←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
характеризуются устойчивым комплексом у подрост-ков аномальных и аморальных, примитивных потребностей, стремление к по-требительскому время препровождению, деформации ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авто-ритета – являются типичными особенностями этих детей. Они эгоистичны, ци-ничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
ВТОРУЮ ГРУППУ: составляют подростки с деформированными потреб-ностями и ценностями. Обладая более широким кругом интересов, они отлича-ются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное по-ложение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсив-ность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность. У детей из-вращено представление о мужестве, о товариществе. Им доставляет удовольст-вие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляться у них ситуативно, в основном против тех, кто слабее.
ТРЕТЬЮ ГРУППУ: подростков характеризует конфликт между деформи-рованными позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взгляда-ми. Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью. Эти дети апатичные не стремятся к достижению успеха. В их поведении пре-обладает косвенная и вербальная агрессия.
В ЧЕТВЕРТУЮ ГРУППУ: входят подростки, которые отличаются слабо-деформированными потребностями, но, в то же время, у них наблюдается от-сутствие определенных интересов и весьма ограничен круг общения. Они без-вольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей характерно трусливость, мнительность. В их поведении преобладает вер-бальная агрессия и негативизм.53,73
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из ост-рейших проблем нашего общества, где за последние годы растет молодежная преступность, особенно преступность среди подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущие за собой тяж-кие повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, которые но-сят ожесточенный характер.
Агрессия и агрессоры всегда оцениваются крайне отрицательно, как вы-ражение антигуманизма, наличие культа грубости. Но имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергитично наступательных и дают им положительную окраску. Это обычно делается, если речь идет о спортивных состязаниях.
В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного по-ведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлоб-ленность», «жестокость», «враждебность».
Причины агрессии ребенка необходимо искать в семье, в воспитании. На-казание детей может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стиму-ляции, включая овладение формами агрессивных действий. Ребенок учится, что сильный и старший может проявлять, демонстрировать агрессивные дейст-вия. Наблюдения показывают, что агрессивные дети воспитываются родителя-ми, применявшие к ним физическое насилие. Детей, которых часто и сильно били, ведут себя спокойно и даже покорно дома, но по отношению к посторон-ним, к ровесникам проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у кото-рых в семье была другая ситуация. Наказание – это модель агрессивного пове-дения, передаваемого ребенку взрослым.
1.3. Условия возникновения агрессивного поведения подростков
На возрастание проявления насилия и агрессивности среди людей влияет экономическая нестабильность и социальная напряженность. В настоящее вре-мя повседневностью стали конфликты, некоторые из них перерастают в физи-ческое насилие, нанесение телесных повреждений, различные виды преступных посягательств против личности. Подобные конфликты сопровождаются взаим-ном неуважением, грубостью, оскорблениями, жестокостью. Особенно небла-гополучно положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных се-мей, которые ограничены в материальных возможностях удовлетворения своих желаний, интересов. Возникает чувство ущемленности, обделенности, незаслу-женной обиды, чувство зависти, которое толкает некоторых их них на совер-шение грабежей, разбоев, насилия. Подобные действия сопровождаются ожес-точением, служащим средством психологической компенсации пережитых уни-жений.
Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной реактивно-стью, возбудимостью, резкой сменой настроения. Подростки проявляют высо-кую тревожность на всех уровнях общения, прежде всего с родителями, взрос-лыми, от которых зависит их положение.
К специфическим формам подросткового поведения относятся: реакция увлечения (хобби – реакция), реакция эмансипации, реакция объединения в группы со сверстниками, реакции, обусловленные формирующимся сексуаль-ным влечениям. Проявления насилия, агрессивного поведения среди подрост-ков состоит в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от миро-воззрения и поведения родителей, взрослых.
Следующие факторы особенно влияют на формирование представлений и поведение ребенка:
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ – ребенок не получает должного внимания со сторо-ны родителей;
ГИПЕРОПЕКА – чрезмерная регламентация и контроль за поведением;
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ – родители ориентированы только на свои проблемы и отвергают ребенка;
ЖЕСТОКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ – излишние строгие наказания, в том числе за мелкие проступки, за самое незначительное непослушание;
«КУМИР СЕМЬИ» - ребенок является постоянно объектом внимания и восхищения.
