< └уЁхёёштэюх яютхфхэшх
  ╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╧ёшїюыюуш  /

└уЁхёёштэюх яютхфхэшх

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


Р зрушение (деструкция)с мо по себе не является целью, оно служит лишь вспомог тельным

средством для достижения подлинной цели. В т ком смысле д нный вид грессии подобен

оборонительной, одн ко отлич ется от последней по ряду других спектов. Среди млекопит ющих

только у хищников, для которых грессия служит способом пропит ния, существуют врожденные

нейронные связи, мотивирующие н п дение н добычу. В случ е гоминидов и человек

грессивность основ н н обучении и не имеет филогенетической прогр ммы. При н лизе этого

феномен Фромм пользуется понятиями "необходимое" и "жел тельное". Необходимое есть

безусловн я физиологическ я потребность, н пример, в утолении голод (или сексу льной

потребности). Когд человек соверш ет кр жу из-з того, что у него нет элемент рного минимум

средств, чтобы прокормить себя и свою семью, т кую грессию можно кв лифициров ть к к

действие, имеющее под собой физиологическую мотив цию. Под жел тельным можно

подр зумев ть жел емое. Люди( в отличие от животных)хотят иметь не только то, что им

необходимо для выжив ния, и не только то, что сост вляет м тери льную основу достойной

человек жизни, большинство людей отлич ется лчностью: н копительством, неумеренностью в

пище и питье и сексе, ж ждой вл сти, сл вы. При этом к к я-либо из перечисленных сфер

ст новится чьей-то стр стью(т м же).

Биологически д птивн я грессия служит делу жизни. Одн ко только человек подвержен

влечению мучить и убив ть и при этом испытыв ть удовольствие. Это единственное живое

существо, способное уничожить себе подобных безо всякой для себя пользы или выгоды(т м же).

Одним из основополог ющих ф кторов для формиров ния злок чественной грессии

Фромм счит ет хроническую невротическую депрессию(дистимия, снижение вит льного

фон ) и к к ее следствия скуку(тоску).

В результ те эволюции человек приобрел т кие свойств психики, которые встреч ются только у

него и не имеют н логов у других видов. К ним можно отнести созн ние, р зум и вообр жение.

Последние не могут существов ть в в кууме и требуют для своего существов ния и

функциониров ния опис ние мир , своего род структуры, к рты мир . Опис ние мир может быть

примитивным, к к это быв ет в диких племен х, или чрезвыч йно сложным, к к в цивилизов нном

обществе. Внутри этой структуры з д ется своего род систем координ т, пользуясь которой

человек может регулиров ть свое поведение и получ ть ценностные ориентиры, именно; к чему

следует стремиться и чего следует избег ть. Человеку жизненно необходимы цель, т кже объект

почит ния. Объектом почит ния может служить все что угодно-от простейших идолов в диких

племен х до Бог в сложнейших монотеистических религиях.

Человеческий мозг нужд ется не только в миним льном отдыхе, но и в некотором количестве

возбуждения(эмоцион льно зн чимых стимул х). Г.Селье описыв ет это состояние к к состояние

эустресс . Известно, что дефицит эмоцион льно зн чимых стимулов, особенно в р ннем

возр сте(сенсорн я деприв ция) особенно ч сто приводит к формиров нию личности грессор ,

причем зн чимость этого ф ктор в формиров нии грессивности н порядок выше чем физические

н к з ния и другие вредные в воспит тельном отношении ф кторы. Известно, что в условиях

сенсорной изоляции человек н чин ет испытыв ть н р ст ющий стр х вплоть до п ники и

г ллюцин ции(чему свидетельство эксперимент льные исследов ния). Фромм в к честве одного из

в жнейших условий созрев ния индивид приводит н личие чувств единения. Э.Эриксон

тщ тельно р зр бот вший эту тему, и являющийся ее основоположником сообщ ет о

необходимости для человек в идентифик ции себя с другими людьми(референтной группой),

н цией и т.п., то есть когд он может ск з ть "Я т кой к к они, они т кие же к к я". Для

человек предпочтительней идентифициров ть себя с т кими субкультур ми, к к хиппи или

н рком ны, чем не идентифициров ть себя вовсе(1).

Фромм р злич ет три к тегории лиц по отношению к проблеме скуки и возбуждения:

1)Люди, способные продуктивно ре гиров ть н стимулирующее р здр жение; они не зн ют скуки.

2)Люди, постоянно нужд ющиеся в дополнительном стимулиров нии, т кже в постоянной смене

р здр жителей; эти люди обречены н хроническую скуку, но поскольку они ее компенсируют, то

пр ктически и не осозн ют.

