←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
экзогенных
пертурб ций.Примером может служить мышление человек н ходящегося в состоянии депрессии
и противостоящего ему мышления человек н ходящегося в м ни к льном возбуждении.
Одним из вмдов проявленя грессивности и деструктивного поведения является
жестокость.
Жестокость(в юридическом смысле) это особо брут льные способы совершения преступлений,
для обозн чения определенных свойств х р ктер преступления. Жестокость может быть
предн меренной и непроизвольной, ре лизующейся в определенных действиях, верб льном
поведении( причинение мучений слов ми) или в вообр жении-ф нт зиров ниии, оперирующим
обр з ми истяз ний, мучений людей или животных. Жестокость может быть созн тельной и
неосозн нной, поэтому вст ет вопрос о соотнесении ее с эго и с бессозн тельным. Жестокость
может проявляться в отношении людей и животных, причем широко известны случ и
р сщепления, сосуществов ния жестокости по отношению к людям и сентимент льности по
отношению к животным. Жестокость прид ет определенную окр ску изн силов ниям,
хулиг нским действиям, н несению тяжких телесных повреждений, доведению до с моубийств ,
ост влению в оп сности и др. П р докс льным является сочет ние р спростр ненности и
устойчивости жестокости с ее неодобрением большинством н селения, т кже если он
проявляется в р мк х форм льно с нкциониров нных действий. Под жестокостью к к
личностной чертой следует поним ть стремление к причинению стр д ний, мучений людям или
животным, выр ж ющееся в действиях, бездействии, слов х, т кже ф нт зиров нии
соответствующего содерж ния.
Влечение к жестокости р спростр ненно н столько широко, что р ссм трив ется почти к к
норм . Ницше счит л его именно нормой и пол г л, что оргии жестокости выступ ют в к честве
фунд мент льного ф ктор в истории всего человеческого род . Подобного род извр щенные
влечения, связ нные с сексу льной сферой, известны к к с дизм и м зохизм. Но сексу льн я
холодность(фригидность) т кже связ н с влечением к причинению стр д ний, с ж ждой вл сти и
могуществ , котор я проявляется в виде удовольствия от истяз ний.
Мор лиз торство( бсолютистко-дихотомическое мышление) т кже ч сто быв ет проявлением
ж жды вл сти и могуществ , котор я проявляется в виде удовольствия от истяз ний.
Мор лиз торство т кже ч сто является проявлением ж жды вл сти и жел ния мучить(к к говорил
Ницше, проявлением "слово спр ведливый" звучит почти т кже , к к "подвергнуть пытке")(6)
Злок чественн я грессия, деструктивное поведение являются сост вными ч стями
соци льного или нтисоци льного поведения.По мнению К.Ясперс совершенно иной тип
соци льности р звив ется к к неспособность общ ться с другими и приспос блив ться к
ситу циям(из-з сниженной способности к эмп тии). Субъективно эт неспособность ощущ ется
к к нечто весьм мучительное. Любой конт кт ст новится пыткой ,и, потому человек стремится их
избег ть, предпочит я уединение. Это и является причиной стр д ний индивид т.к. под вляя в
себе соци льные инстинкты, он испытыв ет тоску по общению и любви. Его соци льность
ст новится з метн окруж ющим, которым дос жд ет им своей неловкостью. З стенчивость
перемеж ется в нем с бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение
противоречит принятым норм м. Он чувствует ре кцию окруж ющих и поэтому все больше и
больше з мык ется (6).
Способность к межличностным конт кт и требует прежде всего эмп тии.
Эмп тия есть понятие обозн ч ющеее способность к н логовой, опосредов нной
функцией лимбической системы обр ботке информ ции исходящей извне ее р сщепления и путем
уст новления обр тной связи прогноз последующих событии и выр ботк стр тегии и т ктики
поведения для получения н ибольшей выгоды. Эмп тия не есть что-либо з стывшее, но процесс в
результ те которого происходят межличностные конт кты, в результ те которых человек
способен удовлетворять (в р мк х социум свои вит льные и др. потребности в том числе и
высшие. В результ те общения происходят изменения и в нейрохимическом ст тусе к ждой из
оющ ющихся сторон. Если функция лимбической системы н рушен втом тически н руш ется
и способность к эмп тии. Получ ется порочный круг. Чем более высок у человек способность к
эмп тии тем более он будет стремится к общению, и, т ким обр зом эти способности ст нут
еще большими и н оборот. Человек с низкими эмп тическими способностями будет избег ть
общения в результ те чего у него будет стр д ть процесс идентифик ции и т ким обр зом его
вит льные потребности удовлетворены не будут. Т кие люди склонны к интроспекции и к к
пр вило склонны к мор лиз торству болезненной с морефлексии и ощущении к к это н зыв ет
ряд второв снижением чувств собственной достоверности, чувством внутренней пустоты,
мертвенности, смерзлости и р ссужд тельству, т кже обл д ют низким ффективным
фоном(дистимией). К чему ведет сенсорн я и эмоцион льн я деприв ция известно-ч стенько к
психозу. Т кие субъекты р цион льны, т к к к их мышление лишено эмоцион льного
дост точного обеспечения. Порой под влиянием внешних обстоятельств стрессового х р ктер
они переходят н другой более высокий уровень экзистенции. После чего у них появляется чувство
собственной ущербности, т.к. они позн ли другой более высокий экзистенци льный уровень.
