←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
тии, т кже тонких
эмоцион льных дифференцировок). Умный, обр зов нный некрофил может говорить о вещ х,
которые с ми по себе могли бы быть и интересны,но преподносит он их чопорно, холодно,
безуч стно, пед нтично, безжизненно и форм льно. Противоположный тип х р ктер - биофил,
н против, может говорить о пережив ниях, которые с ми по себе не очень интересны, но под ет он
их столь з интересов нно и живо, что з р ж ет других своим хорошим н строением. В к честве
яркого пример некрофильского х р ктер Фромм приводит Гитлер , н лизируя ст новление его
личности н протяжении всей его жизни(1).
Для целей выжив ния, человек должен получ ть удовлетворение своих физических
потребностей и его инстинкты з ст вляют его действов ть в том н пр влении, которое требуется
для выжив ния. Одн ко удовлетворение одних лишь физиологических потребностей не дел ет
человек сч стливым и не г р нтирует его бл гополучного состояния.
Согл сно Фрейдовскому взгляду н с дизм, д же те с дистические жел ния, которые внешне
не связ ны с сексу льностью, все р вно имеют сексу льную мотив цию.
Ж жд вл сти, ж дность или н рцисизм-все эти стр сти определенным обр зом проявляются в
сексу льном поведении. Нет т кой сферы деятельности, в которой х р ктер человек проявлялся
бы точнее , чем в половом кте: именно потому, что здесь менее всего можно говорить о
"з ученном поведении", о стереотипе или подр ж нии.
А.Гелен отмеч л, что духовные институты р дик льно к н лизируют притяз ния субъект ,
его предст вления и рефлексии. Он т кже критикует эпоху, котор я обрек ет человек н утр ту
конт ктов с миром, дел я его пленником ф нт зии. Он р ссм трив ет ф нт зии к к недост ток-
иллюзию, обм н, дере лиз цию. Но в то же время Геленовск я теория ф нт зии многослойн -он
счит ет человек "ф нт зирующим существом". Одиночество и с моуглубление.
Существенный призн к отлич ющий человек от животных с моуглубление. Животное зн комится
с внешним миром, но не может ст ть с мо для себя объектом позн ния(9).
К к и животное человек окружен вещ ми и другими существ ми, но не р створяется в них,
подобно животному, но может отгородится от них, углубившись в себя(т м же).
Бытие в ре льности с м лой долей рефлексии возможно лишь при дост точно высоком
б з льном- ффективном фоне, который сопровожд ется дост точно сильной интенсивностью
восприятия и способностью к концентр ции вним ния. В противном случ е он погрузится в себя с
последующей рефлексией и последующее будет подчинятся з кон м внутреннего мир -иде торной
сфере(ф нт зиях и рефлексии), той с мой, котор я "порожд ет чудовищ". Т кой уровень бытия, В
геленовском смысле подобен сну, дере лиз ции(т м же).
К к счит ет Г.М ркузе н всем протяжении существов ния обществ культурному под влению
подверг лись не только его общественное, но и биологическое состояние, не только отдельные
стороны бытия человек , но с м структур его инстинктов. Одн ко именно в этом принуждении и
з ключ л сь основн я предпосылк прогресс . Т к к к неупр вляемый(непод вляемый)
сексу льный инстинкт и его двойник грессивный инстинкт губительны. Р зрушительн я сил
обоих инстинктов проистек ет из импер тивного стремления к получению м ксим льного
удовольствия-удовлетворении к к с моцели. Вспомин ется пример с мышью которой в мозговую
зону удовольствия были введены электроды и котор я стимулиров л себя до той поры пок не
погибл от истощения. Отсюд возникл необходимость отклонить инстинкты от их цели путем
н ложения н них з претов-г р нтом этих з претов служит обычно вл сть опр вляя это с помощью
р зличных з конов и мор льных и соци льных норм, т кже религиозных догм тов. С репрессии,
регл мент ции, модифик ции инстинктов н чин ется цивилиз ция. Сублимиров нн я т ким
обр зом энергия идет к к н творческий, т к и н рутинный труд целью которого является
поддержив ние цивилиз ции. Узд н инстинкт х поддержив ется силовыми структур ми вл сти,
т кже положительными и отриц тельными с нкциями. Человекообр зное животное только тогд
ст новится человеком, когд происходит р дик льн я тр нсформ ция его природы, ок зыв ющей
воздействие не только н цели инстинктов, но т кже н их "ценности", т.е. принципы,
упр вляющие достижением целей. Эту перемену Фрейд опис л к к тр нсформ цию принцип
удовольствия в принцип ре льности. Бессозн тельное в человеке стремится только к достижению
удовольствия; психическ я деятельность любого действия, которое могло бы вызв ть
неприятные(болезненные) пережив ния"(8).
