←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
поведения подростков не занимается.
С учащимися подросткового возраста не работает, хотя учителя обраща-ются по поводу плохого поведения и низкой успеваемости. Проводятся беседы- консультации с учителями, родителями, детьми, развивающие и коррекционные занятия.
Воспитательная работа в школе строится на основе правовой базы. Цель воспитательной работы: создание атмосферы толерантности в детско-взрослом коллективе.
Основные задачи: 1) определение путей обновления воспитательной сис-темы школы. 2) разработка системы мероприятий, направленных на формиро-вания самосознания здорового образа жизни. 3) обеспечение формирования ин-формационного поля по развитию гражданско-патриотического воспитания.
Для решения задач проводится комплексный анализ работы классных ру-ководителей, проведение мониторингов, проведение родительских собраний. Прямой работы с агрессивными подростками не проводится, хотя в школе ра-ботает совет по профилактике – работа ведется с «трудными» учащимися, кото-рые состоят на ВШУ (внутри школьный учет). В течение года классные руково-дители выходят в трудные семьи, проводятся встречи с инспектором ИДН (ин-спекция по делам несовершеннолетних), врачами наркологического диспансера, психологом; оформляют информационные стенды, круглые столы, семинары, конференции. Школа организует каникулы с целью занятости учащихся, кото-рые находятся на ВШУ.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1.Подготовительный этап: беседа с администрацией, учителями, психоло-гом, учащимися школы, подбор методик, формирование первичной выборки.
2. Констатирующий этап: подготовка к диагностическому обследованию, обработка результатов, анализ и обсуждение результатов, формирование кор-рекционной группы, описание психологических особенностей личности агрес-сивных подростков.
3. Разработка и реализация коррекционной программы.
4. Контрольный этап: диагностика уровня сформированности особенно-стей личности агрессивных подростков.
На подготовительном этапе была проведена беседа с директором школы, с его заместителем по воспитательной работе.
Директор школы для исследования выделила два восьмых класса, в кото-рых один классный руководитель. Один класс заявлен как «благополучный», второй как «проблемный», так как в нем обучаются дети из неблагополучных семей. Заместитель директора по воспитательной работе рассказала о методах воспитательной работы в школе, о способах работы с трудными учащимися.
В беседе с классным руководителем мы попросили его по внешним при-знакам выделить группу подростков, склонных к агрессивному поведению в разных классах, на основе собственного наблюдения. Учителем была выделена группа агрессивных подростков в количестве 14 человек.
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков
Для диагностики психологических особенностей личности агрессивных подростков нами была использована комплексная психодиагностикая методика исследования личностных качеств FPI, Басса-Дарки.
Цель методики FPI: исследования уровня развития психологических осо-бенностей личности.
Инструкция: ответьте «да» на те положения, с которыми Вы согласны и «нет» на те, с которыми Вы не согласны.
Оценка результатов: оценки уровня развития обследуемых качеств осуще-ствляется на основе таблицы стенов, и их результаты определяются как высо-кие: 9-7, средние: 6-4, низкие: 1-3.
Цель методики Басса-Дарки: выявление подростков, склонных к агрессив-ному поведению.
Инструкция: ответьте «да» на те положения, с которыми Вы согласны и «нет» на те, с которыми Вы не согласны.
Оценка результатов: опросник выявляет агрессивные и враждебные реак-ции. Норма агрессивности: 21+4; норма враждебности: 7+3.
Для диагностики, выделенных показателей в результате теоретического анализа были использованы тесты – опросники: Басса – Дарки и FPI. Для ди-агностики уровня агрессивности был использован тест Басса – Дарки, а для ди-агностики психологических особенностей агрессивных подростков тест – FPI.
Результаты диагностики по тесту Басса – Дарки зафиксированы в таблице №1
Таблица №1
Уровни агрессивного поведения подростков
№ Ф.А Показатели
Ф.А. К.А. РАЗ. НЕГ. ОБ. ПОД. В.А. Ч.В ИА АВ
1 Эльвира Б. 7 5 7 3 6 7 10 7 24 13
