Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Ассоциативная психология

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ПЛАН:

Введение

1.Ассоциативная психология Д. Гартли

2.Ассоциативные процессы Юма

3.Проблема творческого мышления в ассоциативной психологии.

Заключение

Список литературы

Введение

Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука)– наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний. Они каче-ственно отличаются от физиологических процессов (совокупность жизнен-ных процессов, промсходящих в организме и его органах) но и неотделимв от них. Слово психология впервые появилось в западно-европейских текстах в 16 веке.

Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Методо-логической базой развития психологии являются материалистическое и идеалистическое направления в философии. Понятия «душа» и «психика» одинаковы по своей сути.

К идеалистическому направлению относится понятие «душа». «Душу» рассматривают как явление, порожденное особой высшей сущностью (Бо-гом).

К материалистическому направлению относится понятие «психика». Она рассматривается как продукт деятельности головного мозга.

Основателем психологии как науки считается Аристотель. Им был на-писан первый курс психологии, который назывался «О душе». Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического зна-ния. Душа - по Аристотелю - это не самостоятельная сущность, а форма, спо-соб организации живого тела. Аристотель создал свою школу на окраине Афин и назвал ее Ликеем. «Правильно думают те, - говорил Аристотель сво-им ученикам, - кому представляется, что душа не может существовать без те-ла и не является телом». Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических факторов. Вместе с тем, это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организа-ции развития и причинности. Именно Аристотель властвовал над пытливыми умами в течении полутора тысячелетий.

Психология, как наука, формировалась на протяжении многих веков и до сих пор она не устоялась. В ней нет догматов и констант. С течением вре-мени менялись взгляды на науку о душе. Попробуем проследить становление психологии на протяжении почти трех веков, начиная с эпохи Возрождения.

1.Ассоциативная психология Д. Гартли

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Тело человека и животных теперь рассматривается как сложно устроенная машина, однако продолжает сохраняться идея, что работа тела человека в от-личие от тела животных регулируется не органическими потребностями, а душой.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные дуали-стическим учением, вновь предпринял нидерландский философ Б. Спиноза. Одновременно был введен принцип детерминизма — всеобщей причинной обусловленности и естественной научной объяснимости любых явлений. В науку он вошел в форме следующего утверж¬дения: «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей».

В XVII в. публикуются работы немецкого ученого Лейбница, содер-жащие первые идеи о бессознательном (неосознанное восприятие) и его свя-зи с сознанием.

В следующем, XVIII в. на свет появляются два учения, надолго предо-пределившие развитие психологии как науки. Это —эмпиризм и сенсуализм. Первый представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приоб-ретения человеком, о приоритете опыта над разумом, а второй — о домини-ровании чувственного познания над рациональным. Оба философских учения отрицали существование врожденных и неизменных идей, доказывали их опытное происхождение и возможность развития.

Родоначальником эмпирической психологии, т. е. психологии как пау-ки о внутреннем опыте, явился английский философ Д. Локк. С его именем связывают учение о том, что человек с рождения представляет собой «чис-тую доску, на которой время может написать любые письменах. Смысл дан-ного учения состоит в утверждении мысли об отсутствии у человека врож-денных способностей, возможности их прижизненного развития.

Параллельно с этим продолжает совершенствоваться и идеалистиче-ское учение о душе. Возникает представление о рефлексии как особой спо-собности души к самоанализу и самопознанию.

В научно-психологический оборот вводится понятие об ассоциа¬ции как сравнительно простом и вместе с тем универсальном механизме формирова-ния и приобретения опыта. Это понятие затем становится центральным в по-нимании основных психических процессов, от ощущений до мышления. Но-вое, основанное на ассоциации учение получает название ассоциационизма.

Ассоциативная психология — психологические направления, в кото-рых единицей анализа психики признана ассоциация. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов.

1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.

2. 2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как сис-тема механических связей (ассоциаций) между психически-ми элементами, в качестве которых рассматривались ощуще-ния и представления.