Одн ко несдержив емый принцип удовольствия непременно ведет к конфликту с
природным и человеческим окружением. Индивид приходит к тому, что полное и безболезненное
удовлетворение всех его потребностей невозможно. Происшедший после этого кризис приводит к
новому принципу-ре льности. Вследствие этого человек приобрет ет умение отк зыв ться от
момент льного, неверного и чрев того оп сностью удовольствия р ди отсроченного,
сдержив емого, но "г р нтиров нного" удовлетворения(т м же).
С упрочнением принцип ре льности человечек, который предст влял собой не более чем н бор
животных инстинктов превр тился в орг низов нное "Я", стремящееся к тому что, "что полезно" и
что может быть получено без ущерб для себя и для своего жизненного окружения. Под
воздействием принцип ре льности у человек р звив ется функция р зум и следующее из него
способность к мышлению н лизу и синтезу, вним нию, п мяти и суждения. Он ст новится
созн тельным, мыслящим субъектом, приводимым в движение р цион льностью н вяз нной ему
извне. И только одн форм умственной деятельности "стоит особняком" от вл сти принцип
ре льности ф нт зия сохр няющ я приверженность принципу удовольствия(т м же).
По мнению гешт льтпсихологов(Ф.Перлз) грессия и деструкция (целого) (к к элементы
восриятия) необходимы для последующего глубоко восприятия(поним ния). Процесс следующий з
деструкцией есть реконструкция. Деструкция и реконструкция относится не букв льно к
физическому объекту, к н шему поведению по отношению к объекту.Т ким обр зом любые
доверительные отношения между людьми возможн только если р зруш ются определенные
б рьеры, т к что люди н чин ют поним ть друг друг (об этом говрил и К.Лоренц). Т кое
поним ние предпол г ет, что человек исследует п ртнер , подобно тому, к к мы исследуем
к ртину("р счленяя ее"), т к, что его "ч сти" связыв ются с собственными потребностями,
которые именно бл год ря этому конт кту выступ ют н передний пл н. Ин че говоря если
пережив ние не деструктурируется, "з гл тыв ется" целиком(интроецируется) оно не может быть
ссимилиров но(интереоризиров но) и т ким обр зом восприним ется к к форм , не
содерж ние. Не интериоризиров нное восприним ет субъект к к объект, т.е. деперсонифицирует
его. Межличностные конт кты могут существов ть только при дост точной способности к
деструкции и последующей реконструкции, эти дв процесс являются производными
вз имодействия эмоцион льно-волевой и интеллекту льной сфер(что же будет происходить при
их н рушении?)(5).
Еще Клер сбо было отмечено, что для формиров ния грессивных личностей(лиц с
деструктивным поведением) имеет иде торн я сфер ( грессивно-с дистические ф нт зии. Не
редко с дисту хв т ет одной ф нт зии для достижения сексу льного возбуждения. Ф нт зия-
это процесс прогр ммиров ния будущих возможных действий или пок з тель существов ния и
р боты т кой прогр ммы.
Большинство психотических больных, д же когд они д ют волю своим ф нт зиям
и через г ллюцин ции и бред иск ж ют ре льность в угоду своим эмоцион льным потребностям,
тем не менее сохр няют определенное ре льное предст вление о возможности переход в иной
мир. В известной мере они имеют двойное существов ние. Сохр няя некоторые предст вления о
ре льном мире, они з щищ ются от него и живут, к к отр жение его в с мим ими сотворенном
мире, мире их ф нт зий(6).
Ф нт зия(иде торн я сфер ), способность вообр жения-гл вный компонент мысли; при
психозе эт способность вообр жения используется не для того, чтобы овл деть ре льностью,
для того, чтобы избеж ть ее. Положительные и отриц тельные ф нт зии-в з висимости от
отношения к ним субъект , могут бвть эгосинтоническими или эгодистоническими.
Т ким обр зом, ф нт зия является сост вной ч стью мышления или д же к ким либо
специфическим его видом. Вид мышления( бсолютистко-дихотомическое и т.п.) пр ктически
прямо пропорцион льно з висит от ффективной сферы человек , котор я является
производным тип мозговой деятельности и может меняться под воздействием экзогенных
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
|
|