Подобные модели отношения к ребенку в семье формируют у него каче-ства, которые порождают тревожность в его поведении и склонность к крайним реакциям и эмоциям, в том числе и агрессивного характера. Семья формирует не только социально значимые качества личности, но и оценочные критерии, создает свою культуру повседневной жизни. Нет ни одного социального аспек-та поведения подростка, на которые не оказала влияние семья.48,109.
Агрессивность ребенка можно выявить по следующим признакам:
1.Частые случаи действий против других детей (насмешки, побои, лише-ние какого-либо предмета).
2.Частые эпизоды гневных выкриков или приступы плохого настроения.
3.Постоянное противоречие родителям и другим авторитетным взрослым.
4.Многочисленные поступки, направленные на разрушение.
Деятельность средств массовой информации наложила значительный от-печаток на психику подростка – поток кино, телефильмов, печатной продук-ции, рекламы, заполненные сценами обмана, насилия, секса – делают подростка агрессивным. Обилие «детективов», «боевиков», «порнографических фильмов» и т.д. провоцируют агрессивные формы поведения, делая подростка взрослыми в его собственных глазах. Телевидение не только развлекает и дает информа-цию, но формирует в детях, подростках суждения, модели поведения.
Основные вопросы, которые вызывают беспокойство:
1.Вредно ли для эмоционального здоровья детей проводить столько времени перед телевизором ( в среднем 3-7 часов). Так ли много телепродукции связано с насилием?
2.Может ли наблюдение сцен насилия на экране формировать жестокость?
Психиаторы и психологи пришли к выводу, что воздействие телевидения на человека преимущественно негативное. Ученые убеждены в следующем:
• Подростки в серьезных ситуациях, в игре, в межличностном общении под-ражают насилию, увиденному на экране.
• Они склоны отождествлять себя с определенными жертвами или агрессора-ми.
• Подростки становятся не чувствительными к грубости, жестокости, посмот-рев много сцен насилия.
• Они начинают считать насилие приемлемой формой и моделью поведения и способом решения своих проблем.59,109.
Представляете себе айсберг, что над водой - это наше сознание, что под во-дой, чего мы не видим – подсознание. Наш сознательный ум старается не про-пускать все то, что является нездоровым, все то, что не приемлемо для общест-ва. Сознание подстраивается под базовые программы, заложенные в подсозна-нии. Если вы получаете одновременно команду на сознательном уровне – вы слышите и прочитываете (реклама, фильм), и команду на подсознательном уровне (через изображение). В своем поведении вы подчиняетесь в первую оче-редь команде, идущей с уровня подсознания. Важно какую информацию мы по-лучаем с экрана телевизора, но еще важнее какая информация находится за ка-дром.28,38.
Отдельно следует сказать о музыкальном пристрастии подростков. В воз-расте 11-12 лет у подростков возникает интерес к различным ансамблям, груп-пам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в молодежной среде, компании сверстников моде на те или иные музыкальные направления. Интерес даже страсть к определенным музыкальным стилям связан с особенно-стями эмоциональной жизни подростка, с потребностями в эмоциональном на-сыщении, слова песен являются как бы ответом на многочисленные мучащие подростка вопросы.50,123.
Ученые пришли к выводу, что современные музыкальные стили и направле-ния негативно влияют на эмоциональное здоровье людей. Итак, современные направления – рок, поп-музыка, джаз, танго, блюзы, вуду, компьютерная музы-ка имеют рваный ритм, который не является синхронным с ритмом организма. Эта музыка создает некоторый тип статического электричества, которое изме-няет сердцебиение. Когда вы танцуете, делая резкие, интенсивные движения, энергия выбрасывается, разрушая ауру человека, который ее слушает. Подрос-ток чувствует поток энергии, но он течет вниз, что толкает слушателя в депрес-сию, появляется чувство злобы, раздражения, агрессии, музыка может вызвать головную боль, ухудшение сна, психические и эмоциональные расстройства
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
|
|