3. 3. Этап экспериментального и практического ассоцианиз-ма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

Крупнейший представитель ассоциационизма XVIII в. Д. Гартли соединил понятие рефлекса с понятием ассоциации. Это соединение выразилось сле-дующим образом: внешнее воздействие, порождающее рефлекторный ответ, запечатлевается в виде следов памяти — ассоциаций; частое повторение со-ответствующего воздействия ведет к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциации.

Его книга «Наблюдения за человеком» (1749) положила начало класси-ческому ассоцианизму.

Стремление вывести поведение человеческого орга¬низма из матери-альных начал (законов физики) сближает учение Гартли с декартовской пси-хофизиологией. Но в отличие от нее причинный анализ перехода от элемен¬тарных познавательных и двигательных актов к самым сложным не оставлял места ни для души, ни для рефлексии, ни для каких бы то ни было иных вне-телесных сил. Декарт опирался на собственную физику, Гартли — на ньюто-новскую.

Помимо Ньютона укажем на другие истоки гартлианского учения, от которого начинается все мощное и раз¬ветвленное течение ассоцианизма. Влияние Спинозы сказалось в идее эквивалентности психического и физиче-ского, неотделимости одного от другого; влияние Локка — в учении о произ-водности высших интеллектуальных явлений от элементарных сенсорных; влияние Лейбница — в разделении психического и сознательного. Гартли опирался также на успехи медицины (он был практикующим врачом) и ней-рофизиологии, связанные с различением уровней нервной деятельности. Все эти идейные направления вошли в его психологическую систему под воздей-ствием столь же огромного, сколь и несбыточного социального замысла: на основе точных законов научиться управлять поведением людей с целью сформировать у них твердые морально-религиозные убеждения и тем самым усовершенствовать общество.

Гартли считал себя противником материализма. Такая установка опре-делялась особенностями идейно-политической жизни Англии XVIII в. Но хо-тя его концепция и содержала теологический привесок, ее материалистиче-ская сущность не вызывает сомнений. Законы психического он выводил не из него самого, а из процессов материального взаимодействия.

Гартли указывал, что именно ньютоновские труды «Оптика» и «Нача-ла...» привели его к основной идее — учению о вибрациях, на котором бази-руется учение об ассоциациях. Нервная система — это система, подчиненная физическим законам. Соответственно и продукты ее деятельности включа-лись в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от действия причин во внешнем, физическом мире. Этот ряд охватывал поведение всего организ-ма — от восприятия вибраций во внешней среде (эфире) через вибрации нер-вов и мозгового вещества к вибрациям мышц. Тем самым, так же как и у Де-карта, объектом объяснения становилось поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей. И поскольку психические процессы признавались неотделимыми от своей физиологической основы, они также ставились в однозначную зависимость от характера вибраций.

Все нервные вибрации Гартли разделял на два вида: большие и малые. Малые возникают в белом веществе головного мозга как миниатюрные ко-пии (или следы) больших вибраций в черепно-мозговых и спинномозговых нервах. Учение о малых вибрациях объясняло возникновение идей в их отли-чии от ощущений. Поскольку же первичными считались большие вибрации в нервной системе, возникающие под воздействием на нее «пульсации» внеш-него эфира, «внутренний мир» идей выступал как миниатюрная копия реаль-ного взаимодействия организма с миром внешним. Однажды возникнув, ма-лые вибрации сохраняются и накапливаются, образуя «орган», который опо-средствует последующие реакции на новые внешние влияния. Благодаря этому организм в отличие от других физических объектов становится обу-чающейся системой, имеющей собственную историю.

Основа обучаемости — память способна запечатлевать и воспроизво-дить следы прежних воздействий. Она для Гартли общее фундаментальное свойство нервной организации, а не один из психических познавательных процессов (каковой оказалась память в некоторых современных классифика-циях). «Гартлианская вибрационная неврология мнемических процессов,— замечает американский

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»