Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Авто- и гетеростереотипы русских и чеченцев

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


по¬зитивном явлении —- снижении негативной окраски гетеростереотипов, свидетельствовало о "размывании" единства этнической группы и приводило к увеличению выезда в Россию в поисках необходимого чувства "мы".

Более того, этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетать¬ся с терпимым отношением к межгрупповым различиям. Так, Бруэр и Кэмпбелл обнаружили этноцентризм у всех иссле¬дованных ими тридцати этнических общностей в трех стра¬нах восточной Африки. К своей группе представители всех народов относились с большей симпатией, более позитивно оценивали ее моральные добродетели и достижения. Но сте¬пень выраженности этноцентризма варьировалась. При оцен¬ке групповых достижений фаворитизм был значительно более слабым, чем при оценке других аспектов. Треть общностей оценивала достижения, как минимум, одной из чужих групп выше, чем собственные достижения

Этноцентризм, при котором некритичное отношение не распространяется на все свойства и сферы жизнедеятельно¬сти своей группы и предпринимаются попытки понять и объек¬тивно оценить чужую культуру, разные авторы называют благожелательным или гибким.

Но этноцентризм может проявляться в самых разных сте¬пенях выраженности (у членов низкостатусных групп меньшинства, не видящих возможностей бороться за изменение ситуации в обществе, может проявляться внешнегрупповой фаворитизм). Некоторые исследователи основную причину этого видят в особенностях культуры. Так, существуют данные, что представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Но другими авторами было обнаружено, что именно в кол¬лективистических культурах, где превалируют ценности скром¬ности и гармонии, межгрупповая предвзятость меньше, например, полинезийцы демонстрировали меньшее предпоч¬тение своей группы, чем европейцы.

При анализе этноцентризма, как и любого другого социально-психологического явления, необходимо учиты¬вать социальные факторы. На степень его выраженности бо¬лее значительное влияние оказывают не особенности культуры, а система социальных отношений общества, объек¬тивный характер межэтнических отношений. При наличии конфликта между этническими общностями и других не¬благоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и становиться дисфункциональным для индивида и группы. При таком этноцентризме, который получил наименование воинственного, люди не только судят о чужих ценностях, исходя из собственных, но и навязывают их другим.

Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп в собственных неудачах. Такой этноцентризм неблагоприятен и для личност¬ного роста, ведь с его позиций воспитывается, любовь к ро¬дине, а ребенку, как не без сарказма писал Э.Эриксон: "внушают убеждение, что именно его "вид" входил в замысел творения всеведущего Божества, что именно возникновение этого вида было событием космического значения и что именно он предназначен историей стоять на страже единственно правиль¬ной разновидности человечества под предводительством избран¬ной элиты и вождей" .

Так, жителей Китая в древности воспитывали в убежде¬нии, что именно их родина — "пуп Земли" И сомневаться в этом не приходится, так как солнце восходит и заходит на одинаковом расстоянии от Поднебесной. Группоцентризм в его великодержавном варианте был характерен и для совет¬ской идеологии: даже маленькие Дети в СССР знали, что "начинается Земля, как известно, от Кремля".

И такое воспитание приносит свои плоды. В исследова¬нии, проведенном Т.Г. Стефаненко и др. в последние годы существования СССР, испытуемые — студенты из десяти стран — должны были "заселить" необитаемую планету жителями своей и еще восьми стран, используя для этого "пустую" карту двух по¬лушарий. У советских студентов были выявлены неблагопри¬ятные тенденции: они размещали свою страну либо на целом полушарии, либо в центре рисунка, так, что она граничила со всеми другими государствами и получала львиную долю территории. Последний вариант является ярким выражением феномена "пупа Земли" и был обнаружен у молодых людей еще из двух стран — Ирана и Египта. У остальных испыту¬емых ничего подобного выявлено не было. Для них было характерно стремление каким-то образом объединить стра¬ны на новой планете. А каждый пятый участник исследова¬ния даже поместил в центре рисунка чужую страну — нейтральную (Австрию, Швейцарию) или достигшую наи¬высших достижений в экономике (Японию).

