Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Агрессия

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Скачать реферат


поведения, хотя включа-ет в себя и в дальнейшем элементы поисковой активности, сохраняя тем самым признаки своего происхождения.55,11.

При попытках прогнозирования агрессивного поведения подростков в на-стоящее время наиболее часто применяется теория социального научения, ко-торая представляет собой синтез традиционной теории научения и когнитивной теории мотивации (А. Бандура), апеллирующая к социальным воздействиям, к социальным условиям формирования личности ребенка (М.Раттер); наибольшее внимание уделяется внешним (социальным) детерминантам агрессии детей, и, прежде всего, характеру внутрисемейных отношений (Р.Бэрон, Р. Ричардсон). В отечественной литературе детская агрессивность рассматривается как некото-рое качество, которое формируется в возрасте около трех лет, существуя до пу-бертатного возраста, преимущественно, в форме физической агрессии, претер-певает процесс социализации, включающий освоение новых, более социально приемлемых, вербальных способов агрессивного поведения (И.А. Фурманов).

В последнее время намечается тенденция к исследованию феномена агрес-сивности как сложного явления, формирующегося под влиянием не только био-логических (например, хромосомные аномалии) и социальных (например, стиль воспитания в родительской семье), но также и психологических факторов. К психологическим факторам агрессии относят когнитивные факторы (опреде-ленный способ восприятия и интеграции воздействующих стимулов), эмоцио-нальные (эмоции злости, гнева, мотивирующие агрессивные действия), волевые (уровень контроля за эмоциональными реакциями и поведением в целом), на основе которых, складывается соответствующая модальность агрессивности: конструктивная или деструктивная, что позволяет диагностировать уровень со-циализации свойства агрессивности формирующейся личности (Е.В. Ольшан-ская).55,12.

Однако при всем обилии появившихся исследований в современной запад-ной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Таким образом, не су-ществует единого мнения на определение агрессии и причины ее возникнове-ния. Ни одна из теорий не может дать полный ответ на эти вопросы, а затраги-вает только определенный аспект проблемы.

1.2. Проявление особенностей агрессивного поведения подростков

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе является подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы социального поведения, вырисовывается общая направленность в фор-мировании нравственных представлений и социальных установок. С одной сто-роны, для этого сложного этапа показательные негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности. Свертывание прежде установившейся системы интересов и протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, этот возраст отличается массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многооб-разным и содержательным становится его отношение с другими детьми и взрослыми, значительно изменяется и качественно расширяется сферы его дея-тельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям. Опре-деление подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание, оно и другие изменения, связаны с развитием организма, оказывает свое влияние на психическое развитие. Тревожащие мо-менты в поведении подростка - такие как агрессивность, жестокость, повы-шенная тревожность принимают устойчивый характер обычно в процессе сти-хийно – группового общения, складывающегося в различных компаниях.

В современной психологии сказано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастуном, атеистом или религиозным – он становится таким. Ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, является не биологические свойства, а недостатки се-мейного воспитания.

Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль среди сверстников и старших. Во взрослом сообществе утверждается позиция, препятствующая развитию соци-альной активности подростков – ребенок должен слушаться. В результате складывается между взрослыми и подростками психологический барьер, стре-мясь преодолеть который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения, желая привлечь на себя внимание, показать, что Я изменился, что у Меня есть свои права и обязанности.

Сущность агрессивного поведения проявляется в анализе его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного харак-тера – гнев, месть враждебность, злость, отвращение, возмущение, страх, тре-вожность, вина. Агрессивное поведение, связанное с этими эмоциями, которые выражаются в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийст-вах отчасти изнасиловании, в повреждении или уничтожении имущества. Одна и та же эмоция, по - разному, влияет на разных людей, она оказывает разное влияние на одного и того же человека в целом. Они воздействуют на уровень электической активности мозга, на напряжение мышц, лица, тела, на функцио-нирование кровеносной, дыхательной систем. Эмоции могут изменять воспри-ятие окружающего мира: от яркого и светлого - к темному и угрюмому; наши действия - от неадекватных к искусственным и целесообразным. Индивиду-альные особенности, различие эмоциональных порогов у детей, влияют на час-тоту, с которой они выражают свои эмоции, определяют характер реакций на них у окружающих. Характер же реагирования на эмоциональное поведение детей обусловливает их экспрессивный стиль, личностные особенности. Чувст-ва, эмоции, переживания, порождаемые внешними и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в той форме, принятой в той культуре, к кото-рой он принадлежит. Проявлению агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемые в различных институтах социализации, в том чис-ле не только семьи, школы, но и СМИ.

Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток – это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследст-венность. Черты, качества агрессивности он приобретает под воздействием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окру-жающей его среде. Агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против не понимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Так же могут влиять и природные особенности - его темперамент, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение держать себя. Подросток ищет выхода внутреннему напряжению.

В науке осуществлялись попытки типологии по раскрытию причин агрес-сивности подростков. При этом одни исследователи полагают, что необходимо базироваться на психодинамических различиях, другие берут за основу их осо-бенности психосоциального развития.

Примером такой типологии являются:

Первая группа – подростки с психопатическими чертами характера.

Вторая группа - дети с задержкой умственного развития.

Третья группа – подростки не имеющие патологических отклонений, но не правильно воспитанные, безнравственные.

П.П. Бельский, исходя из мотивации и поведения подростков, предложил:

• Подростки, стремящиеся удовлетворить элементарные и низменные потребности.

• Слабовольные дети, поддающиеся внушаемости.

• Подростки, действующие под влиянием истории.

И.А.Невский предлагал следующие:

• Подростки с педагогической запущенностью.

• Подростки с социальной запущенностью.

• Подростки с крайней социальной запущенностью.

С.Я. Беличева выделила группы:

• Подростки глубоко педагогически запущены, их суждения прими-тивны, поверхностны их процессы внимания, запоминание ослабленное.

• Дети характеризуются аффективными нарушениями, они раздражи-тельны, озлобленны, гневливы, проявляются истеричные формы поведения.

• Подростки развязные, конфликтные.

В западных работах выделяются две группы:

1. Подростки с социализированными формами антиобщественного пове-дения – характерны эмоциональные расстройства.

2. Дети, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением – различные психические нарушения.

Истоки агрессивности лежат в семье, отношения ее членов (ссоры, оттор-жение ребенка, его принуждения, в том числе наказанием, страхом ), в меньшей мере со сверстниками, учителями.51,64.

ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ:

Если ребенка часто критиковать - он учится осуждать.

Если ребенку часто демонстрировать враждебность – он учится драться.

Если ребенка часто высмеивают – он учиться быть робким.

Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учиться быть терпели-вым.

Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребенок живет с чувством безопасности – он учиться верить.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

На основе наблюдений выделяют четыре группы определенного типа по-ведения подростков. Разделены условно.

ПЕРВАЯ ГРУППА: характеризуются

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»