╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╧ёшїюыюуш  /

└уЁхёёштэюх яютхфхэшх

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


тельно д пт ции.(2)

Г.М ркузе пользуясь учением Фрейд утвержд ет, что цивилиз ция н чин ется с введения

з претов н первичные инстинкты. Можно вычленить дв гл вных способ орг низ ции

инстинктов: ) сдержив ние сексу льности, формирующейся в длительных и р сширяющихся

групповых отношениях, и б) сдержив ние инстинктов р зрушения, ведущее к господству мужчины

и природы, т кже индивиду льной и соци льной мор ли. По мере того к к союз этих двух сил все

более и более успешно способствует сохр нению жизни укрупняющихся групп, Эрос берет верх н д

Т н тосом: соци льное использов ние вынужд ет инстинкт смерти служить инстинкт м жизни.

Одн ко с м процесс цивилиз ции и увеличив ет объем сублим ции и контролируемой грессии; и в

том и в другом случ е происходит осл бление Эрос , высвобожд ющее деструктивность.

Это з ст вляет предположить, что прогресс связ н с регрессивной тенденцией в структуре

инстинктов, и что рост цивилиз ции н т лкив ется н постоянное (хотя и под вляемое)

побуждение к оконч тельному удовлетворению потребностей и достижению покоя. М кс Шеллер

ук з л, что "созн тельный или бессозн тельный порыв или воля к вл сти н д природой является

гл вным мотивом в отношении современного человек к бытию, который в структурном пл не

предшествует современной н уке и технологии к к "до и логическое" н ч ло н учной мысли и

интуиции. Орг низм "a priori" пережив ет природу к к стремящуюся к господству и потому

подлеж щую овл дению и контролю. А следов тельно, труд превр щ ется в силу и провок цию,

н пр вленную н борьбу с природой, н преодоление сопротивления. При уст новке н т кое

отношение к труду обр зы объективного мир предст ют к к " символы н пр вленности грессии";

действие предст ет к к осуществление господств , ре льность к к сопротивление(8).

Фромм р злич ет дв вид грессии. Первый вид является общим к к для человек , т к и

для животных-это филогенетически з ложенный импульс к т ке или бегству в з висимости от

ситу ции, когд возник ет угроз жизни. Эт оборонительн я, "доброк чественн я" грессия

служит для выжив ния индивид или род ; он имеет биологические формы проявления и з тух ет,

к к только исчез ет оп сность. Другой вид предст влен "злок чественной" грессией-

деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и пр ктически

отсутствующими у других млекопит ющих; он не имеет филогенетической прогр ммы, не служит

биологическому приспособлению и не имеет т ким обр зом ник кой конкретной цели. Фромм

поним ет отношение доброк чественно-оборонительной грессии к злок чественно-деструктивной

к к инстинкт к х р ктеру, т.е. предпол г ется необходимость р згр ничение между естественными

влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими

стр стями, имеющими свой источник в человеческом х р ктере. Инстинкт-это ответ н

физиологические потребности человек , стр сти-это ответ н экзистенци льные потребности, и

потому последние являются исключительно человеческими(1).

Приверженцы бихевиористических теорий счит ют, что человек чувствует, дум ет и

поступ ет т к, к к он счит ет пр вильным для достижения ближ йшей жел нной цели. Т ким

обр зом, грессивность, к к и другие формы поведения, является бл гоприобретенной(т.е.н иболее

выгодной и эффективной стр тегией целедостижения) и определяется тем, что человек

( грессивным путем)добив ется м ксим льного преимуществ (т м же).

Одной из теорий претендующих н объяснение феномен грессии является

фрустр ционнн я теория Джон Долл рд , котор я утвержд ет, что грессивное поведение

возник ет к к ре кция н фрустр цию ,и, следов тельно фрустр ция всегд сопровожд ется

грессивностью(т м же).

Фромм выделяет ряд действий, которые именует псевдо грессией, относя к ним т кие ее виды

к к непредн меренную(н пример случ йное р нение человек ), игровую(необходимую в учебном

тренинге н м стерство, ловкость и быстроту ре кций), т кже не имеющей ник кой

деструктивной цели и отриц тельных мотив ций(гнев, нен висть).Фехтов ние, стрельб из лук ,

р зличные виды борьбы р звились из потребности пор зить вр г , но з тем полностью утр тили

свою первон ч льную функцию и превр тились в виды спорт . Концепция грессии к к

с моутверждения н ходит свое подкрепление свидетельствующих о н личии связи в н блюдениях

между воздействием мужских половых гормонов и грессивным поведением(т м же).