Воинственный этноцентризм используется в реакцион¬ных доктринах, санкционирующих захват и угнетение Других народов. Крайняя степень этноцеитризма выражается в фор¬ме делегитимизации — "категоризации группы или групп в супернегативные социальные категории, исключаемые из реальности приемлемых норм и ценностей" (Bar-Tal, 1990, р.65). Делегитимизация максимизирует межгрупповые разли¬чия и включает в себя осознание подавляющего превосходства своей группы. Облегчают делегитимизацию действительно значительные различия во внешности, нормах, языке, рели¬гии и других аспектах культуры. Ее целью является полная дифференциация своей и чужой групп вплоть до исключе¬ния последней из рода человеческого. Членов чужой группы называют змеями, паразитами, крысами или представляют ведьмами, вампирами, демонами. Это переводит их в катего¬рию "нелюдей" и позволяет поступать так, как запрещено поступать с себе подобными — с людьми.

В качестве примеров этноцентристской делегитимизации Бар-Тал приводит отношение первых европейских поселен¬цев к коренным жителям Америки и отношение к "неарий¬ским" народам в нацистской Германии. Так, этноцентризм, внедренный в расистскую идеологию превосходства арий¬цев, оказался тем механизмом, с помощью которого немцы пришли к убеждению, что евреи, цыгане и другие меньшин¬ства — "недочеловеки".

Итак, для групп и их членов характерна разная степень выраженности этноцентризма. Явный внутригрупповой и внешнегрупповой фаворитизм представляется в качестве двух полюсов некоего теоретического континуума, а каждый конкретный случай межэтнического восприятия можёт быть охарактеризо¬ван с точки зрения приближения к одному из них. Оба полюса континуума соответствуют дифференциации в форме противо¬поставления что предполагает, по меньшей мере, предвзя¬тость по отношению к другим группам. Чем ближе к центру континуума, тем слабее выражено противопоставление, что может выражаться как в интегративных процессах, так и в тенден¬ции к дифференциации в форме сопоставления — "миролюбивой нетождественностй", по терминологии Б.Ф. Поршнева. В этом случае своя группа может предпочитаться в одних сферах жиз¬недеятельности, а чужая — в других, что не исключает критич¬ности к деятельности и качествам обеих.

Возможность интеграции этнических общностей— во вся¬ком случае в обозримом будущем — представляется сомни¬тельной. Результаты сближения нации пока видны лишь только на просторах бывшего СССР, и то не во всех её частях, возможность интеграции этнических общностей, например, Северного Кавказа с европейской частью России представляется крайне не реальной из-за множества факторов, таких как: традиции, обычаи, верование, язык и т.д. В свою очередь американские исследователи признали устаревшей теорию "коренных изменений", согласно которой "в результате смешения различных этнических и расовых групп образуется некая однородная амальгама" (Смелзер, 1994, с-324). Не интеграцию, а именно сопостав¬ление — принятие и признание различий — можно считать наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур "на совре¬менном этапе истории человечества.

Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, являются атрибутивные про¬цессы ( под атрибуцией в широком смысле мы будем понимать субъективную интнрпретацию индивидом мира, которая в повседневной жизни далеко не всегда основывается на научном знании). На уровне мёжгрупповых отношений изучаются два основных вида атрибутивных процессов. Во-первых, стерео-типизация как особый случай атрибуции черт, когда инди¬виду приписываются характеристики исходя из его группового членства. Во-вторых, социальная каузальная атри¬буция или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности.

1.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства.

Важную роль в межгрупповых отношениях играют социаль¬ные стереотипы — упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Стереотипы усваиваются в раннем детстве — обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта — и использу¬ются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат.

Впервые термин "социальный стереотип" использовал американский журналист У.Липпман в 1922 г. в книге "Об¬щественное мнение", когда "анализировал влияние "имеюще¬гося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Согласно Липпману, стереотипы — это упорядоченные_, детерминированные культурой , " картинки мира" в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. Иными словами, стереотипы ориентируют человека в море социальной информации и помогают сохранить высо¬кую, самооценку.

Представьте себе, что бы было, если бы каждый раз любой предмет или явление мы начинали изучать "по новой". Понятно, что в таком случае львиная доля нашего времени уходила бы на познание и интерпретацию уже известного. Не происходит это благодаря тому, что человеческая психика устроена таким образом, чтобы максимально облегчить наше существование.

Чтобы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»