Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Программированиеи компьютеры /

Разработка вопросов охраны труда на ВЦ

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


РЕФЕРАТ.

Тема: "Проблема истины.

Аристотель, Кант, Вл.Соловьев."

Москва - 1994

- 2 -

 _СОДЕРЖАНИЕ ..

Введение................................3.

Глава 1. Метафизика и логика Аристотеля

по проблемеистины.............5.

Глава 2. Гносеология Канта и его

подход к проблеме истины......9.

Глава 3. Нравственное решение проблемы

истины у Вл.Соловьева..........17.

Заключение..............................25.

Литература..............................27.

- 3 -

 _ВВЕДЕНИЕ ..

Целью данной работы является исследования одной из ос-

новополагающих проблем в философии, отраженной в творчест-

ве практически любого философа. Проблема истинности зна-

ния, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы.

Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится

в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой

опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на

непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды

на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и

уточнялись новые концепции понимания и познавания мира.

В работе сделана попытка рассмотрения и сравнения взглядов

Аристотеля и Канта как наиболее ярких представителей древ-

негреческой и немецкой классической школы. И затем приво-

дятся выдержки из работ Вл.Соловьева и производится срав-

нительный анализ. Так или иначе, мир познается человеком и

трансформируется в зависимости от глубины и качества полу-

чаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом:

является наше знание о мире истинным, соответствующим на-

шим выводам из весьма ограниченного опыта? Попытаемся

взглянуть на человека и человечество с позиции возможности

передачи знания друг другу, возможности человека исследо-

вать явление и делать выводы. Под возможностью передавать

знания мы понимаем некоторую совокупность элементарных

действий, выражающих определенные мысли передающим, ин-

терпретация этих элементарных действий принимающим, и соз-

данием у себя достаточно близких мыслей и образов с пере-

дающим субъектом, то есть общение субъектов возможно лишь

в "человеческих" действиях, в понятиях "придуманных" чело-

веком (ограниченых чувствами). Интерпретация индивидуаль-

ных мыслей на "общечеловеческом" языке (устная речь, пись-

менная и так далее) приводит к потере и неточности

ощущений. Таким образом, для понимания и осмысления мира и

своего места в нем, человеку необходимо постоянное совер-

шенствование, расширение и уточнение общественных терминов

- 4 -

(имеется в виду не только научные термины, но и искусс-

тво). Итак, изначально человеком может исследоватся окру-

жающий мир, но лишь "отраженный", интерпретированный в че-

ловеческом сознании, в человеческих терминах и понятиях.

Позтому для расширения наших знаний о мире необходимо рас-

ширение, углубление и уточнение терминов и понятий, ис-

пользуемых человеком. Сам процесс умственной деятельности

познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге

несет минимум информации о самом человеке. Человечество

неоднократно предпринимало попытки научного исследования и

систематизации вопросов возникновентя новых понятий, ис-

пользуя лишь "интуитивные" способности к постижению ново-

го. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований

самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек

будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мыш-

ления, тем ярче и многообразнее будет казатся окружающий

мир.

- 5 -

Глава 1.  _Аристотель. .

Выдающийся мыслитель древности Аристотель общепризнанно

считается "отцом логики". Обобщив методы познания науки и

философии 6-4 в.в. до н.э., классифицировав и описав мх,

Аристотель создал учение о формах постигающего истину мыш-

ления, то есть логику. В дальнейшем в историческом разви-

тии логическое учение Аристотеля стало источником много-

численных школ и направлений; философы и ученые различных

эпох стремились приспособить его к своим интересам и зада-

чам, использовать его в тех или иных исследовательских це-

лях.

Слово "логика", а тем более выражение "формальная логи-

ка" у Аристотеля не встречается.У него мы находим такие

словоупотребления, как "логический силлологизм", "логичес-

кое рассуждение", "логические проблемы", но не слово "ло-

гика". Аристотель впервые вычленил и исследовал формы ло-

гического мышления, передав их изучения специальной науке,

которую мы теперь называем логикой.

Первыми, кто занялся изучением методов исследования и

сделали их предметом филосовской рефлексии, были Сократ и

Платон. Логика и диалектика Аристотеля являются продуктом

критической их переработки и развития. У обоих древнегре-

ческих фолософов диалектика понималась в качестве органона

познания вещей через их сущность ("идеи" у Платона).

Диалектика, как ее понимал Платон, является познанием

вещей на основе их идей и средством познания самих идей.

Высшей идеей, к которой, по Платону, сводились все идеи, а

соответственно и всякое познание, является идея "блага".

"Познаваемые вещи, - пишет философ, - могут познаватся

лишь блакодаря благу; оно же дает им бытие и сущность, хо-

тя само благо не есть сущность, оно за пределами сущности,

превышая ее по достоинству и силе". В реальной действи-

тельности эта идея является "причиной всего правого и

прекрасного", а в области познания - причиной "истины и

ума".

Аристотель неоднократно подчеркивает, что для примене-

- 6 -

ния и развития науки логики необходимо опиратся на непре-

ходящее бытие. Лишь тогда возможно применение законов ло-

гики.

"...не имеет смысла судить об истине на том основании,

что окружающие нас вещи явно изменяюются и никогда не ос-

таются в одном и том же состоянии. Ибо в поисках истины

необходимо отправится от того, что всегда находится в од-

ном и том же состоянии и не подвергаются никакому измене-

нию" (см. [1], т.1, стр. 251)

"...если существует движение и нечто движущееся, а дви-

жется от чего-то и к чему-то, то движущееся должно быть в

том, от чего оно движется и [затем] не быть в нём, дви-

гаться к другому и оказываться в нем, а противоречащее

этому не может быть (в то же время) истинным вопреки их

мнению" (см. [1],т.1, стр. 281-284)

По Аристотелю, для нашего познания единичное бытие есть

сочетание "формы" и "материи". В плане бытия "форма" -

сущность предмета или те определения самого по себе су-

ществующего предмета, которые могут быть сформулированы в

понятии о предмете. То, с чем может иметь дело знание,

есть только понятие, заключающее в себе существенные опре-

деления предмета. Напротив, если мы отвлечемся от понятия,

то из всего содержания самого предмета останется то, что

уже ни в каком смысле не может стать предметом знания.

Чтобы знание было истинным, оно, по Аристотелю, не

только должно быть понятием о предмете. Кроме того, самим

предметом познания может быть не преходящее, не изменчи-

вое, не текущее бытие, но только бытие непреходящее, пре-

бывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные предме-

ты, в которых только и существует непреходящая сущность,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»