Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Агрессия

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Скачать реферат


воз-можность проявляется в зависимости от способности наносить серьезные по-вреждения своим жертвам. Итак, К. Лоренц рассматривал агрессию, как неиз-бежное следствие врожденных сил. Он говорил о возможности ослабления агрессии и контроля подобного поведения. Он полагал, что участие в различ-ных действиях , несвязанных с причинением ущерба, может предотвращать на-копление агрессивной энергии до опасного уровня и, таким образом, снизить вероятность вспышек насилия. Угроза вспышек, выплеска насилия у человека может быть предотвращена посредством тысячи других действий. Лоренц ут-верждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться не совместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.

1.1.3. ПОДХОД К АГРЕССИИ Э. ФРОММА

Агрессия – это мазохистское влечение к смерти, к страданию. Э.Фромм выделяет несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, по-трясение веры, компенсаторное и архаичный тип – жажда крови. Уделял вни-мание анализу такого типа как садизм – когда один человек пытается подчинить другого своей власти, сделать его беспомощным объектом своей воли, иметь возможность сделать с ним что угодно, унизить, поработить, но главная цель – заставить страдать, причинить боль. Человек использует свою силу, чтобы раз-рушать, когда он не способен созидать, создавать новое. Тогда насилие превра-щается в комперсаторное – это результат искаженной жизни человека. Единст-венное средство от проявления подобного насилия – увеличение творческого потенциала, развитие способностей человека к творческому использованию своих сил. Разочарование в вере, добре, любви делают человека циником, раз-рушителем. Разочарование ведет к ненависти жизни. Насилие из мести свойст-венно определенным индивидам так и целым группам. Жажда мести может быть восстановлением чувства собственного достоинства, элементом самоува-жения, восстановлением идентичности. Существует связь между интенсивно-стью чувства мести и экономическим, культурным обнищанием социальных групп. Однако насилие, направленное на защиту жизни, имеет другую суть, чем насилие, направленное на разрушение. Реактивное насилие проявляется при защите свободы, достоинства, его целью является сохранение. Однако чувство опасности может быть основано не на реальной данности, а на манипуляциях. 48,99.

Итак, Э. Фромм отмечал, что фрустрация потребностей и желаний явля-ется обычном явлением в обществе, отмечал, что агрессия и насилие постоянно возникают, и, так или иначе проявляют себя. Фромм связывал проблему наси-лия и агрессии с вопросом о социальном характере человека. Общество, группа целенаправленно формирует у своих индивидов определенные черты, в том числе и отношение к насилию.

1.1.4. ВЗГЛЯДЫ К.Ю. ЮНГА НА АГРЕССИЮ

Объяснял причины проявления агрессивности и насилия в соответствии с обоснованной им концепцией бессознательного и архетипами. Агрессия, на-силие объясняется воздействием бессознательного на сознание, психику чело-века. Конфликт индивида с его темной половиной неизбежен и мучителен, по-ражение ведет к душевной гибели, преодолению, возрождению.48,101.

1.1.5. ПОНИМАНИЕ АГРЕССИИ К. ХОРНИ

К. Хорни, исследуя проблемы кризисных состояний, в которых индивид проявляет агрессию, насилие, показала взаимосвязь последних с повышенной базисной тревожностью личности. Человек, подверженный состоянию «движе-нию против людей», склонен к конфликтности, проявлению агрессивности, на-силия. Агрессия является одним из многочисленных видов психологической защиты индивида, стремление к безопасности, гипотетические потребности комфорта и удовольствия.48,101.

Можно сделать вывод, что центральное место для всех психоаналитиче-ских теорий занимает положение о том, что агрессия является средством по преимуществу инстинктивных, врожденных факторов, что агрессивное прояв-ление почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных по-требностей, ни устранение социальной несправедливости, ни других позитив-ных социальных изменений в структуре человеческого обществе не могут пре-дотвратить зарождение и проявление агрессивных импульсов. Агрессия являет-ся неотъемлемой частью человеческой природы.