3)Люди, которых невозможно ввести в состояние возбуждения норм льным (для большинств

людей) р здр жителем. Эти люди больны и ч сто вполне могут осозн в ть эту свою ущербность.В

третьем случ е, по мнению Фромм , преобл д ют лиц , стр д ющие хронической депрессией,

котор я, соответственно, сопровожд ется хронической же скукой. Особо оп сным следствием

"некомпенсиров нной скуки" выступ ют н силие и грессивность. Ч ще всего это проявляется в

п ссивной форме, когд , н пример человеку нр вится смотреть жестокие кров вые сцены, в

ч стности по телевидению. А от п ссивного удовольствия по поводу жестоких сцен и н силия всего

лишь один ш г к многочисленным форм м ктивного возбуждения, которое достиг ется ценой

с дистического и деструктивного поведения. К к следствие хронической невротической

депрессии(дистимии) и сопровожд ющей ее скуки Фромм описыв ет отсутствие интерес к

общению с другими людьми и з труднения в этом общении. Все эмоции у т ких личностей

н ходятся в з стывшем состоянии: они не испытыв ют р достей, з то не зн ют ни боли, ни горя.

Д лее Фромм пишет о зн чении структуры х р ктер в формиров нии с дизм . У человек ,

который еще в меньшей степени чем шимп нзе, детерминиров н инстинкт ми, р звились

компенс торные способности, выполняющие функцию инстинктов. Т кую компенс торную роль у

человек игр ет х р ктер, являеющийся специфической структурой, орг низующей человеческую

энергию, н пр вленную н достижение цели, т кже определяет п ттерн поведения. Фромм

выделяет особый с дистско-эксплу т торский х р ктер, суть которого состоит в эксплу т ции

других людей, которых обл д тель т кого х р ктер деперсонифицирует, т.е. относится к ним к к

к "человеческому м тери лу" или средству достижения цели, винтик м в собственной

м шине(вспомним, что среди идеологов ф шизм бытов ло понятие "человеческий м тери л"). К

слову упомянем известную мысль И.К нт о том, что человек ни в коей мере не может быть

средством, он всегд есть цель). Деперсонифик ция это по сути есть процесс

превр щения субъкт в объект или иными слов ми человек в вещь. Основным

стремлением продуктивной личности Фромм счит ет ж жду любить, д рить, делиться с другими.

Влечения эти, обусловленные х р ктером, быв ют н столько сильными, что к жутся обл д телю

т кого х р ктер бсолютно естественными. Человек с с дистически-эксплу т торским х р ктером

может вести себя к к сверх льтруист, но з этим всегд просм трив ется неискренность(т м же).

Фромм вводит понятие "соци льный х р ктер", под которым поним ет

тр нсцедентиров ние человеческой(имм нентной ему к к биологическому виду) энергии в

специфической форме необходимой для функциониров ния конкретного обществ . К тегория

"х р ктер" вводится Фроммом, к к одн из в жнейших для объяснения феномен злок чественной

грессии, т.к. стр сть к р зрушению и с дизм обычно коренятся в структуре х р ктер . Т ким

обр зом, у человек с с дистическими н клонностями эт стр сть по объему и интенсивности

ст новится доминирующей компонентой структуры личности.

Фромм вводит т кие понятия к к "биофилия" и "некрофилия", поним я под первым стремление

ко всему живому, р стущему, под вторым ко всему мертвому и мех ническому. некрофилия

х р ктерологическом смысле определятеся Фроммом к к стр стное влечение ко всему мертвому,

больному, гнилостному, р зл г ющемуся; стр стное жел ние превр тить все живое в неживое,

стр сть к р зрушению р ди р зрушения, интерес ко всему чисто мех ническому(небиологическому)

, кроме того, стр сть к н сильственному р зрыву естественных биологических связей. Влечение к

мертвому н иболее ч сто прослежив ется в сн х некрофилов. Некрофильский х р ктер может

проявиться т кже в убежденности в том, что существует единственный путь р зрешения проблем-

н силие. Для некрофил х р ктерно убеждение, что н силие это- "способность превр тить

человек в труп". Т кие люди ре гируют н проблемы жизни в основном деструктивно и никогд

не пыт ются помочь другим людям н йти конструктивный способ решения их проблем. Менее

явное предст вительство некрофилия н ходит в особом интересе к болезни во всех ее

форм х(ипохондрия), т кже к теме смерти(т м же).

Трудноуловимой чертой некрофильского х р ктер является

безжизненность(отсутствие или снижение способностей к эмп тии

←яЁхф√фє∙р  ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»