Оборонительн я грессия-является ф ктором биологической д пт ции. Мозг животного

з прогр ммиров н т ким обр зом, чтобы мобилизов ть все н ступ тельные и оборонительные

импульсы, если возникнет угроз вит льным интерес м животного, н пример, в случ ях, когд

животное лиш ют жизненного простр нств или огр ничив ют ему доступ к пище, сексу или когд

возник ет угроз для его потомств . Очевидно,что цель оборонительной грессии состоит в

сохр нении жизни, не в р зрушении. Т кже филогенетически з прогр ммиров н и человек: н

угрозу его вит льным интерес м он ре гирует либо т кой, либо бегством. Хотя эт врожденн я

тенденция у человек выр жен менее ярко, чем у животных, все же многие ф кты убежд ют, что у

человек тоже есть тенденция к оборонительной грессии. Он проявляется, когд возник ет угроз

жизни, здоровью, свободе или собственности(последнее кту льно, когд субъект живет в

обществе, где ч стн я собственность является зн чительной ценностью).Конечно, грессивн я

ре кция может быть обусловлен мор льными и религиозными убеждениями, воспит нием и т.д.;

н пр ктике т кже встреч ется у большинств индивидов и д же у целых групп. Вероятно,

оборонительным инстинктом можно объяснить большую ч сть воинственных проявлений

человек (т м же).

Одн ко, несмотря н то, что нейрофизиологические п ттерны и у человек , и у животных

дост точно близки, ст новление и ре лиз ция грессивного поведения у человек и животного

р зличны.

При этом речь идет о следующем:

1.Животное восприним ет к к угрозу только явную оп сность, тогд к к человек, н деленный

д ром предвидения и ф нт зией, ре гирует не только н сиюминутную угрозу, но и н возможную

оп сность в будущем, н свое предст вление о вероятности угрозы. Иными слов ми мех низм

оборонительной грессии мобилизуется не только тогд , когд человек чувствует

непосредственную оп сность, но и тогд , когд явной угрозы еще нет. Получ ется, что индивидуум

д ет грессивную ре кцию н свой собственный прогноз.

2. Человек обл д ет не только способностью предвидеть ре льную оп сность в будущем, но и

позволяет себя уговорить, допуск ет, чтобы им м нипулиров ли, руководили, чтобы его убежд ли.

Он готов увидеть оп сность т м, где ее нет. Именно этим Фромм объясняет н ч ло

большинств современных войн.

3.Дополнительное усиление оборонительной грессии у людей ( по ср внению с животными)

обусловлено спецификой человеческого существов ния. Человек,подобно зверю, з щищ ется,

когд что-либо угрож ет его вит льным интерес м. Одн ко сфер вит льных интересов

человек зн чительно шире, чем у зверя. Человеку для выжив ния нужны не только

физические, но и психические условия. Он должен поддержив ть некоторое психическое

р вновесие(психический гомеост з), чтобы сохр нить возможность выполнять свои функции. Для

человек все, что способствует психическом комфорту, столь же в жно в жизненном смысле, к к и

то, что служит комфорту телесному. И с мый в жный вит льный интерес з ключ ется в

сохр нении своей системы координ т, ценностной ориент ции. От нее з висит и способность к

действию и, в конечном счете, -осозн ние себя к к личности(т м же).

Фромм тр ктует ре кцию н вит льную угрозу следующим обр зом: стр х обычно

мобилизует либо ре кцию н п дения, либо тенденцию к бегству. Последний в ри нт ч сто

встреч ется, когд человек ищет выход, чтобы "сохр нить свое лицо". Если же условия столь

жестки, что избеж ть позор или кр х невозможно, то тогд вероятнее всего произойдет ре кция

н п дения. Стр х, к к и боль, -являются в высшей степени нег тивно з ряженными чувств ми, и

человек стремится любой ценой от них изб виться. Ч сто в бегстве от стр х и боли человек

прибег ет к т ким средств м к к секс, сон или общение с другими людьми. Но н иболее

действенным способом является грессивность. Если человек н ходит силы из п ссивного

состояния стр х перейти в н п дение(к грессии, деструктивному поведению) здесь же исчез ет

мучительное чувство стр х (т м же).

Одним из видов биологического приспособления является инструмент льн я грессия,

котор я преследует определенную цель- обеспечить то, что необходимо или жел тельно.

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»