Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Агрессия

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Скачать реферат


типы личностных конструктов: упредительный, констеллятор-ный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий, свободный. Личность эквивалентна личностным конструктам. 54, 473.

1.4.7. Подходы отечественных психологов к теории личности

Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашло отражение в работах многих авторов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, Б.С. Братусь, А.Б. Орлов и др.).

Понятие личности следует отличать от понятия индивида и индивидуаль-ности. Понятие «человеческий индивид» обозначает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретный социальных и психологических характеристик. Понятие «индивидуальность» обозначает совокупность унасле-дованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психический особенностей, отличающих одного индивида от остальных. Понятие «лич-ность» обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных осо-бенностей и выполняемых им социальных функций (ролей)… личность соци-альна, поскольку все ее роли и ее самосознание – продукт общественного раз-вития. (Кон И.С.) . 34, 53. В отечественной психологии выделяют уровни, ха-рактеризующие структуру личности. Н.В. Мясищев единство личности харак-теризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динами-кой нервно-психической реактивности. 34, 75. Л.И. Божович рассматривала формирование личности в онтогенезе. Она считала критические периоды в ка-честве формирования, становления личности ребенка – кризис одного года, кризисы трех, семи лет, кризис подросткового возраста. 34, 142. А.Н. Леонть-ев писал, личность = индивиду; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество…46, 344. Б.С. Братусь говорил о роли биологи-ческого в формировании личности. Психическое всегда действует, протекает, развертывается в рамках определенных биологических (физиологических, орга-низмических) условий. Для постоянства и «самостоятельности» логики разви-тия психики (т.е. ее относительной независимости от перипетий жизнедеятель-ности организма) необходимы обеспечения нужного диапазона этих условий, их устойчивость. Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет ха-рактер протекания психических функций, тем самым так или иначе влияя на эти функции. Причем надо ясно осознавать, что это именно две реальности, кото-рые можно различить, с одной стороны, как класс условий, а с другой стороны, как процесс, протекающий в этих условиях. Реальность внешняя, социальная – это мир предметов, явлений, общения, борьбы, в котором живет человек. «Внутренняя» - есть собственно душевная, психическая реальность. Формула - «внешнее через внутреннее» описывает в основном характер воздействия на психику внешних, социальных причин, бытия – на сознание. В этом взаимодей-ствии биологическая природа участвует как необходимое условие протекания, развертывания внутренних психических процессов. Изменение физиологиче-ских параметров изменяет характер протекания психических процессов, что может сказываться на формировании сложных психических образований, включая и личность человека.54, 400.

В результате теоретического анализа проблемы личности в мировой психо-логии можно сделать вывод, что содержание психического склада личности за-висит от целого ряда биологических, социальных факторов, чтобы добиться оп-тимального уровня развития личностных особенностей человека, необходимо обеспечить полную гармонию взаимовлияния между этими многочисленными факторами, что в практике реальной жизни абсолютно невозможно. Личность человека является уникальной и поэтому каждая личность по- разному реаги-рует на эти факторы. Находясь иногда в одинаковых условиях – биологическо-го, социального воздействия – мы наблюдаем формирование разных типов лич-ности, поэтому среди которых могут быть уступчивые люди, агрессивные и всякие другие. Поскольку обеспечить оптимальные условия для каждой отдель-ной личности весьма проблематично, единственным средством эффективного влияния на сам процесс развития личности может стать предварительное выде-ление комплекса психологических особенностей личности, формирование аг-рессивного типа, целенаправленная психокоррекционная работа с этими осо-бенностями. Таким образом, опираясь на положения З. Фрейда , работы других психологов, которые исследовали отдельные аспекты личности и факторы влияния на ее становление, мы можем предположить, что личность является комплексным образованием, а ее агрессивная направленность обусловлена, сложившимися в процессе жизни совокупностью определенных психологиче-ских особенностей. Агрессивная личность, с этой зрения, характеризуется соче-танием этих особенностей и уровнем их развития. По нашему предположению практическая реализация этой гипотезы может быть осуществлена благодаря предварительному выделению наиболее значимых психологических особенно-стей личности, которые обусловливают агрессивное поведение. Исследуя в тео-ретическом анализе все аспекты (биологические, социальные, психологиче-ские), влияющие на агрессивное поведение подростка, в качестве гипотетиче-ских общих особенностей личности этого плана, который чаще всего фигуриру-ет в исследованиях большинства ученых, нами были выделены следующие: спонтанная агрессивность, тревожность, раздражительность, депрессивность, обидчивость, общительность, недостаточная саморегуляция, негативизм.

Агрессивность – это поведение в отношении окружающих, характеризую-щееся выраженной направленностью и причинение им неприятностей или на несение ущерба, вреда.31, 6.

Тревожность – свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуа-циях.31,407.

Депрессивность – состояние душевного расстройства, подавленности, ко-торая характеризуется упадком сил и снижением активности .31,96.

Негативизм – демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им различных советов со стороны окружающих. 31, 265.

Раздражительность – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости грубости. 30, 31.

Обидчивость – почувствовать обиду, оскорбиться.

Общительность – человек, легко вступающий в общение с другими, не замкнутый. 31, 308.

Саморегуляция – стабильность эмоционального состояния, хорошее уме-ние владеть собой. 31, 352.

Выводы:

Проанализировав теоретические источники, рассмотрев различные подхо-ды к определению агрессии, причин ее возникновения и объяснению агрессив-ного поведения, можно сделать вывод, что не существует единого мнения на определение агрессии и причин ее возникновения. Ни одна из теорий не может дать полный ответ на эти вопросы, но позволяет объяснить определенный ас-пект проблемы, выделяя свои причины возникновения, свои методы диагности-ки и коррекции агрессивного поведения.

В нашей работе мы придерживаемся комплексного подхода к определению агрессии. Агрессия- это любая форма поведения, которая имеет цель нанесения вреда другому живому существу. Причинами агрессивного поведения могут служить биологические, социальные, психологические факторы.

Подростковый возраст связан с целым комплексом изменений: половое со-зревание, половая идентификация. Главная личностная черта - личностная не-стабильность, эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной возбудимостью, реактивностью, быстрой сменой настроения. Среди личност-ных особенностей – формирование чувства взрослости и «Я - концепции».

Причинами агрессивности выступают личностные особенности подростка- темперамент, характер, конфликтность; экономическая, социальная обстановка в стране; нарушение эмоциональных связей в семье, характер и условия семей-ного воспитания, окружение подростка.

Глава 2 Диагностика и коррекция психологических особенностей личности агрессивных подростков

2.1. Объект и этапы экспериментального исследования

Объект исследования: агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования: психологические особенности личности агрес-сивных подростков.

Цель исследования: выявить основные особенности личности агрессив-ных подростков; разработать программу коррекции личностных особенностей агрессивных подростков.

Гипотеза исследования: агрессивное поведение подростков обусловлено определенным набором психологических особенностей личности и уровнем их проявления у конкретного человека.

Исследование проводилось на базе МОУСШ № 36 Центрального района города Тулы, работающей по концепции, разработанной руководителем Заслав-ской О.В., как школа индивидуального профессионального выбора.

В исследовании принимали участие учащиеся восьмых классов – в коли-честве 36 человек – 15 мальчиков и 21 девочка.

В школе работает психолог. Основные направления работы психолога: просветительская, диагностическая, коррекционная, профилактическая дея-тельности. Работа строится по запросам администрации школы, учителей, ро-дителей учащихся. В настоящее время психолог работает с начальными класса-ми, занимается вопросами готовности детей к школе и адаптацией учащихся. Вопросами агрессии, агрессивного поведения

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»