службы налоговой полиции.

В ряде областей Центрального Черноземья в результате оперативно-розыскной деятельности неоднократно выявлялись средства технической разведки в госучреждениях. Это указывает на необходимость уделять значительно больше внимания защите информации органов государственной власти и управления от технической разведки.

Защита информационных и телекоммуникационных систем - вызов современности.

Реформы в России проходят под знаком устойчивого и возрастающего спроса со стороны разных категорий абонентов, в т.ч. органов государственной власти и управления, госучреждений на услуги современных информационных систем, телекоммуникационных служб (передача файлов, электронная почта, доступ к базам данных и т.д.). Эта тенденция, хорошо заметная как на федеральном, так и на региональном уровнях, объективно отражает потребность общества в своевременном получении объективной и всесторонней информации, необходимой, в частности, для анализа складывающейся ситуации, управления социальными процессами, бизнесом и т.д., сокращении материальных, финансовых и иных издержек по ее получению, что фактически является отражением бурно развивающихся рыночных процессов в России.

В то же время информационные системы, особенно интегрированные в глобальные сети, достаточно уязвимы для технической разведки. С увеличением экономической мощи России будет возрастать объем и ценность конфиденциальной экономической, политической и др. информации, передаваемой по ним, и, следовательно, расти ущерб от ее утечки.

Тенденция использования средств технической разведки для добывания разного рода информации растет во всем мире. Сегодня информация становится таким же стратегическим ресурсом, как, например, полезные ископаемые. Поэтому во всем мире значительное внимание уделяется усилению контроля за хранением и использованием сведений закрытого характера, созданию необходимой правовой базы, реализующий повышенную ответственность за утечку конфиденциальной информации, Так, во время состоявшихся в июне 1996 года слушаний в сенатском подкомитете Конгресса США было отмечено, что защита американских информационных и телекоммуникационных систем от информационного воздействия является одной из главных составляющих обеспечения национальной безопасности страны /2/.

В нашей стране также приняты Закон Российской Федерации "О государственной тайне" и Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". К сожалению, они пока недостаточно регулируют взаимоотношения личности, общества и государства в информационной сфере.

В ходе набирающего силу процесса информатизации властных и управленческих структур государства важно уловить “золотую середину” между доступностью информационных систем для конкретных легальных пользователей и ограничительными мерами для предотвращения случайной или преднамеренно организованной утечки из них важной политической, экономической, коммерческой и иной информации, могущей привести к ущербу для региона и России в целом. В этих

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»