Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Биологическое и социальное в человеке

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УС-ЛУГ

УФИМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

Кафедра социологии и политологии

Биологическое и социальное в чело-веке

Контрольная работа

Студентки

заочного факультета

группа ГУЗ 01-40 Бурениной Г.И..

шифр 2399 – 303

Проверил:

зам. декана кафедры

социологии и политологии

Шарипов А.Р.

г.Салават, 1999 г.

Ещё доисторическим людям на степени их мифологического миро-воззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, кото-рое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой, по-гречески - псюхэ. Платон (427-347) путём чисто философского размышле-ния сделал величайшее научное открытие. Он установил, что психика (ду-ша) человека состоит из трёх частей: Разума, Чувств и Воли. Весь духов-ный мир человека рождается именно его Разумом, его Чувствами и его Во-лей. Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неис-черпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов.

Платон, будучи великим педагогом, который учитывал состояние и уровень духовного развития своих современников, своё открытие описал в виде мифа. Душа, писал он в своих диалогах - это колесница, в которою впряжено Разум и Чувства, а управляет ими Воля. Когда Разум, оторвав-шись от земного, слишком забирается в небесные высоты, то Воля осажда-ет его, возвращая к реальности; когда же чувства, отяжелев, стремятся слишком опустится в земное, похотливое, воля удерживает и повышает их. Вся колесница (душа, вся жизнь человека) движется в том направление, которое ей указывает воля.

Структура природы человека.

В структуре природы человека можно обнаружить три составляю-щие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа ду-ховная.

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1974 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современ-ные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

В снятом виде возрастающая линия эволюции человека прошла, воз-вышаясь, такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предше-ственниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже ... охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.

За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей живот-ного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит ката-строфическое поражение в конкурентной борьбе за существование и смо-жет проживать только в узкой географической полосе своего возникнове-ния - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим за-болеваниям, деградированная иммунная система...

Превосходство над животными биологически обеспечивается чело-веку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного жи-вотного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жиз-ни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включает-ся в работу только 1 миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 мил-лиардов – 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".

В биологической природе человека генетически закладывается об-щее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхо-лический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на ко-торой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каж-дый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической приро-дой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только канди-датом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого сло-ва. Становление человека происходит путём социализации новорождённо-го, то есть, если оперировать изложенными нами выше категориями, на основе биологической природы приобретать природу социальную.

Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производ-ства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение че-ловека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализаци-ей человека.

Только в обществе и от общества человек приобретает свою общест-венную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек ус-ваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений...

Необходимо подчеркнуть, что в философии, начиная с Аристотеля, общественная природа считалась не столько составной, сколько ведущей в структуре человека. Некоторые ученые, сущность человека видели только и исключительно в его общественной природе. Никто не станет отрицать атрибутивности (неотъемлемой сущности) социальной природы человека. Но в структуре природы человека такая же атрибутивность принадлежит биологической и духовной природе в определении сущности человека.

Духовная (нравственно-духовная) природа человека. Биологиче-ская природа человека в условиях социальной жизни способствуют пре-вращению его в человека, биологического индивида - в личность. Сущест-вует множество определений личности, выделения её признаков и характе-ристик. Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрыв-ной связи с его биологической природой в процессе общественной жизне-деятельности. Личность - это существо, которое со знанием дела (созна-тельно) принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.

Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три состав-ные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.

Соотношение Разума, Чувства и Воли того или иного человека при тех или иных условиях неоднозначно. Указанные три элемента психики находятся между собой в диалектической связи. При полном совпадении разума, чувств и воли наступает коллапс: у человека нет внутренних ду-ховных противоречий. Он что думает, то и чувствует, так и действует - полная внутренняя гармония... идиота. У нормального человека между ра-зумом чувствами и волей постоянно существует некоторая несогласован-ность. И пока мы "балансируем" между этим составными психики, до тех пор мы и живём духовно. При полной же разбалансировке между умом, чувствами и волей, когда мы одно понимаем, другое чувствуем а в разлад с первым и другим действуем, наступает распад духовного мира человека, распад (раздвоение) личности. Нормальные люди как бы балансируют на натянутом канате между идиотом и распадом личности. Учитывая всё это, известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд говорил: "Каждый человек - психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозре-вают об этом".

Природа человека диктует ему смысл его жизни.

Человек

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»