Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Агрессия

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Скачать реферат


поведение. Использование методов подкрепления и наказания оказывает существенное влияние на формы проявления агрессии и уровень ее интенсивности. Теория социального научения – это изучение человеческого по-ведения, ориентированного на образец. Образец в данном случае рассматрива-ется как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способов действия человека. Здесь внимание уделяется изучению первичных посредников социализации, а именно родителей на обучение детей агрессивному поведению. Было доказано, что по-ведение родителей может выступать в качестве модели агрессии, и что у агрес-сивных родителей бывают агрессивные дети. Представителем такой теории был А. Бандура. Он выдвинул три момента анализа агрессивного поведения:

• Способ усвоения подобных действий.

• Факторы, провоцирующие их поведение.

• Условия, при которых они закрепляются.

Человек научается и более эффективным агрессивным действиям: чем ча-ще он их использует, тем сильнее, совершеннее они становятся. Имеют значе-ния и успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяю-щийся неуспех - силу тенденции торможения. Важным элементом этой теории является социальное подкрепление. Подкрепление – это какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Это может быть похвала и выго-вор, улыбка и насмешка, дружеские или враждебные жесты.

Различают две формы подкрепления:

-положительное подкрепление – это любой стимул, который следуя за ре-акцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне.

-отрицательное подкрепление – это стимул, устранение которого усили-вает реакцию.

Существует множество способов подкрепления, например, поощрение и нака-зание. Используется четыре вида подкреплений:

1. Если в след за реакцией ребенка следует положительное подкрепляющие средство, то результат – положительное поощрение.

2. Если положительное подкрепление устраняется после той или иной реакции ребенка, то результат – отрицательное наказание.

3. Если за реакцией следует отрицательное подкрепление, то результат – поло-жительное наказание.

4. Если отрицательное подкрепляющие средство устраняется после реакции, то результат – отрицательное поощрение.

Постоянное, положительное подкрепление отдельных агрессивных актов, в конце концов сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раз-дражители. Наблюдение и подкрепление агрессии развивает у человека высо-кую степень агрессивности как личностной черты.

1.1.8. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Работы К. Роджерса, В. Франкла, Ф. Перлза и др. исследуют и объясняют проявление агрессии и насилия в соответствии со своими основными положе-ниями. К. Роджерс считал, что агрессия и насилие являются вынужденными от-ветными действиями индивида на ограничение его свободы, возможности вы-бора. Агрессия и насилие являются разновидностью психологической защиты, маской. Агрессия есть ответ организма на опыт, который был воспринят как уг-рожающий, не соответствующей представлению индивида о самом себе. Чело-век испытывает необходимость принятия себя, своих качеств. Он стремится к счастью, к хорошей жизни. Если он ориентирован на мнение других о себе – то испытывает напряженность, волнение, тревогу, беспокойство по поводу подоб-ных оценок. Человек стремиться оправдать их ожидания и требования, поэтому он уже не свободен, ограничен в возможностях выбора действий, а как выска-зывал К. Роджерс, агрессия – это вынужденное ответное действие на ограниче-ние свободы.48,103.

1.1.9. ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

Рост теоретического интереса к изучению детской и подростковой агрессии обусловлен тем, что переходные, кризисные периоды трансформации социаль-ных систем всегда связаны с ростом агрессии. Это тем более актуально, что трансформация нашего общества связана с перестройкой личности и сознания, с переоценкой целого ряда личностно-психологических качеств. Среди прочего, это относится и к переоценке роли и места агрессии в развитии личности.

Много плановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашло отражение в работах многих авторов (Г.М. Андреева, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, О.Ю. Михайлова, А.А.Реан, Е.В. Рощин, Т.Г. Ру-мянцева и др.).

Проблема агрессивности подростков рассматривается в различных контек-стах, в частности, повышения их психо-социальной адаптивности (Е.В. Оль-шанская, В.А. Троск). Внимание именно к подростковому возрасту в значи-тельной мере связано с тем, что в этот период определяются те способы психо-социальной адаптации, которые становятся характерными для индивида в тече-ние всей последующей жизни. Отсутствие адекватных способов реагирования в различных ситуациях может привести к закреплению неконструктивных, небла-гоприятно отражающихся на психоэмоциональном благополучии подростка форм поведения и даже вызвать негативные изменения на личностном уровне (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.Н. Петрунек, Л.Н. Таран). Анализируются осо-бенности делинквентного поведения подростков ( М.А. Алемаксин, С.А. Бели-чева, И.А. Невский и др.) и условия их коррекции ( Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейн и др.). Агрессивность изучается как объект педагогической диаг-ностической оценки (С.Ф. Сироткин ).

