удовлетво-рить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие по-требности исчезают или отходят на задний план.
Потребности безопасности и защиты.
Сюда включены следующие потребности: потребности в организа-ции, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким обра-зом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким зара-ботком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопас-ности.
Другое проявление потребности в безопасности и защите можно ви-деть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельст-вами - такими, как война, наводнение, землетрясение, восстание, общест-венные беспорядки и т.д.
Потребности принадлежности и любви.
На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанно-сти с другими в своей семье или в группе. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он по-лучает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме ува-жения и признания своей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексу-альной близости, то есть необычных переживаний с лицом противополож-ного пола.
Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарная или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая основана на дефицитарной по-требности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Эта лю-бовь, по мнению Маслоу, дает возможность человеку расти.
Потребности самоуважения.
Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми дос-таточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, от-крывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нуж-но знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и тре-бованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в се-бя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. Здесь человеку необходимо знать, что то, что он делает, призна-ется и оценивается.
Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходи-мы. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают макси-мального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.
Потребности самоактуализации.
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потен-циала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для само-актуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Он Характе-ризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.
Так же тормозное влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно.
Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние оказываемое потребностями безопасности. Дети воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.
В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:
дефицитные мотивы
мотивы роста.
Первые направлены на удовлетворение дефицитарных состояний, напри-мер, голод, холод опасность. Они являются стойкими характеристиками поведения.
В отличии от Д-мотивов мотивы роста (или метапотребности, или бытийные потребности, или Б-мотивы) имеют отдаленные цели. Их функ-ция состоит в обогащении и расширении жизненного опыта. К метапот-ребностям можно отнести: целостность, совершенство, активность, красо-та, доброта, уникальность, истина, честь, реальность и т.д.
IV. Часть вторая
Оценка самоактуализации.
Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуали-зации изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однако разработка «Опросника личностной ориен-тации» (POI) дала исследователям возможность измерить ценности и пове-дение, связанные с самоактуализацией. Это опросник самоотчета, разрабо-танный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответ-ствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденно-го выбора. из каждой пары утверждений респондет должен выбрать то, ко-торое лучше его характеризует.
РОI состоит из двух основных шкал и десяти субшкал.
первая, основная шкала измеряет то, в как степени человек явля-ется направленным на себя, а не направленным на других в поис-ках ценностей и смысла жизни. (характеристика: автономность, самостоятельность, свобода - зависимость, потребность в одобре-нии и приятии)
вторая основная шкала называется компетентность во времени. Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем.
10 дополнительных субшкал предназначены для измерения важ-ных элементов самоактуализации: ценности самоактуализации, эк-зистенциальность, эмоциональная реактивность, спонтанность, за-бота о своих интересах, самоприятие, приятие агрессии, способ-ность к близким отношениям.
POI так же имеет встроенную шкалу определения лжи.
Многочисленные исследования позволяют считать валидность POI дока-занной.
Единственным серьезным ограничением для использования РОI , имеющего 150 пунктов , в исследовательских целях является его длинна. Джоунс и Крендалл ( Jones, Crandall, 1986) разработали краткий индекс самоактулизации. Шкала состоящая из 15 пунктов:
----- 1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций
------2. Я чувствую, что делать то, чего ждут от меня другие (N)
------3. Я верю, что люди по существу хорошие и им можно доверять
------4. Я могу сердиться на тех кого люблю
------5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю(N)
------6. Я не принимаю свои слабости (N)
------7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять
------8. Я боюсь неудач (N)
------9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (N)
-----10. Лучше быть самим собой, чем популярным
-----11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N)
-----12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к не жела-тельным последствиям
-----13. Я не обязан помогать другим (N)
-----14. Я устал от неадекватности (N)
-----15. Меня любят, потому что я люблю.
Респонденты отвечают на каждое утверждение, используя 4-х значную шкалу: 1- не согласен, 2- не согласен отчасти, 3- согласен отчасти, 4- со-гласен. Значок (N) , следующий за утверждением, обозначает, что при под-счете общих значений оценка по этому пункту будет инверсной (1=4,2=3,3=2,4=1).Чем выше общее значение, тем более самоактуализиро-ванным считается респондент.
Проведя исследования с участием нескольких сотен студентов колледжа, Джоунс и Крэндалл обнаружили, что значения индекса самоактулизации положительно коррелируют со всеми значениями гораздо более длинного POI (r = +0,67) и с измеренными величинами самоуважения и «рациональ-ного поведения и убеждений». Шкала имеет определенную надежность и не восприимчива к выбору ответов «Социальной желательности». Так же было показано, что студенты колледжа, принимавшие участие в трениров-ках уверенности в себе, значительно повысили степень самоактуализации, измеряемую по шкале.
Характеристики самоактуализирующихся людей:
1. Более эффективное восприятие реальности;
2. Приятие себя, других и природы. (принять себя такими, какими они есть);
3. Непосредственность, простота и естественность;
4. Центрированность на проблеме;
5. Независимость: потребность в уединении;
6. Автономия: независимость от культуры и окружения;
7. Свежесть восприятия;
8. Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волне-ния или высокого напряжения, а так же моменты расслабления, умиро-творения, блаженства и спокойствия );
9. Общественный
|
|