2* Лена С. 9 8 9 4 4 8 13 7 31 12
3 Катя Н. 4 6 5 3 6 5 7 5 16 11
4 Лена Д. 7 7 4 4 3 8 9 4 20 11
5 Ира Т. 8 5 8 4 3 7 8 5 24 10
6 МаринаП. 5 7 7 0 5 5 5 6 17 10
7 НаташаЖ. 2 2 3 2 5 5 7 5 12 10
8 ИринаТ. 2 4 4 4 2 4 7 7 13 6
9* Вика А. 10 9 6 5 6 8 13 8 29 15
10 Аня Г. 7 6 5 3 2 7 10 8 22 9
11 МаргаритаР. 6 5 6 4 3 4 12 5 24 7
12 Марина М. 8 7 4 4 3 7 11 2 23 10
13* Надя Е. 9 6 6 3 3 8 11 5 26 11
14 Даша В. 8 6 3 3 4 5 8 4 19 9
15 Кристина С. 6 5 6 4 3 6 7 6 19 9
16 Марика С. 8 6 6 3 4 5 10 7 24 9
17 Ани А. 8 7 6 2 3 5 7 7 20 8
18 Марита Б. 5 6 3 4 5 3 10 5 18 8
19 Ксения К. 8 7 4 4 3 4 8 6 20 7
20 Лери К. 9 3 7 5 6 6 7 8 23 12
21 Саша П. 4 4 1 2 3 6 5 6 10 9
22 Никита А. 8 8 7 4 5 7 10 6 25 12
23 Олег М. 8 3 7 3 3 6 8 7 23 9
24 Алексей А. 9 5 8 3 3 6 7 9 24 9
25* Сергей Р. 10 6 6 5 5 9 10 7 26 14
26 Саша Т. 7 6 6 3 2 5 8 6 21 7
27 Вова Х. 6 3 7 3 2 6 11 7 24 8
28 Артем П. 9 6 5 5 4 8 10 7 24 12
29 Женя К. 8 4 3 3 4 5 7 7 18 9
30 Женя П. 8 6 4 4 4 5 8 8 20 9
31 Виталий А. 7 3 4 3 3 4 7 2 18 7
32 Артем Н. 1 2 8 1 5 6 7 8 16 11
33 Дима Д. 7 4 8 3 6 6 9 8 24 12
34* Влад О. 9 9 10 4 3 3 10 1 29 6
35 Влад Ч. 7 7 7 4 7 7 10 4 24 14
36 Дима Г. 8 7 6 5 6 9 9 8 23 15
В результате анализа полученных данных высокий уровень физической агрессии зафиксирован у 75% - 27 человек; косвенной агрессии - 30,5% - 11 че-ловек; склонности к раздражению зафиксирован у 33,3% - 12 человек; негати-визма наблюдается 47,2% - 17 человек; Обиды у 22,2% - 8 человек; подозри-тельности - 38,9% - 14 человек; вербальной агрессии у 50% -18 человек; чувст-ва вины - 50% 18 человек. Средний уровень физической агрессии зафикси-рован у 16,6% - 6 человек; косвенной агрессии у 47,2% - 17 человек; склонно-сти к раздражению - 52,7% - 19 человек; негативизма - 44,4% - 16 человек; обиды выявлен у 66,7% - 24 человек; подозрительности - 52,7% - 19 человек; вербальной агрессии - 50% - 18 человек; чувства вины - 38,9% - 14 человек. Низкий уровень физической агрессии выявлен у 8,3% - 3 человека; косвенной агрессии - 16,7% - 6 человек; склонности к раздражению у 13,8% - 5 человек; негативизма у 5,5% - 2 человека; обиды -11,1% - 4 человека; подозрительно-сти зафиксирован у 5,5% - 2 человека; вербальной агрессии не выявлен; чув-ства вины - 8,3% 3 человека.
Анализ показал, что только 5 человек из всех испытуемых склонны к про-явлению агрессивного поведения. Лена С. (ИА) – 31; (ИВ) – 12, Вика А. (ИА) – 29; (ИВ) – 15, Надя Е. (ИА) – 26; (ИВ) – 11, Сергей Р. (ИА) – 26; (ИВ) – 14, Влад О. (ИА) – 29; (ИВ) – 6. Данные, полученные при обследовании, совпадают с данными учителя, который выделил тех же школьников по субъективному критерию.
Высокие показатели агрессивности, выявленные у пятерых
подростков, сведены в отдельную таблицу №2
Таблица №2
Показатели Уровни
высокий средний низкий
Физическая
Агрессия 100% - -
Косвенная
Агрессия 50% 40% 10%
Раздражение 40% 60% -
Негативизм 50% 20% 30%
Обида 50% 50% -
Подозрительность 75% 25% -
Вербальная
Агрессия 100% - -
Чувство вины 70% 30% -
Результаты диагностики по тесту FPI зафиксированы в таблице №3
Таблица№3
Психологические особенности подростков
№ Ф.И. Показатели
Н СА ДЕП РАЗ ОБЩ УР РА ЗАС ОТ ЭИ ЭЛ МФ
1 Эльвира Б. 8 5 7 7 6 4 6 6 6 6 8 8
2* Лена С. 9 9 7 9 5 6 9 5 4 6 8 8
3 Катя Н. 5 5 5 5 6 6 6 6 8 7 6 3
4 Лена Д. 6 5 6 6 7 6 6 6 8 8 7 5
5 Ира Т. 8 5 7 7 6 4 6 6 8 6 6 5
6 Марина П. 7 5 8 7 2 4 4 6 8 4 7 1
7 Ната-шаЖ. 7 7 8 5 4 3 6 5 6 4 7 2
8 ИринаТ. 6 5 4 3 4 8 6 6 8 4 4 8
9* Вика А. 6 8 6 9 9 5 9 5 5 9 7 9
10 Аня Г. 7 7 6 6 5 8 7 7 8 8 6 5
11 Марга-рита Р. 4 5 4 5 5 6 8 3 8 6 3 5
12 Марина М. 4 7 3 7 9 8 8 5 9 9 4 9
13* Надя Е. 7 8 6 7 9 6 8 5 3 9 6 9
14 Даша В. 7 7 8 6 4 8 6 6 9 7 7 6
15 Кристина С. 4 1 4 5 9 4 7 5 5 6 4 6
16 Марика С. 6 6 6 8 6 6 9 9 8 7 7 6
17 Ани А. 7 7 6 8 8 8 7 6 8 8 8 8
18 Марита Б. 4 4 4 6 8 6 5 6 8 8 5 5
19 Ксения К. 6 7 6 9 4 8 9 7 9 8 7 8
20 Лери К. 8 6 7 7 5 7 9 5 7 6 6 8
21 Саша П. 4 1 6 3 4 3 5 6 4 3 6 3
22 Никита А. 9 9 9 9 4 6 9 7 6 9 8 8
23 Олег М. 5 1 4 5 8 5 7 1 3 6 3 5
24 Алексей А. 7 8 8 7 7 8 9 9 6 7 8 5
25* Сергей Р. 8 5 7 8 6 5 9 7 6 6 6 8
26 Саша Т. 4 5 4 4 6 5 5 5 4 6 2 9
27 Вова Х. 4 4 6 7 5 5 7 7 5 9 4 5
28
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
|
|