Изучение феномена агрессии в психологии привело к возникновению боль-шого количества теорий и концептуальных схем. Воспользовавшись классифи-кацией О.Ю. Михайловой, можно представить множество теорий, направлен-ных на объяснение феномена агрессивности, следующим образом:

Традиционный подход к анализу проблемы, в рамках которого выделяют-ся теории биологической и социальной обусловленности агрессии (С.Н. Енико-лопов, М. Косаевский), основанный на соотношении биологических и социаль-ных факторов в этиологии агрессивного поведения.

Классификация, построенная по принципу признания или отрицания воз-можностей контроля и сдерживания агрессии (Т.Г. Румяянцева), выделяющая: теории, связанные с «истощением и отводом спонтанно проистекающей агрес-сивной энергии»; теорией физиологического контроля за агрессией; теории со-циального контроля и сдерживания агрессии.

Классификация, основанная на оценке социальной приемлемости (А.А. Реан), в рамках которой выделяется этико-гуманистический подход, трактующий аг-рессию как поведение, противоречащее позитивной сущности личности, и эво-люционно-генетической, рассматривающий ее как целесообразную форму по-ведения, способствующую адаптации и выживанию.55,10.

При характеристике агрессии чаще всего используют два основных понятия: агрессивное поведение - любая форма поведения, целенаправленная на причи-нение вреда другому участнику взаимодействия (Р. Бэрон, Д. Ричардсон) и аг-рессивность как свойство личности.

Учитывая, что поведение любого человека определяется не только ситуацией взаимодействия, но и его индивидуальными особенностями, агрессивность можно понимать как предпосылку агрессивного поведения. Не за всяким агрес-сивным поведением стоит агрессивная личность, ровно как не каждая агрессив-ная личность должна демонстрировать агрессивное поведение (А.А. Реан). Не-смотря на то, что понятие «агрессивное поведение» и «агрессивность» связаны между собой, их природа различается.

Отмечается устойчивая тенденция в исследованиях зарубежной и отечест-венной психологии к многофакторному исследованию проблемы агрессии и аг-рессивности (О.Ю. Михайлова), когда всестороннему анализу подлежат раз-личные аспекты ее проявления. Агрессия начинает рассматриваться как слож-ный многоуровневый феномен, как сложное, многомерное поведение, детер-минируемое различными факторами.55,10.

Предполагается целесообразность сравнительного анализа ситуатив-ных и личностных детерминант агрессивного поведения (А.А. Реан), когда возможным подходом может быть выделение уровней структуры агрессии, где за критерий различения берутся количественные показатели силы агрессивных действий или степени агрессивности личности.

Агрессивность рассматривается как системное социально-психологическое свойство, формирующееся в процессе социализации личности и приобретаю-щее в зависимости от воздействующих биологических, психологических, соци-альных факторов конструктивный (социализированный) или, при нарушении социализации, деструктивный характер, при этом подчеркивается необходи-мость изучения роли агрессии в структуре психологической индивидуальности субъекта как целостного феномена (С.Л. Соловьева); в зависимости от места в структуре деятельности и особенностей механизма саморегуляции выделяется личностный, осуществляемый в рамках деятельности; индивидуальной, соотно-симый с действиями, и индивидный, связанный с отдельными операциями уровня агрессивного поведения (Н.А. Ратинова).

Т.Н. Курбатовой (опираясь на представления Б.Г. Ананьева) осуществлен структурный анализ агрессии, в основе которого выделены три уровня: инди-видный (связан с природной основой, защитой себя, потомства, имущества и т.д.), субъектно-деятельностный (связа со стремлением к достижению цели и реакций на угрозу, проявляется в привычном стиле поведения), личностный (связан с мотивационной сферой, самосознанием, проявляющийся в предпочте-нии насильственных средств для реализации своих целей).

Новый нетрадиционный подход к трактовке агрессии осуществлен в ис-следовании О.Ю.Михайловой, в котором агрессия выступает как одна из пове-денческих стратегий активного разрешения неудовлетворяющей субъекта си-туации, формирующаяся на основе поисковой активности. Будучи уже сфор-мирована, она проявляется как самостоятельная форма поведения

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»