Проблема агрессивности, тревожности, насилия привлекает представителей не только психоаналитической ориентации. Изучение природы проявления этих свойств посвящены работы А.Басса, Д.Долларда, Л. Берковца, А. Бандуры, Д. Уотсона и др.

1.1.6. ФРУСТРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ: АГРЕССИЯ И

ФРУСТРАЦИЯ

Эта теория возникла как противопоставление концепции влечений. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой аг-рессивности считается Д. Доллард. Его основной вывод: «агрессия всегда есть следствие фрустрации» 8,28. Был высказан вывод о том, что возможна психо-логическая разрядка агрессии: можно высказаться, сочинить рассказ, нарисо-вать картину. И все это выступает в качестве реакций, замещающей реальное проявление агрессии и насилия – это эффект катарсиса. Эффект катарсиса ис-пользуют для реконструкции агрессивного поведения. Согласно воззрениям Долларда, агрессия – не автоматически возникающие в организме человека вле-чение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Схема агрессия – фрустрация базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение, замещение.

Агрессия – понимается, как намерение навредить другому своим действи-ем, как акт целенаправленной реакции, который является нанесение вреда орга-низму.

Фрустрация – возникает, когда появляется помеха осуществления реак-ции. Величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемо-го действия, значительности препятствия к достижению цели и количества це-ленаправленных действий ( попыток ) после которых наступает фрустрация.

Торможение - это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. Установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого нападения. Торможе-ние актов агрессии является дополнительной фрустрации, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения, и усиливающая побуждение к другим формам агрессии.

Замещение – это стремление участвовать в агрессивных действиях, направ-ленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустра-ции.

Фрустрационная теория имела много замечаний в свой адрес. Критикова-лась схема «агрессия - фрустрация». Замечено было, что люди, которые испы-тывают фрустрацию, не обязательно ведут себя агрессивно и наоборот. В дальнейшем сторонники фрустрационной теории видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обусловлевания аг-рессии фрустрации является Л. Берковец. Он показывал влияние социально – психологических параметров - т.е. социального окружения, взаимоотношения-ми с другими социальными субъектами на проявление агрессивности в дейст-виях человека. 1. это дополнительная переменная, характеризующая возмож-ные переживания, возникающие в результате фрустрации, - гнев, как эмоцио-нальная реакция на фрустрирующий раздражитель. 2. Агрессия не всегда явля-ется доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться.

Он ввел три существенных поправки в схему « агрессия – фрустрации »

а). Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним.

б). Даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий.

в). Выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

В процессе своего развития фрустрационный подход претерпел значитель-ные изменения и разделился на два значительных самостоятельных течения.

- Сторонники первого течения остались приверженцами фрустрационно – агрессивной гипотезы, продолжают исследовать условия, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению агрессивных действий.

- Сторонники второго течения создали собственную концепцию фрустра-ции, в основу которой положен анализ фрустрационных ситуаций, классифика-ция и типологии реакций на фрустрацию.

Представителем был С. Розецвейг. Он выделил три типа причин, вызы-вающий фрустрацию.

1. Лишение (privation) – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Выделяют « внутренние лишения » и « внешние лишения ». «Внешние лишения» - когда фрустратор находится вне самого человека; «внутренние лишения» - когда фрустратор находится в самом человеке.

2. Потери (deprivation) утрата предметов или объектов, ранее удовлетво-ряющих потребности.

3. Конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

Агрессия рассматривается как один из возможных выходов из фрустри-рующей ситуации. При фрустрации личность реагирует целым комплексом за-щитных реакций.

1.1.7. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ:

БИХЕВИОРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Эта теория показывает, что агрессия представляет собой усвоенное поведе-ние в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального направлении. Д. Уотсон рассматривал проявление аг-рессии, насилия как результат прошлого опыта индивида, влияние окружающей среды на его поведение.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»