Тогд к к т крыс н жим ющ я н рыч г они стремятся вновь повысить свой низкий
эмоцион льный уровень путем приятия психотропных т блеток, уч стия в р зличных оп сных,
связ нных с риском дел х и.т.п.
В своей р боте "З метки об отношении комплекс неполноценности к комплексу
вины"(1938) Алекс ндер р згр ничив ет психологию чувств вины и психологию чувств
неполноценности, т.е. стыд . В психо н литической литер туре той поры термины вин и стыд
использов лись к к вз имоз меняемые; Алекс ндер пок з л, одн ко, что они имеют р зличное
эмоцион льное содерж ние и совершенно противоположные функцион льные результ ты. Чувство
вины-это ре кция н к кое-либо непр вильное действие, совершенное или з мысленное по
отношению к другому, что вызыв ет стремление получить н к з ние. Виновный человек, т ким
обр зом, ищет н к з ния; д лее, его вин , тормозя д льнейшую грессивность, имеет
п р лизующий эффект. Т к я ре кция н иболее н глядным обр зом просм трив ется у
депрессивных больных, з торможенных и отст лых, обвиняющих себя в греховности. Стыд с
другой стороны,- это ре кция н ощущение сл бости, неумелости , униженности по отношению к
другим. Психологическ я ре кция н стыд противоположн ре кции н чувство вины: он
стимулирует грессивность. Чтобы изб виться от стыд , индивид должен док з ть, что он не сл б,
что он может победить того кто его опозорил. Стыд-н столько примитивн я ре кция, что
проявляется д же у животных; но чувство вины может возникнуть лишь тогд , когд у индивид
р звит совесть, то есть-ин че-когд он осозн ет и приним ет мор льные ценности своего круг . .
Вр ждебные, грессивные, отчужденные импульсы вызыв ют чувство вины; оно в свою очередь
под вляет возможность человек утвердится в соревнов нии с другими. Невозможность
с моутвердиться тормозит успешное соревнов ние с другими, п р лизует грессивность и
вр ждебность, которыми впоследствии будут т кже под влены чувством вины . Т ким путем
созд ется з мкнутый круг, леж щий в основе многих невротических р сстройств(2).
Т к, Япония является стр ной б зирующейся н культуре стыд , в то время к к США
типичный предст витель культуры вины.К к илллюстрирующий ф кт з 1980г.США произошло
10728 убийств(н селение 220 млн.человек), в то время к к в Японии было з регестриров но 48
случ ев(н сление 120 млн.человек). Риск подвергнуться н сильственному н п днеию в Нью-Йорке в
200 р з выше чем в Токио. Эйбл-эйбесфельд тр ктует подобные ф кты существов нием т к
н зыв емого "культур льного корсет "(10).
Можно прийти к выводу, что к формиров нию деструктивного грессивного
поведения могут приводить те или иные особенности тесного вз имодействия между
биологическими и соци льно-средовыми ф ктор ми.
Использов нн я литер тур :
1.Э.Фромм Ан томия человеческой деструктивности. М.1994г.
2.Ф.Алекс ндер.,Ш.Селесник Человек и его душ . М.1995г.
3.К.Лоренц Агрессия М.1994г.
4.Р.Докинз Эгоистичный ген. Изд тельство "Мир".
5.Ф.Перлз Опыты психологии с мопозн ния. М.1993.
6.К. Ясперс Общ я психоп тология М.1997.
7.Ю.М.Антонян, В.В.Гульд н. Кримин льн я п топсихология.М.1991.
8.Г.М ркузе.Эрос и цивилиз ция. Киев 1995.
9.Это человек(философск я нтропология М.1995.
10.F.A.Elliot Violence:A Product
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6
|
|